Конспект урока русского языка

1
0
Материал опубликован 10 October







Разработка урока русского языка

«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

во 2 классе















Выполнил учитель начальных классов

Кривощекова Надежда Алексеевна,

высшая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №2» г. Кудымкара















2024

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Цели: Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в словах.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой, различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Личностные УУД: определять и высказывать общие и простые для всех людей правила поведения при совместной работе, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: умение определять тему и цели урока с помощью учителя, исправлять ошибки в работе после её завершения на основе её оценки и учёта характера допущенных ошибок, высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и выполнять их.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать выводы.

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

Мысленно пожелайте удачи сегодня себе и одноклассникам. Улыбнитесь друг другу.

II Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания

(На доске запись) Н Р Й М Ч Л

- Какое задание можно предложить? Какая буква лишняя? Почему?

Буква Ч, т.к. она обозначает глухой шипящий согласный звук, а все остальные буквы обозначают звонкие согласные звуки.

Запись числа и буквы Чч.

III Определение темы и целей урока

(На доске запись) Бол.., кол..цо, лос.., ден.., ноч..ной, пал..то, хищ..ник, кон…ки, уточ..ка.

- Прочитайте. Подумайте на какие три группы можно разделить слова?

Ответ: 1 группа – Ь пишется на конце слов, 2 группа – Ь пишется в середине слов, 3 группа – Ь не пишется.

боль кольцо ночной

лось пальто хищник

день коньки уточка

- В какой группе не пишется Ь? Прочитайте слова.

- Какие сочетания встретились в 3 группе слов?

- Какие звуки обозначают буквы Ч и Щ? Как произносятся звуки? Дайте характеристику этим звукам?

- Какую ошибку можно допустить в этих словах?

- Почему между Ч и К, Ч и Н, Щ и Н не надо писать Ь?

- Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке русского языка?( о правописании слов с буквосочетаниями ЧК,ЧН,ЩН)

- Но есть и другие буквосочетания, между которыми не пишется Ь. Найдите их в учебнике на с. 4

- Подумайте, чему мы будем учиться на уроке? Определите цели нашего урока.

Ответ: будем учиться писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ, НЧ; выделять орфограмму в словах.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение правила в учебнике на с. 5

2. Чтение стихотворения учителем для лучшего запоминания буквосочетаний, в которых не пишется Ь.

Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка,

Срочный, уличный, ночной.

Знаем мы наверняка,

Как писать ЧН, ЧК.

3. Опорная запись правила « Ь не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ, НЧ».

4. Отгадайте загадки и напишите отгадки.

А) Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает,

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка)

- Кто знает, почему эту девочку назвали Дюймовочкой?

Имя этой героине дала единица длины в английской системе мер – дюйм. Она равна 2,5 см. Вот какой миниатюрной была героиня сказки Г.Х.Андерсена Дюймовочка, легко помещавшаяся в скорлупке грецкого ореха.

Б) На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал

И развеял этот шар. ( одуванчик)

В) Как назвать человека, который работает на стройке и кладёт кирпич?( каменщик)

Ребус ,

+ ЩИК

- Выделите орфограммы. Запомните, в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ, НЧ не пишется ь.

V. Физминутка

Называю слова, если нет буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ, НЧ – подпрыгнуть, а если есть хлопнуть в ладоши над головой.

Печка, ручка, печь, удачный, дочь, дочка, коричневый, аптечка, ночь, ночка, речь, мечта.

VI Закрепление изученного материала

1.Самостоятельная работа

Прочитайте слова. Все ли значения слов вам понятны?

Мальчики, спишите слова, в которых 2 слога.

Девочки, спишите слова, в которых 3 слога.

Песочница, мечта, удочка, , помощник, ласточка, почта, цветочница, хищный, мачта, спички, печка, молочный, мощный, девочка.

Проверка: мальчики –мечта, почта, хищный, мачта, спички, печка, мощный.

девочки – удочка, помощник, ласточка, молочный, девочка.

- Оцените себя с помощью волшебных линеечек. Устная самооценка по алгоритму.

2. Пальчиковая гимнастика (по выбору учителя

3. Орфоэпическая минутка

Прочитайте слова хором. Какой звук нужно произносить?

Помощник, что, чтобы, конечно, скучно, нарочно.

4.Чтение стихотворения  подготовленным учеником

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно,

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно,

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно,

Но теперь – то я послушный.

5. Работа в группах

Измените слова по образцу. Напишите.

1 группа Ёлка – ёлочки, снеговик - … , звезда - … , санки - …

2 группа Молоко – молочный, яблоко - …, песок - …, кирпич - …

3 группа Птенец – птенчик, конец - …, блин - …, стакан - …

4 группа Белка – белочка, курица - …, утка - …, гусь - …

5 группа Тарелка – тарелочка, крыльцо - …, кольцо -…, кружка -…

-Какая орфограмма во всех словах?

- Сделайте вывод о написании буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ, НЧ.

VII. Рефлексия

Оцените работу на уроке с помощью «светофора».

- Кто доволен работой на уроке?

- Что вам помогло быть успешным на уроке?

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание

- Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ, НЧ?

Выучить правило на стр.5, подобрать по 2 слова на каждое буквосочетание, записать в тетрадь и выделить орфограмму.

Приложение

1 группа Измени слова и напиши.

Ёлка – ёлочки снеговик - …

звезда - … санки - …

2 группа Измени слова и напиши.

Молоко – молочный яблоко - …

песок - … кирпич - …

3 группа Измени слова и напиши.

Птенец – птенчик конец - …

блин - … стакан - …

4 группа Измени слова и напиши.

Белка – белочка курица - …

утка - … гусь - …

5 группа Измени слова и напиши.

Тарелка – тарелочка крыльцо - …

кольцо -… кружка -…













Список использованной литературы

В.Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – Москва:АСТ,1996

В.Волина. Русский язык (учимся играя).-Екатеринбург: Арго,1996

Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка. – М.:Аквариум, 1996

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.