Конспект урока русского языка «Первый среди равных» (4 класс)

ОГБОУ “Центр образования для детей с ососбыми
образовательными потребностямиг. Смоленска”
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка
“Первый среди равных”
Автор: учитель начальных классов
Язенина Ольга Анатольевна
Смоленск, 2020 г.
Класс: 4
Оборудование: электронная тетрадь, тренажёры, созданные в сервисах Wizer.me и Learningapps, на электроной доске Аwwapp.
Цель: систематизация знаний об имени существительном.
Задачи:
1. Научить отличать имена существительные от других частей речи,
тренировать в нахождении имён существительных, в определениии их признаков, обобщить знания о роли существительных в предложении.
2. Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, воображение.
3. Воспитывать учебную активность и умение работать самостоятельно.
Ход урока:
Задание 1.
- Разгадай ребус и ты узнаешь тему урока.
Имя существительное (цветная рамка - это тест)
- Итак, что же зашифровано в ребусе? (Имя существительное)
- Скажи, пожалуйста, понятие “Имя существительное” для тебя новое? (Нет)
- Какова же цель урока? (Повторить и закрепить знания об имени существительном)
Задание 2.
- Об имени существительном Эдуард Николаевич Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Как ты думаешь, что он имел ввиду? (Как хлеб является главным среди продуктов, так и имя существительное является главным среди частей речи)
- Хлеб - важнейший продукт, как без хлеба еда не вкусна, так и без существительного наша речь бедна и бледна. С помощью этой части речи можно описать природу, портрет и так далее. Имя существительное - самая распространённая часть речи. Почти каждое второе слово в русском языке является существительным. Давай в этом убедимся. Прочитай стихотворение:
Шёпот, робкое дыханье, трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица.
В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы, и заря, заря!..
- Это стихотворение написал Афанасий Афанасьевич Фет. С помощью какой части речи он описал утреннее небо, охваченное зарёй? (С помощью имени существительного)
- В данном стихотворении всего 35 слов. Из них 23 существительных. То есть больше половины. Что обозначает имя существительное? (Предметы, явления, чувства)
Задание 3.
- Прочитай стихотворение.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
- Найди и выдели существительные.
- На какие две группы можно их разделить? (Одушевлённые и неодушевлённые)
- Что помогает определить одушевлёность или неодушевлённость? (Вопросы кто? и что?)
- Можно сделать вывод, на какие вопросы отвечает имя существительное. (Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?)
- Одушевлённость имени существительного - это постоянный или непостоянный признак? (Постоянный)
Задание 4.
- Прочитай слова.
Одежда, москва, тарелка, уют, анна, дружба, океан, иванов.
- Всё ли правильно написано? (Нет)
- Исправь ошибки.
- Почему слова Москва, Анна, Иванов написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные)
- Какой вывод ты можешь сделать об имени существительном после выполнения данного задания? (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными)
- Это постоянный признак? (Да)
Задание 5.
- Прочитай предложения.
Из земли бил холодный ключ.
Я достал ключ из кармана.
Возле ключа бежит ручеёк.
- Ты обратил внимание, что во всех трёх предложениях повторяется одно и то же слово “ключ”. Как ты думаешь, одинаковую ли роль играет это слово во всех предложениях?
- Давай проверим. Для этого определи, каким членом предложения является слово “ключ” в каждом предложении.
- Сделай вывод о том, какими членами предложения может быть существительное. (В предложении имя существительное играет роль подлежащего, дополнения или обстоятельства)
- В старших классах ты продолжишь изучение роли существительного в предложении и узнаешь, что существительное может выполнять и роль определения, и сказуемого.
Москва - столица России. (Слово “столица” выступает в роли сказуемого)
На столе стоял кувшин из глины. (“Из глины” - это определение, так как его можно заменить прилагательным “глиняный”)
Подведение итогов урока.
- Сегодня мы начали повторять признаки имени существительного. Предлагаю пройти тест, чтобы проверить, всё ли ты правильно запомнил.
- Исходя из того, что мы сегодня вспомнили, сформулируй определение имени существительного. (Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? и что? может быть одушевлённым и неодушевлённым, собственным и нарицательным, в предложении может быть любым членом предложения)
- Как ты думаешь, почему тема сегодняшнего урока звучит “Первый среди равных?”?
(Все части речи очень важны, можно сказать равны. Но имя существительное можно поставить на первое место, так как без имени существительного нельзя составить ни
одного предложения. Эта часть речи является самой распространённой)
- Оцени работу на уроке!
- Всё ли тебе было понятно? Остались ли вопросы по теме?
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Язенина Ольга Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна