Конспект урока русского языка по теме «Имя существительное» (2 класс)
Аннотация
к конспекту урока русского языка во 2 классе
«Имя существительное: значение и употребление в речи».
Цель: создание условий для формирования понятия «имя существительное».
С целью развития орфографической зоркости обучающихся, через технологию развивающего обучения на уроке применялись такие методы обучения как: проблемные, поисковые, частично-поисковые. Были отобраны следующие формы организации учебного процесса:
индивидуально-групповые (определить закономерность);
парные (парное взаимодействие, взаимопроверка);
групповые (поиск информации в различных источниках);
коллективные (работа над текстом, проведение рефлексии).
На уроке использовались следующие технологии: игровые, информационно-коммуникационные (презентация), технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.
Урок содержит повторение грамматического материала, решает задачи развития речи. В ходе урока дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.
Новизна заключается в том, что на уроке используется современные дидактические подходы в изучении орфографии: выборочный зрительный диктант (ученики списывали не весь текст, а лишь слова по изучаемой теме «Имя существительное»), словарный диктант с обобщением (обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний), списывание с последующей взаимопроверкой (ученики, сидящие рядом, обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполненные задания, исправляя карандашом замеченные ошибки и отмечая их на полях).
Русский язык.
Тема: Имя существительное: значение и употребление в речи.
Цель: создать условия для формирования понятия «имя существительное».
Задачи:
развитие умения анализировать значение и происхождение слова, умение работать с энциклопедической и справочной литературой, делать выводы и обобщения;
развитие орфографической зоркости; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса; развитие мышления, речи, фонематического слуха;
формирование понятия «имя существительное – часть речи»;
воспитание в детях таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания, прилежное отношение к учёбе, дружелюбие, умение работать в коллективе.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
Проявление положительного отношения к школе, к учебной деятельности; осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивных:
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательных:
Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме; давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативных:
Принимать участие в работе парами; контролировать свои действия в ходе учебного процесса; адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Русский язык», тетрадь на печатной основе №2, автор Н.Нечаева; презентация, компьютер, проектор, тетрадь.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. | Приветствие. – Вспомним правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. – Для чего нужно соблюдать эти правила? - Вы готовы открывать что-то новое? - Тогда вперед! | Дети проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия. | - С какого этапа начинается урок русского языка? - С какой целью мы проводим минутку чистописания? -Посмотрите на доску и предложите свои задания. (Слайд №2) - Что объединяет слова, записанные нами в тетрадь? - На какие группы вы бы их поделили? - Прочитайте предложение. - Какое значение имеет правильная посадка при письме? - Запишите предложение. - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задания к этому предложению. - Сравним ваши варианты. - С помощью этого задания, какие знания мы сможем повторить? | Фронтально-индивидуальная работа. - С минутки чистописания. - Выполните предложенные задания. (Записывают буквы, слоги, буквосочетания, в словах ставят ударение.) -Это словарные слова. ---Они двусложные. - Все слова можно отнести к теме «Школа». - Мужского и женского рода. Работа в паре. Обсуждение предложенных вариантов. -Повторяли материал, который поможет нам на уроке выполнять задания. Выборочные ответы. | 1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД). 2.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания ( регулятивные УУД) 3.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата ( регулятивные УУД) 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом ( регулятивные УУД). 2.Прогнозировать предстоящую работу (определять основной вопрос урока) ( регулятивные УУД). 3.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке (коммуникативные УУД) 4.Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания (коммуникативные УУД). 5. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении (коммуникативные УУД). |
III. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания). | На доске (слайд №3): м...роз с...бака в...р...на в...тер за...ц п...года гор...д в...р...бей -Объясни правописание слов с пропущенными буквами. - Проверьте. (Слайд №4) (Взаимопроверка.) - Какие вопросы можно поставить к этим словам? - Предлагаю записать эти слова в два столбика: Кто? Что? (Слайд №5) - Что обозначают эти слова? (Слайд №6) - Какие ключевые слова помогут нам определить тему урока? - Предмет, имя существительное. - Что можно сказать о словах погода, ветер, мороз? - О чем будем говорить на уроке? (Слайд №7) - Какую цель поставим? - Что нам необходимо для достижения цели? - Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке? | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. - Кто? - Что? - Предметы, явления природы. - Мы определили тему урока и ключевые слова. | 1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД). 2.Принимать участие в обсуждении и формулирование цели конкретного задания ( регулятивные УУД) |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Работа по учебнику. Упражнение 170, стр. 86. - Назовите пропущенные буквы, подберите проверочное слово, запишите только те слова, которые отвечают на вопрос кто? - Что называют записанные слова (предметы). -Что надо сделать, чтобы узнать имена существительные? (Поставить к слову вопрос.) -Какие слова называются именами существительными? - Сравним наши ответы с правилом на странице 85. | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. | Развиваем умения: 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания. 2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) ( регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД) |
Динамическая пауза. | -Как живешь? -Вот так! -Как идешь? -Вот так! -Как бежишь? -Вот так! -Ночью спишь? -Вот так! -Как берёшь? -Вот так! -Как даёшь? -Вот так! -Как танцуешь? -Вот так! | Выполнение упражнений. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
V. Этап реализации построенного проекта. | Работа в рабочей тетради. Упражнение 79. - Найдите и выпишите семь существительных, в каждом из которых больше одного слога. - Обсудим, что у вас получилось. - Выпишите имена существительные, которые нельзя увидеть. (Слайд №8) Вывод: 1) Мы очень любим называть В грамматике предметы И на вопросы отвечать, Ведь сами мы - ответы. 2) Вопросы эти « что?» и « кто?» Без них не может жить никто. А кто на них даёт ответ Тот называет сам предмет. | Работа в парах. Выборочные ответы. | 1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) (регулятивные УУД). 2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). 3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД) |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Работа в группах. Каждой группе даны слова: пишет, Москва, светлое, круглый, поет, свистит, ученик, грач, Аня, небо, снег, утро, санки, заяц, ежик, игрушки. -Что надо сделать, чтобы узнать имена существительные? (Поставить к слову вопрос) -Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными). (Слайд №9) Запишите эти слова. Проверьте правильность выполнение работы по эталону. | Фронтально-индивидуальная работа. Выборочные ответы. | 1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом) (коммуникативные УУД). 2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом (регулятивные УУД) |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | - Запишите имена существительные. Пользуясь правилом, докажите, что это имена существительные. Предложите к данным словам задания. Найдите «лишнее» слово. Мел, парта, стол, доска, радость, стул, портфель. - Например, этот предмет (мел), он существует. Мы его видим, трогаем, значит, слово, которое называет предмет - имя существительное. Слово стол - имя мебели. Стол существует. Поэтому слово стол - имя существительное. | Фронтально-индивидуальная работа. | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
VIII Этап включения в систему знаний и повторения. | - О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Что мы нового узнали? -А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное) (Слайд №10) | Работают в группе. Выполняют творческое задание, составляют кластер с ключевым словом « имя существительное». | 1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом регулятивные УУД). 2.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей (познавательные УУД). |
Домашнее задание | На выбор: упражнение 80 (по группам) или №40 (Рабочая тетрадь) | ||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Продолжите предложения: (Слайд №11) Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен своей работой на уроке, потому что… Самый большой мой успех – это… Я не умел, а теперь умею… На следующем уроке я хочу… Возьмите свою «лесенку успеха» и отметьте результат своей работы на этапах « я знаю», « я умею» приклейте своих смайликов. | Высказывают свое мнение. Оценивание себя на «лесенке успеха» | 1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата (регулятивные УУД) 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (регулятивные УУД). |
Приложение
Карточка №1 Задание: выписать имена существительные. Пишет, Москва, светлое, круглый, поет, свистит, ученик, грач, Аня, небо, снег, утро, санки, заяц, ежик, игрушки. |
Карточка №2 Найдите «лишнее» слово. Мел, парта, стол, доска, радость, стул, портфель. |
Стихотворение Мы очень любим называть В грамматике предметы И на вопросы отвечать, Ведь сами мы - ответы. Вопросы эти « что?» и « кто?» Без них не может жить никто. А кто на них даёт ответ Тот называет сам предмет. |
Презентация