12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Критинина Елена Анатольевна294
Учитель начальных классов.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 2 класс.

Аннотация

к конспекту урока русского языка во 2 классе t1588937435aa.png

«Имя существительное: значение и употребление в речи».


Цель: создание условий для формирования понятия «имя существительное».

С целью развития орфографической зоркости обучающихся, через технологию развивающего обучения на уроке применялись такие методы обучения как: проблемные, поисковые, частично-поисковые. Были отобраны следующие формы организации учебного процесса:

индивидуально-групповые (определить закономерность);

парные (парное взаимодействие, взаимопроверка);

групповые (поиск информации в различных источниках);

коллективные (работа над текстом, проведение рефлексии).

На уроке использовались следующие технологии: игровые, информационно-коммуникационные (презентация), технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Урок содержит повторение грамматического материала, решает задачи развития речи. В ходе урока дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.

Новизна заключается в том, что на уроке используется современные дидактические подходы в изучении орфографии: выборочный зрительный диктант (ученики списывали не весь текст, а лишь слова по изучаемой теме «Имя существительное»), словарный диктант с обобщением (обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний), списывание с последующей взаимопроверкой (ученики, сидящие рядом, обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполненные задания, исправляя карандашом замеченные ошибки и отмечая их на полях).


Русский язык.

Тема: Имя существительное: значение и употребление в речи.

Цель: создать условия для формирования понятия «имя существительное».

Задачи:

развитие умения анализировать значение и происхождение слова, умение работать с энциклопедической и справочной литературой, делать выводы и обобщения;

развитие орфографической зоркости; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса; развитие мышления, речи, фонематического слуха;

формирование понятия «имя существительное – часть речи»;

воспитание в детях таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания, прилежное отношение к учёбе, дружелюбие, умение работать в коллективе.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

Проявление положительного отношения к школе, к учебной деятельности; осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательных:

Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме; давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативных:

Принимать участие в работе парами; контролировать свои действия в ходе учебного процесса; адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык», тетрадь на печатной основе №2, автор Н.Нечаева; презентация, компьютер, проектор, тетрадь.


























Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.


Приветствие.

Вспомним правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Для чего нужно соблюдать эти правила?

- Вы готовы открывать что-то новое?

- Тогда вперед!

Дети проверяют готовность к уроку.

t1588937435ab.png

Личностные УУД

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.


- С какого этапа начинается урок русского языка?

- С какой целью мы проводим минутку чистописания?

-Посмотрите на доску и предложите свои задания.

(Слайд №2)

t1588937435ac.png

- Что объединяет слова, записанные нами в тетрадь?

- На какие группы вы бы их поделили?

- Прочитайте предложение.

- Какое значение имеет правильная посадка при письме?

- Запишите предложение.

- Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задания к этому предложению.

- Сравним ваши варианты.


- С помощью этого задания, какие знания мы сможем повторить?


Фронтально-индивидуальная работа.

- С минутки чистописания.

- Выполните предложенные задания.

(Записывают буквы, слоги, буквосочетания, в словах ставят ударение.)

-Это словарные слова. ---Они двусложные.

- Все слова можно отнести к теме «Школа».

- Мужского и женского рода.


Работа в паре.

Обсуждение предложенных вариантов.

-Повторяли материал, который поможет нам на уроке выполнять задания.

Выборочные ответы.

1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

2.Принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

3.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

( регулятивные УУД)

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом

( регулятивные УУД).

2.Прогнозировать предстоящую работу

(определять основной вопрос урока)

( регулятивные УУД).

3.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

(коммуникативные УУД)

4.Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания

(коммуникативные УУД).

5. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

(коммуникативные УУД).

III. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).


На доске (слайд №3):

м...роз с...бака в...р...на

в...тер за...ц п...года

гор...д в...р...бей

-Объясни правописание слов с пропущенными буквами.

- Проверьте.

(Слайд №4)

(Взаимопроверка.)

- Какие вопросы можно поставить к этим словам?

- Предлагаю записать эти слова в два столбика:

Кто? Что?

(Слайд №5)

- Что обозначают эти слова?

(Слайд №6)

- Какие ключевые слова помогут нам определить тему урока?

- Предмет, имя существительное.

- Что можно сказать о словах погода, ветер, мороз?

- О чем будем говорить на уроке?

(Слайд №7)

- Какую цель поставим?

- Что нам необходимо для достижения цели?

- Когда нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке?

Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.

- Кто?

- Что?

- Предметы, явления природы.




- Мы определили тему урока и ключевые слова.


1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

2.Принимать участие в обсуждении и

формулирование цели конкретного задания

( регулятивные УУД)



IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.


Работа по учебнику. Упражнение 170, стр. 86.

- Назовите пропущенные буквы, подберите проверочное слово, запишите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Что называют записанные слова (предметы).




-Что надо сделать, чтобы узнать имена существительные? (Поставить к слову вопрос.)

-Какие слова называются именами существительными?


- Сравним наши ответы с правилом на странице 85.

Фронтально-индивидуальная работа.


Выборочные ответы.




Развиваем умения:

1.Принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания.

2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

( регулятивные УУД).

3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД)

Динамическая пауза.

-Как живешь?

-Вот так!

-Как идешь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вот так!

-Ночью спишь?

-Вот так!

-Как берёшь?

-Вот так!

-Как даёшь?

-Вот так!

-Как танцуешь?

-Вот так!

Выполнение упражнений.

t1588937435ad.gift1588937435ad.gif

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

V. Этап реализации построенного проекта.


Работа в рабочей тетради.

Упражнение 79.

- Найдите и выпишите семь существительных, в каждом из которых больше одного слога.

- Обсудим, что у вас получилось.

- Выпишите имена существительные, которые нельзя увидеть.

(Слайд №8)

Вывод:

1) Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы - ответы.

2) Вопросы эти « что?» и « кто?»

Без них не может жить никто.

А кто на них даёт ответ

Тот называет сам предмет.


Работа в парах.


Выборочные ответы.


1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

(регулятивные УУД).

2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом

регулятивные УУД).

3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД)

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.



Работа в группах.

Каждой группе даны слова:

пишет, Москва, светлое, круглый, поет, свистит, ученик, грач, Аня, небо, снег, утро, санки, заяц, ежик, игрушки.

-Что надо сделать, чтобы узнать имена существительные? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными?

( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

(Слайд №9)

Запишите эти слова.

Проверьте правильность выполнение работы по эталону.

Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.

t1588937435ae.gif

1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом)

(коммуникативные УУД).

2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом

(регулятивные УУД)


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


- Запишите имена существительные. Пользуясь правилом, докажите, что это имена существительные. Предложите к данным словам задания. Найдите «лишнее» слово.

Мел, парта, стол, доска, радость, стул, портфель.

- Например, этот предмет (мел), он существует. Мы его видим, трогаем, значит, слово, которое называет предмет - имя существительное. Слово стол - имя мебели. Стол существует. Поэтому слово стол - имя существительное.

Фронтально-индивидуальная работа.

1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).

VIII Этап включения в систему знаний и повторения.


- О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Что мы нового узнали?

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)

(Слайд №10)


t1588937435af.png

t1588937435aa.pngt1588937435aa.png

Работают в группе.

Выполняют творческое задание, составляют кластер с ключевым словом « имя существительное».


1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом

регулятивные УУД).

2.Самостоятельнt1588937435aa.pngо «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД).

Домашнее задание

На выбор: упражнение 80 (по группам) или №40 (Рабочая тетрадь)



Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Продолжите предложения:

(Слайд №11)

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Самый большой мой успех – это…

Я не умел, а теперь умею…

На следующем уроке я хочу…

Возьмите свою «лесенку успеха» и отметьте результат своей работы на этапах « я знаю», « я умею» приклейте своих смайликов.

Высказывают свое мнение.

Оценивание себя

на «лесенке успеха»


1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).


Приложение



Карточка №1


Задание: выписать имена существительные.



Пишет, Москва, светлое, круглый, поет, свистит, ученик, грач, Аня, небо, снег, утро, санки, заяц, ежик, игрушки.












Карточка №2

Найдите «лишнее» слово.


Мел, парта, стол, доска, радость, стул, портфель.






Стихотворение


Мы очень любим называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы - ответы.

Вопросы эти « что?» и « кто?»

Без них не может жить никто.

А кто на них даёт ответ

Тот называет сам предмет.

































Презентация

t1588937435ag.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.