Конспект открытого урока русского языка для 2 класса «Имя существительное. Ознакомление»
Открытый урок по русскому языку 2 кл.
Тема: «Имя существительное. Ознакомление»
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное.
Задачи:
Образовательная: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.
Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Ход урока.
Организационный момент.
1.1 Мотивация к учебной деятельности
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
2. Актуализация опорных знаний
2. 1. Вводная беседа.
Кто такой детектив?
Какими качествами должен обладать хороший детектив?
(иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным).
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)
ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО
- Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
2. 2. Чистописание.
Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)
Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.
- Дети, у нас на доске записаны слоги, вам нужно переставить их местами чтобы получить слово!
На, во, ро
Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)
- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)
- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
- Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)
Выделите корень в этих словах (ворон)
Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.
III Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)
Какие у вас возникли вопросы?
IV Изучение нового материала.
1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).
На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ
- Прочитайте эти слова и разделите их на две группы. Запись в тетрадь.
По какому признаку разделили слова?
Учитель, торт, медведь, дерево, кот, лиса, книга, жук.
Вывод: Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?).
Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопрос что? (чего? чему? чем? о чём?)
Слова, которые вы записали, называются именами существительными.
2. Проблемный вопрос: Что обозначают имена существительные?
Я на сумочку похож, То я в клетку, то в линейку.
Ручки ты в меня кладешь Написать по ним сумей-ка!
Школьник, ты меня узнал? Можешь и нарисовать...
Ну, конечно, я -... (пенал) 1б Что такое я? — ... (тетрадь) 4б
По черному белым. Что любят дети больше всего в школе?
Пишут то и дело. (доска и мел) 2б 1б (перемена) – 5 б
Линию прямую, ну-ка, До чего же, скучно, братцы,
Сам нарисовать сумей-ка! На чужой спине кататься
Это сложная наука! Дал мне кто бы пару ног,
Пригодится здесь... (линейка) - 4б Чтобы сам я бегать мог!
(ранец, портфель) – 4 б
-Что же обозначает имя существительное?
Люблю я очень называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь я сама – ответы!
Вопросы эти – «что?» и «кто?»
Без них не может жить никто!
А кто на них даёт ответ,
Тот называет вам предмет.
Вывод: имя существительное обозначает предмет.
- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
3. Работа по учебнику
Откройте учебники страница 44 упражнение 74.
Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. Поставьте к каждому слову-названию предмета вопрос. Запишите слова в два столбика: в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй на вопрос что?
Итак, давайте проверим всё ли верно. Какие же слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
(Кто?) девочка, сорока, заяц, обезьяна, воробей
(Что?) яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста.
Мини – вывод совместно с учителем
У вас у каждого на столе лежат карточки зелёного цвета, на которых записано по одному слову. Ваша задача определить на какой вопрос отвечает слово
Слова: море, рыба, якорь, моряк, кит, рак, волна, берег, осьминог, акула, мачта, штурвал.
Разделите слова на слоги и поставьте в них ударение.
5. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».
Дети по команде учителя изображают животных:
Зайчики! (Скачут.)
Раки! (Отходят назад.)
Лошадки! (Топают ногами.)
Птицы! (Машут руками.)
Цапли! (Стоят на одной ноге.)
Человек! (По этой команде дети садятся на места.)
Работа над упражнением 75
V.Итог урока
- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи?
- На какие вопросы она отвечает?
5.1 Игра « Кто? Что?»
( Кит, снег, луна, кошка, зима, парта, хлеб, трава, комбайнер, огурец, девочка, практикант, учитель, доктор, весна, сосулька)
5.2 Домашнее задание
с. 45 выучить правило, упражнение 76