12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ткаченко Наталья Константиновна948
Люблю путешествовать.
Россия, Ростовская обл., Белая Калитва
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»

Тип урока: урок – обобщение

 

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, упражнять детей в правильном употреблении существительных в речи, развивать речь, логическое мышление, воспитывать познавательный интерес, любовь к родному слову, чувство радости в общей работе.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.

  • Формирование ответственности перед коллективом.

  • положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

  • Формирование познавательной потребности.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения

( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Познавательные умения:

·        Определять отличительные особенности частей  речи  и обосновывать своё мнение.

·        Строить  предложения со словами.

·        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·        Давать оценку своим действиям, оценивать результат.

·        Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·        Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Регулятивные умение:

·        Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

·        Планировать свои действия в соответствии с   поставленной задачей.

·        Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

·        Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

·        Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

·        Готовность слушать и вести диалог.

Коммуникативные умения:

·        Умение слушать и понимать других.

·        Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·        Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

3.Учебные задачи, направленные  на достижение предметных  результатов обучения:

  • Знать основные признаки имени существительного.

  • Иметь представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).

  •  Уметь отличать имена существительные от других слов.

  • Уметь изменять имена существительные по числам.

  • Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.

  •  

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь.

Ресурсы: интерактивная доска.

 

 Ход урока:

I. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального настроя на деятельность, концентрация внимания).

Приветствие.

Все начинается со школьного звонка –

Дорога к звездам, тайны океана.

Все это будет поздно или рано,

Все это будет впереди, ребята, а пока...

В нашей школе стало тихо.

Прозвенел уже звонок.

Вижу, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

Мотивация.

 - Урок русского языка у нас сегодня необычный. Наш домовёнок Кузька, который часто помогает нам на уроках, сегодня решил отправить нас на прогулку. А куда он нас отправляет мы узнаем, отгадав загадку.

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры…

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём?

И смотреть зверей идём?(зоопарк)

- Верно, это зоопарк.

                  

II. Открытие  темы и постановка учебной задачи. 

-Но не просто Кузька нас туда отправил, в клетках с животными он спрятал задания, чтобы проверить наши знания и умения по русскому языку. Ну что идём?

-Чтобы нам было легче ориентироваться в зоопарке, Кузька дал нам карту зоопарка.

            (презентация https://prezi.com/view/3YCFVBPaeT57ib0BBW1b/   или

                                         https://prezi.com/p/edit/xbrujsb-ebw-/

                                   слайд 1, «Добро пожаловать!»)

-Да вот он и сам нас встречает и уже спешит направить нас к первому животному, для этого нам будут даны подсказки-загадки.

            Подсказка 1

Что за чудо!

Вот так чудо!

Сверху блюдо!

Снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)

-Мы направляемся к клетке с черепахой. У неё прямо на спинке задание для нас

              (презентация, слайд 2 «Работа в тетради») 

 

 Минутка чистописания (взаимопроверка)

жр мр ср жр мр ср

-Ребята, а вы не скажете, что это за шифровка такая у Кузьки? (женский род, мужской род, средний род)

- Это нам Кузька про какую-то часть речи намекает, которую мы недавно изучили. Не подскажете, что это за часть речи, которая имеет такие признаки? (Имя существительное)

-А вот у Кузьки ещё продолжение задания: разгадать ребусы, записать словарные слова и определить у них род. ( работа с сигнальными карточками)

- Скажите, а слов какого рода нет среди словарных слов?(мужского рода)

- Значит название второго животного, которого мы посетим в зоопарке, будет мужского рода. Но кто это? А вот и подсказка от Кузьки. Давайте её откроем.

 

              Подсказка 2

Длинная шея и длинные ноги.

Он может, как лошадь,

Бежать по дороге. (Страус)

      (на слайде видео о страусе)

                   (Переход на слайд 3 «Имя существительное»)

III. Выявление знаний об именах существительных.

 

- Отправляемся к клетке со страусом. А вот и следующее задание от Кузьки. Оно висит прямо на домике страуса.

Домовёнок  хочет узнать, что мы знаем об имени существительном.

          (работа с ментальной картой                        https://www.spiderscribe.net/app/?4421ed8dd694daadad7dbf429feb594e)

 

- Какие слова мы называем именами существительными?

-Только ли предметы обозначает? 

- Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

-  Как изменяются имена существительные?

- Сколько родов у имени существительного?

- А как определить склонения имен существительных?

- Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

- Какое правило вы должны знать относительно существительных 3 - х склонений?

- У существительных, какого склонения на конце после шипящей пишется - ь знак?

- У существительных, каких склонений и в каких падежах  окончания- е,-и ?

- А что значит, изменить существительное по падежам?

- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?

                                                     (оценивание)

-О каком непостоянном признаке мы с вами не вспомнили подробно? (изменение существительных по числам)

- Значит название третьего животного, которого мы посетим в зоопарке, будет связано с числом, наверное, это будет множественное число. Но кто это? А вот и ещё одна  подсказка от Кузьки. Давайте её откроем.

 Подсказка 3

Любит сладкое примат-

Человека младший брат.

От бананов до безе

Обожает ….(Шимпанзе)

Переходим к клетке с обезьянками, их действительно здесь множественное число.

                            (слайд 4 «Физминутка» )

IV. Физминутка.

- Обезьянки такие подвижные, что хочется вместе с ними сделать разминку.

Разминка с капитаном Крабом

https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs&list=PLM3urOdo-KCXhQuZUiDQlJN_8dqEq6kqK

-Вместе с нами все звери зоопарка сделали весёлую зарядку.

- Куда же нам теперь идти? А вот и подсказка.

        Подсказка 4

Бывает придорожное,

На пляже, молодёжное.

Здесь можно пиццы взять кусок,

Съесть пирожок и выпить сок. (Кафе)

- Какой Кузька молодец, всё предусмотрел, отправляемся в кафе.

             (слайд 5 «Кафе»)

 

V. Региональный компонент

- Ребята, а вам ничего не напоминает это кафе? (Казачью горницу)

- Нам нужно выполнить задание и показать, как мы знаем название казачьей посуды.

                      https://learningapps.org/watch?v=pi4cqwagt20

 

VI. Включение в систему знаний и повторение

- Ну что же, посмотрим подсказку Кузьки.

    Подсказка 5

Спасайтесь! Вас заперли!

- Пока мы отдыхали, непоседливые обезьянки сбежали из клетки и заперли нас в комнате отдыха кафе. И теперь, чтобы выбраться, нам необходимо найти и выполнить задания, чтобы открыть кодовый замок двери (квест «Закрытая комната»).

                               https://www.learnis.ru/198333/

- Теперь мы на свободе,  и пора продолжить путь дальше. Какая следующая подсказка?

 

    Подсказка 6

Посмотрите, дом стоит

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы. (Аквариум)

                       (слайд 6 «Аквариум»)

- Держим путь на аквариум. Задание у одной из рыбок. Но прежде, чем его выполнить, посмотрим видеошпаргалочку.

                https://biteable.com/watch/more-snappy-promo-scenes-copy-2274441

                https://learningapps.org/watch?v=pqzoxx5rj18

- Ну что, последняя подсказка. О чём она?

      Подсказка

Он самый долгожданный,

На празднике любом.

Значенья не имеет,

Кем будет сделан он… (Подарок)

- Движемся к месту, где нас ждут подарки. Но прежде, чем мы их получим, обобщим всё о чём мы говорили на уроке.

                 https://prezi.com/p/ria6hfea4igs/presentation/

VII. Рефлексия учебной деятельности

 - А теперь подарки от Кузьки. Он передал вам открыточки-обереги с его изображением.

- Какие чувства вы испытывали на уроке? (Выбрать подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке)

☼ уверенность 

☼  радость 

☼  удовольствие 

☼  тревога

 

- Ребята, Кузьма благодарит вас за интересный урок. Он обязательно ещё не раз пригласит вас на прогулку в зоопарк, где познакомит с другими животными.

- До новых встреч!

 

 Для урока использованы следующие ресурсы:

https://prezi.com/

https://www.spiderscribe.net/

https://www.youtube.com/

https://learningapps.org/

https://www.learnis.ru/

https://biteable.com/

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Лапина Светлана Александровна, 22.06.20 в 00:51 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезные практические материалы к уроку, отличная работа!
Ткаченко Наталья Константиновна, 22.06.20 в 09:04 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Александровна, за вашу оценку!
Ткаченко Наталья Константиновна, 22.06.20 в 09:05 2Ответить Пожаловаться
И вам, Ирина Владимировна, спасибо за внимание к моей работе.
Ткаченко Наталья Константиновна, 22.06.20 в 09:12 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Аркадьевна. Я рада, что вам понравился мой урок
Ткаченко Наталья Константиновна, 22.06.20 в 09:13 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Наталья Владимировна, за ваш отзыв о моём уроке.
Голдина Лилия Вильевна, 22.06.20 в 09:07 2Ответить Пожаловаться
Наталья Константиновна, большое спасибо за разработку урока. Вы выбрали интересную форму и задания. Все этапы логически взаимосвязаны, способствуют решению поставленных задач. Отлично используете различные ресурсы. Уверена, что урок детям понравился. Несомненно, данный ресурс окажет существенную помощь коллегам.
Ткаченко Наталья Константиновна, 22.06.20 в 09:21 2Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо вам, Лилия Вильевна, за подробную оценку моего урока. Стараюсь использовать разные ресурсы, постоянно нахожусь в поиске новых интересных ресурсов. Особенно мне нравится для создания презентаций использовать сайт prezi.com, получается находить оригинальные решения построения урока, например, как в этом уроке.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.