12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ткаченко Наталья Константиновна948 Люблю путешествовать. Россия, Ростовская обл., Белая Калитва Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»
Тип урока: урок – обобщение
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, упражнять детей в правильном употреблении существительных в речи, развивать речь, логическое мышление, воспитывать познавательный интерес, любовь к родному слову, чувство радости в общей работе.
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.
Формирование ответственности перед коллективом.
положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Формирование познавательной потребности.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения
( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
Познавательные умения:
· Определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение.
· Строить предложения со словами.
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Давать оценку своим действиям, оценивать результат.
· Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Регулятивные умение:
· Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
· Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
· Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
· Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
· Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
· Готовность слушать и вести диалог.
Коммуникативные умения:
· Умение слушать и понимать других.
· Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
· Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Знать основные признаки имени существительного.
Иметь представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).
Уметь отличать имена существительные от других слов.
Уметь изменять имена существительные по числам.
Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь.
Ресурсы: интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального настроя на деятельность, концентрация внимания).
Приветствие.
Все начинается со школьного звонка –
Дорога к звездам, тайны океана.
Все это будет поздно или рано,
Все это будет впереди, ребята, а пока...
В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Мотивация.
- Урок русского языка у нас сегодня необычный. Наш домовёнок Кузька, который часто помогает нам на уроках, сегодня решил отправить нас на прогулку. А куда он нас отправляет мы узнаем, отгадав загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры…
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём?
И смотреть зверей идём?(зоопарк)
- Верно, это зоопарк.
II. Открытие темы и постановка учебной задачи.
-Но не просто Кузька нас туда отправил, в клетках с животными он спрятал задания, чтобы проверить наши знания и умения по русскому языку. Ну что идём?
-Чтобы нам было легче ориентироваться в зоопарке, Кузька дал нам карту зоопарка.
(презентация
слайд 1, «Добро пожаловать!»)
-Да вот он и сам нас встречает и уже спешит направить нас к первому животному, для этого нам будут даны подсказки-загадки.
Подсказка 1
Что за чудо!
Вот так чудо!
Сверху блюдо!
Снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
-Мы направляемся к клетке с черепахой. У неё прямо на спинке задание для нас
(презентация, слайд 2 «Работа в тетради»)
Минутка чистописания (взаимопроверка)
жр мр ср жр мр ср
-Ребята, а вы не скажете, что это за шифровка такая у Кузьки? (женский род, мужской род, средний род)
- Это нам Кузька про какую-то часть речи намекает, которую мы недавно изучили. Не подскажете, что это за часть речи, которая имеет такие признаки? (Имя существительное)
-А вот у Кузьки ещё продолжение задания: разгадать ребусы, записать словарные слова и определить у них род. ( работа с сигнальными карточками)
- Скажите, а слов какого рода нет среди словарных слов?(мужского рода)
- Значит название второго животного, которого мы посетим в зоопарке, будет мужского рода. Но кто это? А вот и подсказка от Кузьки. Давайте её откроем.
Подсказка 2
Длинная шея и длинные ноги.
Он может, как лошадь,
Бежать по дороге. (Страус)
(на слайде видео о страусе)
(Переход на слайд 3 «Имя существительное»)
III. Выявление знаний об именах существительных.
- Отправляемся к клетке со страусом. А вот и следующее задание от Кузьки. Оно висит прямо на домике страуса.
Домовёнок хочет узнать, что мы знаем об имени существительном.
(работа с ментальной картой
- Какие слова мы называем именами существительными?
-Только ли предметы обозначает?
- Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько родов у имени существительного?
- А как определить склонения имен существительных?
- Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?
- Какое правило вы должны знать относительно существительных 3 - х склонений?
- У существительных, какого склонения на конце после шипящей пишется - ь знак?
- У существительных, каких склонений и в каких падежах окончания- е,-и ?
- А что значит, изменить существительное по падежам?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
(оценивание)
-О каком непостоянном признаке мы с вами не вспомнили подробно? (изменение существительных по числам)
- Значит название третьего животного, которого мы посетим в зоопарке, будет связано с числом, наверное, это будет множественное число. Но кто это? А вот и ещё одна подсказка от Кузьки. Давайте её откроем.
Подсказка 3
Любит сладкое примат-
Человека младший брат.
От бананов до безе
Обожает ….(Шимпанзе)
Переходим к клетке с обезьянками, их действительно здесь множественное число.
(слайд 4 «Физминутка» )
IV. Физминутка.
- Обезьянки такие подвижные, что хочется вместе с ними сделать разминку.
Разминка с капитаном Крабом
-Вместе с нами все звери зоопарка сделали весёлую зарядку.
- Куда же нам теперь идти? А вот и подсказка.
Подсказка 4
Бывает придорожное,
На пляже, молодёжное.
Здесь можно пиццы взять кусок,
Съесть пирожок и выпить сок. (Кафе)
- Какой Кузька молодец, всё предусмотрел, отправляемся в кафе.
(слайд 5 «Кафе»)
V. Региональный компонент
- Ребята, а вам ничего не напоминает это кафе? (Казачью горницу)
- Нам нужно выполнить задание и показать, как мы знаем название казачьей посуды.
VI. Включение в систему знаний и повторение
- Ну что же, посмотрим подсказку Кузьки.
Подсказка 5
Спасайтесь! Вас заперли!
- Пока мы отдыхали, непоседливые обезьянки сбежали из клетки и заперли нас в комнате отдыха кафе. И теперь, чтобы выбраться, нам необходимо найти и выполнить задания, чтобы открыть кодовый замок двери (квест «Закрытая комната»).
- Теперь мы на свободе, и пора продолжить путь дальше. Какая следующая подсказка?
Подсказка 6
Посмотрите, дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. (Аквариум)
(слайд 6 «Аквариум»)
- Держим путь на аквариум. Задание у одной из рыбок. Но прежде, чем его выполнить, посмотрим видеошпаргалочку.
- Ну что, последняя подсказка. О чём она?
Подсказка
Он самый долгожданный,
На празднике любом.
Значенья не имеет,
Кем будет сделан он… (Подарок)
- Движемся к месту, где нас ждут подарки. Но прежде, чем мы их получим, обобщим всё о чём мы говорили на уроке.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- А теперь подарки от Кузьки. Он передал вам открыточки-обереги с его изображением.
- Какие чувства вы испытывали на уроке? (Выбрать подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке)
☼ уверенность
☼ радость
☼ удовольствие
☼ тревога
- Ребята, Кузьма благодарит вас за интересный урок. Он обязательно ещё не раз пригласит вас на прогулку в зоопарк, где познакомит с другими животными.
- До новых встреч!
Для урока использованы следующие ресурсы: