Конспект урока русского языка по теме «Проверка безударных гласных в корне слова» (2 класс)

3
3
Материал опубликован 31 October 2019 в группе

Учитель: Мелехова Наталья Викторовна

2 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах

Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме

Цели урока:

1) изучить орфограмму «безударная гласная в корне слова»

2) вывести способ проверки данной орфограммы

3) развить коммуникативные навыки обучающихся

Оборудование: учебник русского языка С.В.Иванова 2 класс первая часть ,тетради, карточки заданий, карточки для самооценки, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.

Ход урока:

1 Организационный момент

- Доброе утро, дети! Я очень рада встрече с вами. Начинаем урок русского языка. Желаю вам хорошей и плодотворной работы.

-Запишите дату и название работы.

2. Мотивация. Актуализация знаний

а) - Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодиться». (Слайд №2)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

-Грамотностью в энциклопедии называют умение человека осмысленно читать и писать на родном языке. Грамотных людей разных профессий всегда очень ценят на любой работе. А вы желаете быть грамотными? (ответы детей)

-Тогда вперёд! И девизом нашего урока станут слова этой пословицы. Все свои достижения на этом уроке вы будете оценивать на «Дереве грамотности». ( раздать карточки с «Деревом грамотности» Приложение №1)

- Критерии оценки вы видите на этом листе. (Приложение №2, повесить с левой стороны доски.)

б) Фронтальный опрос.

- Спишите пословицу.

- Назовите из пословицы гласные буквы. (а, о, е, у, и, я)

Какой слог называют ударным? Как называется гласная в ударном слоге? Сколько ударных слогов может быть в слове? Что такое корень слова? Какие слова называют родственными? Приведите примеры.

в) Чистописание.

- Запишем аккуратно и красиво (в чередовании) гласные буквы из пословицы. Для чего вы будете выполнять это задание? (ответы детей)

ао ая

- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

А) - Посмотрите и послушайте какая однажды история произошла с ребятами летом. А потом выскажите свое мнение.

«Однажды на каникулах собрались подружки Поля и Соня поиграть в волейбол, а мяча у них не было. (Слайд №3) Написали своему другу Димке смс-сообщение: (Слайд №4) «Приходи с мечом, поиграем». (Слайд №5) Дима прочитал сообщение и ответил: «Договорились. Сейчас приду». Ждут подружки товарища на улице. Пришел Дима, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Девочки расстроились, что не придется поиграть в волейбол» (Слайд №6)

Б) - Почему так получилось? ( ответы детей: «Девочки неправильно написали «с мечом»)

- На доске я выписала текст сообщения девочек.

-В каком слове девочки допустили ошибку? Найдите «опасное место».Поставьте ударение в этом слове. Какую букву нужно написать? Такое «опасное место» в слове называют «орфограммой».Какую букву нужно написать? Почему? Чтобы вы посоветовали девочкам? (ответы детей: «Знать правило как грамотно писать слова»)

- Откройте учебник на стр. 84 и прочитайте тему урока. («Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова») (Слайд №7)

- Для чего мы будем изучать эту тему? (ответы детей: «чтобы быть грамотными»)

- Какую задачу поставим на урок? ( ответы детей: « Научиться грамотно писать буквы безударных гласных в корне слова»)

- Чтобы научиться грамотно писать, мы будем отвечать на следующие вопросы: (Приложение№3, повесить в центре на доске)

1. Где проверять?

2. Что проверять?

3. Как проверять?

- Какой результат вы должны получить в конце урока? ( ответ детей: «уметь грамотно писать слова»)

4. Изучение нового материала

А) – Начнем с первых двух вопросов: где проверять и что проверять? Понаблюдаем за словами. (Слайд №8)

- Что вы заметили? Какие это слова? (ответы детей: «Это родственные слова») Почему? (ответы детей: «один корень»)

- Какой гласный звук в корне под ударением слышится? А какой буквой обозначен этот звук в слове?

- Какой безударный гласный звук в корне? Какой буквой он обозначен?

( аналогично анализируют следующие пары слов)

- Сделайте вывод. Дайте ответ на первый и второй вопросы. (ответы детей:

« Проверяем безударную гласную в корне слова»)

- Как пишутся гласные буквы в корне родственных слов в ударном и безударном положении? (ответы детей: «одинаково»)

- Какое слово в паре было проверочным? (ответы детей: «где гласная буква в корне под ударением»)

- Сделайте вывод. Дайте ответ на третий вопрос. Как же грамотно написать безударную гласную в корне слова? (ответы детей: « Нужно подобрать родственное слово, где проверяемая гласная буква находится в ударном положении»)

Б) Прочитайте правило из учебника. (Слайд №9)

- Вы сделали такой же вывод? (ответы детей)

- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

5. Первичная проверка усвоения знаний

А) - Объединитесь по группам. Помните о правилах работы в группах. Для каждой группы предлагается следующая работа: проведите исследование какую букву нужно вставить в слове? (Приложение №4)

- Проверим по эталону результаты вашего исследования. (Слайд №10)

- Встаньте, кто провел исследование и не допустил ни одной ошибки.

- Встаньте, у кого было допущено 1-2 ошибки.

- Для чего проводили исследование? (ответы детей: «Чтобы научиться применять новое знание проверки безударной гласной в корне слова»)

- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

Б) - Составим алгоритм правила: как мы действуем при проверке данной орфограммы. (Слайд№ 11)

1.Прочитать слово и поставить в нем ударение.

2. Определить безударную гласную, выделить корень.

3. Подобрать однокоренное проверочное слово, в котором безударный является ударным.

4. Написать грамотно слово.

- Для чего мы составили алгоритм правила? (ответы детей)

6. Физминутка

7. Первичное закрепление знаний

- Теперь поработайте в паре. Предлагаю игру «Забей гол». Договоритесь, кто из вас будет начинать первым «забивать гол» вставляя в слово безударную гласную, проверочное слово записывайте рядом. Помните о правилах работы в парах. (Приложение №5)

- Проверьте по эталону. (Слайд №12)

- Встаньте, чья пара выполнила задание без ошибок. Для чего вы выполняли это задание? (ответы детей)

- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

8. Контроль и самопроверка знаний

- А теперь пришло время испытать свои силы и поработать самостоятельно: Вам нужно выбрать задание на карточкеи выполнить его, записывая в рабочей тетради.

1) На красной карточке задание на повторение о родственных словах и корне слова.

2) На желтой карточке задание по сегодняшней теме урока. Разгадать загадку и вставить пропущенные буквы.

3) На зеленой карточке задание для тех кто старается знать много по предмету.

(Приложение №6) Карточки с заданиями лежат на свободном столе задней парты. Дети подходят к столу и выбирают для себя задание.

- Выберите задание какое вам нравится, а после его выполнения проверьте по эталону. (Приложение№7) Карточки-эталоны лежат на столе учителя.

- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Под каким девизом мы работали на уроке? Какую учебную задачу мы ставили на урок? Удалось выполнить эту задачу?

- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?

- Чтобы узнать какого успеха на уроке вы достигли, посмотрите на своё «Дерево грамотности» и сравните каких листочков больше.

- Если все листочки зеленые – вы отлично справились с поставленной задачей урока. Если есть и зеленые, и желтые листочки – вы хорошо работали на уроке, но ещё не хватает твёрдости в ваших знаниях. Если много красных листочков – вам нужно больше потренироваться в новом знании.

- Это был первый урок, где вы учились грамотно писать буквы безударных гласных в слове. Вы продолжите тренироваться в проверке на следующих уроках русского языка, узнаете разные способы проверки.

10. Домашнее задание (по желанию на выбор) (Слайд №13)

1) 1 уровень (репродуктивный)

- Работа в тетрадях на печатной основе к этому уроку.

2) 2 уровень (продуктивный)

- А для самых любознательных , которые стараются учиться хорошо и много знать, предлагаю провести мини-исследование. Из учебника «Литературное чтение» раздел «Народная мудрость» выписать 5-6 примеров слов с безударными гласными и записать к ним проверочные слова.





Список используемой литературы:

Г.В.Брагина. Мастерство учителя на уроке: Книга для учителя и студентов. Симферополь, 2001г.

И.В.Гуркова. Русский язык. Выбери ответ: Что такое родственные слова? 2 кл.: Пособие для учащихся. М.: Дрофа, 2004.

Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок – М. : ООО «Издательская Группа “Основа “», 2013.

О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Русский язык 1-4 классы. ООО «Издательство АСТ», 2010г















Приложения к уроку

Приложение №1. «Дерево грамотности»

t1572523958aa.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/911433/917b1e0c-f691-4a41-a480-1cc91ceaa6b2/s1200?webp=false







Приложение №2. Критерии оценки



t1572523958ab.jpg



https://yandex.ru/search/?text=картинка%20рисунок%20карандашом%20лист%20дерева&lr=213&clid=9582









Приложение№3





1. Где проверять?

2. Что проверять?

3. Как проверять?































Приложение №4

Задание для группы

t1572523958ac.jpg











Приложение №5

Вариант I

t1572523958ad.jpg

Вариант II

t1572523958ae.jpg



Приложение №6

Карточка красная

t1572523958af.gif







Карточка жёлтая

Вставь пропущенные буквы в загадку. Напиши проверочные слова.

t1572523958ag.jpg

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Напиши отгадку. _________________________







Карточка зелёная

t1572523958ah.gif



























Приложение №7

Эталон для красной карточки

t1572523958ai.jpg

Эталон для жёлтой карточки

t1572523958aj.jpg













Эталон для зелёной карточки

t1572523958ak.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Урок построен с использованием компьютерных технологий, позволяющих младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять знания и умения на практике.

31 October 2019

Хороший урок, Наталья Викторовна! Спасибо!

31 October 2019

Наталья Викторовна, а как бы презентацию посмотреть?

31 October 2019

Похожие публикации