Конспект урока русского языка во 2 классе «Произношение и обозначение на письме согласных звуков»
Конспект урока русского языка
2класс (возраст 8-9 лет).
Тема: « Произношение и обозначение на письме согласных звуков»
Составитель:
учитель начальных классов
Гайшина Светлана Николаевна.
Тип урока : изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели : формировать представление об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в конце слова; составить модель способа проверки парного согласного звука в конце слова; формировать умение с опорой на модель и с помощью алгоритма проверять парные согласные в конце слова способом изменения формы слова; продолжить работу над каллиграфией и словарными словами;
развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, мышление, речь учащихся; развивать умение работать в парах;
воспитывать аккуратность, чувство товарищества и взаимопонимания; интерес к природе.
Оборудование: демонстрационная и индивидуальные схемы слова, схема гласного звука, демонстрационные карточки с этапами алгоритма проверки орфограммы, мяч, цветные карандаши.
Ход урока
Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся |
1.Организационный момент. - Прозвенел звонок, начался урок русского языка. Работать будем под девизом: «На уроке не спеши, букву к буковке пиши» - Что это значит? | Дети читают хором. -Не торопись, старайся, пиши чисто, красиво, аккуратно, правильно. |
2.Актуализация опорных знаний. 1)Чистописание. А ещё не забывай , На уроке не зевай. Руку смело поднимай, Громко, полно отвечай. Ручку правильно держи, За посадкою следи. - Помнив об этом, выполним 1-е задание. На доске запись письменными буквами: Г Р П А Т - Написание каких букв повторим? (Обращает внимание на написание элементов букв) -На какие группы их можно разделить? Почему? - Спишите буквы, допишите до конца строки. - Оцените свою работу. Поставьте красные точки под самыми красивыми буквами. -Какие согласные записали? -Назовите только парные звонкие и глухие согласные. 2)-Чтобы меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. -Кто считает, что уверенно знает парные согласные? Поднимите руку. -Сейчас мы это проверим. Будьте внимательны. Игра с мячом «Звуковой баскетбол» -Называю слово со звонким согласным, а вы должны заменить первый звук на парный глухой. балка -…, дом - …, жил-..., день - …, бар - …, лак - …(слово- «ловушка»), глаз - …, зуб - .., гора - …, жар - … -Как отличить звонкий согласный от глухого?. Итог: хоровое проговаривание парных звонких и глухих согласных с опорой на таблицу. -Что повторили? На доске карточка: 1.«ЧТО? - ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» 3)Словарная работа. -Следующее задание выполним под девизом: «Не пером пишут, а умом». На доске слова: [карова], [сабака], [варона], [м´идв´эт´], [вараб´эй´]. -Прочитайте слова хором. -Запишите только те слова, которые начинаются с парного согласного звука. -Сверьтесь с доской. Согласны ли вы с ребятами? -Какое слово не записали? Почему? -Молодцы! Не попались в «ловушку». | Читают буквы. -Согласных и гласных, заглавных. Классифицируют по разным признакам, объясняют. Записывают в тетрадь буквы. Взаимопроверка и взаимооценка. Называют парные звонкие и глухие согласные, которые записали. Участвуют в игре. Образуют пары слов. Замечают слово-«ловушку», объясняют, почему оно лишнее в задании. Отвечают на вопрос. Проговаривают хором под руководством учителя. -Парные согласные. Читают хором, объясняют смысл пословицы. Читают хором за учителем. Игра «ЭХО». 2 уч-ся работают на закрытой части доски в роли «учитель» - «ученик». Отвечают на вопросы, объясняют. Остальные обуч-ся анализируют работу на доске, осуществляют самоконтроль, самооценку с помощью шкалы самооценки. |
3.Постановка учебной задачи. 1) -Давайте запишем слово «медведь» На доске запись: МЕДВЕ Д/Т Ь [Т´] -В слове слышим глухой согласный [т´], а написать можно букву д или букву т. Такое возможно? -Как вы думаете, такая проблема возникает только с одним парным глухим согласным звуком [ т´ ] или с разными парными согласными? -Давайте это проверим. Задание: спишите слова, указывая в скобках последний согласный звук. Сравните буквы и звуки в конце слов. Работа со схемой слова. -Тогда если проблема существует, изобразим её на схеме. - На схеме слова обозначить красным значком (!) «опасное» место. После парной работы на доске открываются карточки: 2.«ГДЕ?» и рядом карточка со схемой слова, в которой в конце схемы стоит значок (!). -Какая проблема возникает? На доске открывается карточка: 3. « КАК?» и рядом- вопросительный знак, записанный красным цветом. -Какая цель урока? | Записывают в тетради с последующим обсуждением. Отвечают на вопрос. - Наверное с разными. С ними всегда надо быть внимательными. Записывают в тетрадь: рог [ к ] - сок [к ] , лев [ ф ]– шарф [ ф ] , , ёж [ ш ] - ёрш [ ш ] , арбуз [ с ] - абрикос [ с ] . Сравнивают, делают вывод о том, что на конце слова слышим всегда глухой парный согласный. Это « опасное» место. Такая проблема возникает со всеми звонкими и глухими парными согласными в конце слов. Работа в парах со схемой слова. По модели на доске делают вывод, ЧТО изучаем, ГДЕ «опасное» место, дополняют схему слова на конце значком «глухой согласный звук». -КАК проверить парный согласный в конце слова? -Найти способ проверки парных согласных в конце слов, научиться им пользоваться, чтобы избежать ошибок в написании слов. |
4.Поиск решения учебной задачи. -Задание: прочитайте пары слов. Спишите. На доске пары слов: гриб - грибы, дуб – дубы, след – следы, овраг – овраги, лес – леса. -Используя модель на доске, подчеркните в словах «опасное» место. -Чем похожи эти слова? -Произнесите и послушайте слова во мн. ч. -Что вы заметили? -Произнесите слова ещё раз и послушайте, как произносится парный согласный перед гласным в этих словах. -Почему? - Сравните написание парных согласных в словах ед. ч. и мн. ч. -Кто догадался, как проверить парный согласный на конце слова? -Возвращаемся к модели на доске. -Предлагаю запомнить подсказку в стихах: Парные согласные живут в дружбе, У них гласные на службе. Гласный появился, Согласный закрепился. Физминутка. | Читают слова, списывают с доски, используя модель на доске, подчеркивают в словах «опасное» место. 2 уч-ся работают на закрытой части доски в роли «учитель» «ученик». Называют слова, в которых нашли «опасное» место, объясняют. Остальные обуч-ся анализируют работу на доске, осуществляют самоконтроль, самооценку с помощью шкалы самооценки. -Стоят в ед. ч., на конце слышим глухой парный согласный звук. Произносят слова, слушают звуки. -На конце слов слышим гласный звук. -Парный согласный слышится чётко. -Гласный помог. -Пишутся одинаково. Подчёркивают буквы. Отвечают на вопрос. С помощью учителя дополняют модель схемой проверочного слова, в котором гласный звук на конце обозначен красным квадратом. Делают вывод, читают правило в учебнике. Запоминают стих. |
5.Первичное закрепление. -Итак, мы открыли способ выбора парных согласных на конце слов. Как мы это делали? -А теперь с помощью модели будем учиться проверять и записывать слова, а поможет нам в этом алгоритм. На доске алгоритм: 1.ПРОИЗНОШУ. 2.СЛУШАЮ. 3.ПРОВЕРЯЮ. 4.ПИШУ. Загадки: Летом наедается, Зимой в берлоге высыпается. (Медведь) Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж) Птица с длинной красивой шеей, умеет плавать. (Лебедь) У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) Он пятится назад. (Рак) - Как назвать отгадки одним словом? (Животные) | -Слушали звуки в конце слов, находили «опасное» место. Работа по « цепочке» с устным объяснением у доски. Отгадывают загадки. Используя алгоритм, модель способа проверки, проверяют слово-отгадку, записывают проверочное и проверяемое слово, выделяют орфограмму. Обращают внимание на слово «медведь» и проверяют его в словарной работе. Находят Слово - «ловушку». |
6.Самостоятельная работа по новой теме. Учебник стр.116 упр. 147(верхняя стр.) На доске записаны слова из упр. с вариантами написания (например, СУГРОБ/П) 7.Домашнее задание. Доделать упр. по образцу в кл. работе. | Выполняют упр. по образцу в учебнике с последующей проверкой: работают у доски по «цепочке», подставляют в конец слова схему гласного звука, доказывая выбор букв, зачёркивают неправильную букву. Остальные обуч-ся анализируют работу на доске, осуществляют самоконтроль. Средство обратной связи – хлопок в ладоши. Самооценка с помощью шкалы самооценки. |
8.Рефлексия. -Какое «открытие» вы сегодня сделали на уроке? -Где можно использовать эти знания? -Кто доволен своей работой? Почему? -Посмотрите на самооценку в своей тетради. Кто сегодня был на высоте? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Выставка работ обучающихся у доски. |