Конспект урока русского языка во 2 классе «Произношение и обозначение на письме согласных звуков»

2
0
Материал опубликован 20 July 2020 в группе



Конспект урока русского языка

2класс (возраст 8-9 лет).

Тема: « Произношение и обозначение на письме согласных звуков»







Составитель:

учитель начальных классов

Гайшина Светлана Николаевна.



















Тип урока : изучение и первичное закрепление нового материала.





Цели : формировать представление об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова, о слабой позиции парных согласных в конце слова; составить модель способа проверки парного согласного звука в конце слова; формировать умение с опорой на модель и с помощью алгоритма проверять парные согласные в конце слова способом изменения формы слова; продолжить работу над каллиграфией и словарными словами;

развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, мышление, речь учащихся; развивать умение работать в парах;

воспитывать аккуратность, чувство товарищества и взаимопонимания; интерес к природе.





Оборудование: демонстрационная и индивидуальные схемы слова, схема гласного звука, демонстрационные карточки с этапами алгоритма проверки орфограммы, мяч, цветные карандаши.









Ход урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

1.Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начался урок русского языка. Работать будем под девизом: «На уроке не спеши, букву к буковке пиши»

- Что это значит?



Дети читают хором.


-Не торопись, старайся, пиши чисто, красиво, аккуратно, правильно.

2.Актуализация опорных знаний.

1)Чистописание.

А ещё не забывай ,

На уроке не зевай.

Руку смело поднимай,

Громко, полно отвечай.

Ручку правильно держи,

За посадкою следи.

- Помнив об этом, выполним

1-е задание.

На доске запись письменными буквами:

Г Р П А Т

- Написание каких букв повторим?

(Обращает внимание на написание элементов букв)

-На какие группы их можно разделить? Почему?

- Спишите буквы, допишите до конца строки.

- Оцените свою работу. Поставьте красные точки под самыми красивыми буквами.

-Какие согласные записали?

-Назовите только парные звонкие и глухие согласные.


2)-Чтобы меньше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

-Кто считает, что уверенно знает парные согласные? Поднимите руку.

-Сейчас мы это проверим. Будьте внимательны.


Игра с мячом «Звуковой баскетбол»

-Называю слово со звонким согласным, а вы должны заменить первый звук на парный глухой.

балка -…, дом - …, жил-..., день - …,

бар - …, лак - …(слово- «ловушка»), глаз - …, зуб - .., гора - …, жар - …

-Как отличить звонкий согласный от глухого?.

Итог: хоровое проговаривание парных звонких и глухих согласных с опорой на таблицу.

-Что повторили?

На доске карточка: 1.«ЧТО? - ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ»


3)Словарная работа.

-Следующее задание выполним под девизом: «Не пером пишут, а умом».

На доске слова: [карова], [сабака], [варона], [м´идв´эт´], [вараб´эй´].

-Прочитайте слова хором.

-Запишите только те слова, которые начинаются с парного согласного звука.

-Сверьтесь с доской. Согласны ли вы с ребятами?

-Какое слово не записали? Почему?

-Молодцы! Не попались в «ловушку».













Читают буквы.




-Согласных и гласных, заглавных.



Классифицируют по разным признакам, объясняют.

Записывают в тетрадь буквы.


Взаимопроверка и взаимооценка.





Называют парные звонкие и глухие согласные, которые записали.




















Участвуют в игре. Образуют пары слов.


Замечают слово-«ловушку», объясняют, почему оно лишнее в задании.


Отвечают на вопрос.


Проговаривают хором под руководством учителя.


-Парные согласные.




Читают хором, объясняют смысл пословицы.





Читают хором за учителем. Игра «ЭХО».


2 уч-ся работают на закрытой части доски в роли «учитель» - «ученик».

Отвечают на вопросы, объясняют. Остальные обуч-ся анализируют работу на доске, осуществляют самоконтроль, самооценку с помощью шкалы самооценки.




3.Постановка учебной задачи.

1) -Давайте запишем слово «медведь»

На доске запись: МЕДВЕ Д/Т Ь [Т´]

-В слове слышим глухой согласный [т´], а написать можно букву д или букву т. Такое возможно?

-Как вы думаете, такая проблема возникает только с одним парным глухим согласным звуком [ т´ ] или с разными парными согласными?

-Давайте это проверим.

Задание: спишите слова, указывая в скобках последний согласный звук. Сравните буквы и звуки в конце слов.







Работа со схемой слова.

-Тогда если проблема существует, изобразим её на схеме.

- На схеме слова обозначить красным значком (!) «опасное» место.

После парной работы на доске открываются карточки: 2.«ГДЕ?» и рядом карточка со схемой слова, в которой в конце схемы стоит значок (!).

-Какая проблема возникает?

На доске открывается карточка: 3. « КАК?» и рядом- вопросительный знак, записанный красным цветом.

-Какая цель урока?




Записывают в тетради с последующим обсуждением.







Отвечают на вопрос.

- Наверное с разными. С ними всегда надо быть внимательными.




Записывают в тетрадь: рог [ к ] - сок [к ] , лев [ ф ]– шарф [ ф ] , , ёж [ ш ] - ёрш [ ш ] , арбуз [ с ] - абрикос [ с ] . Сравнивают, делают вывод о том, что на конце слова слышим всегда глухой парный согласный. Это « опасное» место. Такая проблема возникает со всеми звонкими и глухими парными согласными в конце слов.


Работа в парах со схемой слова.







По модели на доске делают вывод, ЧТО изучаем, ГДЕ «опасное» место, дополняют схему слова на конце значком «глухой согласный звук».


-КАК проверить парный согласный в конце слова?


-Найти способ проверки парных согласных в конце слов, научиться им пользоваться, чтобы избежать ошибок в написании слов.

4.Поиск решения учебной задачи.

-Задание: прочитайте пары слов. Спишите.

На доске пары слов: гриб - грибы, дуб – дубы, след – следы, овраг – овраги, лес – леса.

-Используя модель на доске, подчеркните в словах «опасное» место.






-Чем похожи эти слова?



-Произнесите и послушайте слова во мн. ч.

-Что вы заметили?

-Произнесите слова ещё раз и послушайте, как произносится парный согласный перед гласным в этих словах.

-Почему?

- Сравните написание парных согласных в словах ед. ч. и

мн. ч.

-Кто догадался, как проверить парный согласный на конце слова?

-Возвращаемся к модели на доске.





-Предлагаю запомнить подсказку в стихах:

Парные согласные живут в дружбе,

У них гласные на службе.

Гласный появился,

Согласный закрепился.

Физминутка.



Читают слова, списывают с доски, используя модель на доске, подчеркивают в словах «опасное» место.

2 уч-ся работают на закрытой части доски в роли «учитель» «ученик». Называют слова, в которых нашли «опасное» место, объясняют. Остальные обуч-ся анализируют работу на доске, осуществляют самоконтроль, самооценку с помощью шкалы самооценки.


-Стоят в ед. ч., на конце слышим глухой парный согласный звук.


Произносят слова, слушают звуки.


-На конце слов слышим гласный звук.


-Парный согласный слышится чётко.



-Гласный помог.

-Пишутся одинаково.

Подчёркивают буквы.


Отвечают на вопрос.



С помощью учителя дополняют модель схемой проверочного слова, в котором гласный звук на конце обозначен красным квадратом. Делают вывод, читают правило в учебнике.

Запоминают стих.









5.Первичное закрепление.

-Итак, мы открыли способ выбора парных согласных на конце слов. Как мы это делали?

-А теперь с помощью модели будем учиться проверять и записывать слова, а поможет нам в этом алгоритм.

На доске алгоритм:

1.ПРОИЗНОШУ.

2.СЛУШАЮ.

3.ПРОВЕРЯЮ.

4.ПИШУ.


Загадки:

Летом наедается,

Зимой в берлоге высыпается. (Медведь)


Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)


Птица с длинной красивой шеей, умеет плавать. (Лебедь)


У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)


Он пятится назад. (Рак)

- Как назвать отгадки одним словом? (Животные)




-Слушали звуки в конце слов, находили «опасное» место.







Работа по « цепочке» с устным объяснением у доски. Отгадывают загадки. Используя алгоритм, модель способа проверки, проверяют слово-отгадку, записывают проверочное и проверяемое слово, выделяют орфограмму. Обращают внимание на слово «медведь» и проверяют его в словарной работе. Находят

Слово - «ловушку».

6.Самостоятельная работа по новой теме.

Учебник стр.116

упр. 147(верхняя стр.)

На доске записаны слова из упр. с вариантами написания (например, СУГРОБ/П)


7.Домашнее задание.

Доделать упр. по образцу в кл. работе.



Выполняют упр. по образцу в учебнике с последующей проверкой: работают у доски по «цепочке», подставляют в конец слова схему гласного звука, доказывая выбор букв, зачёркивают неправильную букву.

Остальные обуч-ся анализируют работу на доске, осуществляют самоконтроль. Средство обратной связи – хлопок в ладоши.

Самооценка с помощью шкалы самооценки.



8.Рефлексия.

-Какое «открытие» вы сегодня сделали на уроке?

-Где можно использовать эти знания?

-Кто доволен своей работой? Почему?

-Посмотрите на самооценку в своей тетради. Кто сегодня был на высоте?


Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Выставка работ обучающихся у доски.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации