Конспект урока русского языка «Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова»

2
0
Материал опубликован 11 January

Конспект урока по русскому языку

Класс: 2

Тема: «Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова»

Цель: Научить детей заполнять пропуски орфограмм слабых позиций с помощью печатного образца.

Планируемые результаты: научатся работать с различными словарями; использовать орфографический словарь для уточнения написания слов; разбирать слова по составу; выполнять фонетический разбор слова.

Метапредметные:

Познaвaтельные: сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие; ориентируются в ученической тетради, учебнике.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, удерживают цель до получения результата с помощью учителя.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий; оказывают взаимопомощь, работают индивидуально.

Личностные: положительное относятся к процессу обучения, желают узнавать новое, взаимодействовать с учителем, одноклассниками


Оборудование: учебник, орфографический словарь, таблица «Алфавит»,  три варианта карточек (различающихся уровнем сложности) для закрепления знания словарных слов, предусмотренных программой.

Ход урока.

Организационный момент.

     -Давайте улыбнемся друг другу и пусть сегодняшний день принесёт нам всем радость                    общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

2. Решение учебной задачи.

 -Ребята, Сам Самыч написал предложение

У  п_сьма  св_и  с_крет_.(на доске)

-Почему в некоторых словах пропущены буквы? (Сам Самыч не знает, какую букву писать.)

-Как мы называем слова, написание которых мы не можем проверить по сильным позициям? (словарные слова)

-Что значит словарные слова? (написание таких слов можно проверить только в словаре)

-Правильно, их написание мы уточняем в словаре, а вернее, в орфографическом словаре.

-А почему словарь называется орфографический? (потому что по нему мы проверяем орфограммы)

-Посмотрите Сам Самыч просит нас узнать по словарю, как пишутся вот эти слова:

п_ртрет,  агр_ном,  г_ризонт

-Попробуйте найти эти слова, воспользовавшись орфографическими словарями, лежащими у вас на партах. (дети листают словари)

 -В чём затруднение?

-Оказывается не так-то просто найти слово в словаре. У словаря есть свои секреты, нужно попытаться их узнать, а потом уже искать в словаре то или иное слово.

-Прочитайте первые 10 слов в словаре. С какой буквы они начинаются? А с какой буквы начинаются последние 10 слов?

-Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, - в конце? (все слова в словаре расположены в алфавитном порядке)

-Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке - это и есть главный секрет словаря.

-Значит, что нам нужно очень хорошо знать? (алфавит)

-Правильно, алфавит. (повторяем алфавита по таблице)

-Итак, наше первое слово: портрет. Где его искать: до или после слова конверт? Почему? (после, т.к. буква П в алфавите стоит после буквы К)

-До или после слова работа? (До, т.к. буква П в алфавите находится перед буквой Р)

-Попробуем найти это слово.

-Какое слово будем искать: партрет или портрет? Попробуем найти партрет. (слова  партрет нет)

-Найдите слово портрет. Нашли? Помоги соседу. Прочитайте. А теперь прочитаем хором орфографически. Что это значит? (прочитать так, как пишется.)

-Читаем: портрет.

-Какую букву мы должны написать и запомнить? (выписываю слово ПОРТРЕТ на доске)

-Следующее слово агроном. Где мы будем его искать? (в начале словаря)

-До или после слова автобус? Почему?

-Слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учётом алфавитной последовательности второй, третьей букв. Это ещё один секрет словаря.

Дети находят слово агроном, читают хором орфографически, запоминают букву «о», выписываю слово АГРОНОМ на доске.

-Следующее слово: горизонт. До или после слова огород будем искать? Почему?

-Итак, какие 2 «секрета» словаря мы знаем? 1. Алфавитный порядок; 2. Сравнение букв.

3.Постановка учебной задачи.

-А теперь давайте посмотрим на предложение Сам Самыча. Поможем ему написать слово секреты. Найдём это слово в словаре. Нашли? (нет, есть только слово секрет)

-Почему нет слова секреты, а есть только слово секретЭто ещё один секрет словаря, кто его разгадал? (слова в словаре записываются в единственном числе)

4. Физкультминутка.

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет –

Всем друзьям физкультпривет!

5. Алгоритм действий при списывании слов из словаря.

На доске: п (е, и) нал                   (о, а) лфавит

                 ф (а, о) милия             д (и, е) ваны

                  меб (и, е) ль               к (о, а) никулы

-А сейчас Сам Самыч приготовил для нас много слов, которые нужно будет найти в словаре и правильно записать в тетрадь. Открыли тетради, записали число, классная работа. Сели правильно. Какое первое слово? (пенал)

          1. Записываем слово с пропуском. (показываю на доске: п_нал)

          2. Находим слово в словаре.

          3. Читаем слово орфографически. Определяем ударение.

          4. Читаем орфографически, не глядя в словарь.

          5. А сейчас, так же орфографически проговаривая, продиктуйте себе вполголоса,           запишите вот так (показываю: п_нал-пенал). Какую букву надо запомнить?

          6. Проверка:

       - А теперь внимательно посмотрите на слово и на ваше написанное слово. Нет ли ошибки? (И так остальные слова)

       6. Итог.

-Для чего предназначен орфографический словарь?

- Какие секреты есть у орфографического словаря?

-Как надо работать со словарём для определения написания слов?

      7. Дом. задание. Стр. 80 № 94





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.