Конспект урока русского языка «Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова»
Конспект урока по русскому языку
Класс: 2
Тема: «Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова»
Цель: Научить детей заполнять пропуски орфограмм слабых позиций с помощью печатного образца.
Планируемые результаты: научатся работать с различными словарями; использовать орфографический словарь для уточнения написания слов; разбирать слова по составу; выполнять фонетический разбор слова.
Метапредметные:
Познaвaтельные: сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие; ориентируются в ученической тетради, учебнике.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, удерживают цель до получения результата с помощью учителя.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий; оказывают взаимопомощь, работают индивидуально.
Личностные: положительное относятся к процессу обучения, желают узнавать новое, взаимодействовать с учителем, одноклассниками
Оборудование: учебник, орфографический словарь, таблица «Алфавит», три варианта карточек (различающихся уровнем сложности) для закрепления знания словарных слов, предусмотренных программой.
Ход урока.
Организационный момент.
-Давайте улыбнемся друг другу и пусть сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
2. Решение учебной задачи.
-Ребята, Сам Самыч написал предложение
У п_сьма св_и с_крет_.(на доске)
-Почему в некоторых словах пропущены буквы? (Сам Самыч не знает, какую букву писать.)
-Как мы называем слова, написание которых мы не можем проверить по сильным позициям? (словарные слова)
-Что значит словарные слова? (написание таких слов можно проверить только в словаре)
-Правильно, их написание мы уточняем в словаре, а вернее, в орфографическом словаре.
-А почему словарь называется орфографический? (потому что по нему мы проверяем орфограммы)
-Посмотрите Сам Самыч просит нас узнать по словарю, как пишутся вот эти слова:
п_ртрет, агр_ном, г_ризонт
-Попробуйте найти эти слова, воспользовавшись орфографическими словарями, лежащими у вас на партах. (дети листают словари)
-В чём затруднение?
-Оказывается не так-то просто найти слово в словаре. У словаря есть свои секреты, нужно попытаться их узнать, а потом уже искать в словаре то или иное слово.
-Прочитайте первые 10 слов в словаре. С какой буквы они начинаются? А с какой буквы начинаются последние 10 слов?
-Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, - в конце? (все слова в словаре расположены в алфавитном порядке)
-Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке - это и есть главный секрет словаря.
-Значит, что нам нужно очень хорошо знать? (алфавит)
-Правильно, алфавит. (повторяем алфавита по таблице)
-Итак, наше первое слово: портрет. Где его искать: до или после слова конверт? Почему? (после, т.к. буква П в алфавите стоит после буквы К)
-До или после слова работа? (До, т.к. буква П в алфавите находится перед буквой Р)
-Попробуем найти это слово.
-Какое слово будем искать: партрет или портрет? Попробуем найти партрет. (слова партрет нет)
-Найдите слово портрет. Нашли? Помоги соседу. Прочитайте. А теперь прочитаем хором орфографически. Что это значит? (прочитать так, как пишется.)
-Читаем: портрет.
-Какую букву мы должны написать и запомнить? (выписываю слово ПОРТРЕТ на доске)
-Следующее слово агроном. Где мы будем его искать? (в начале словаря)
-До или после слова автобус? Почему?
-Слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учётом алфавитной последовательности второй, третьей букв. Это ещё один секрет словаря.
Дети находят слово агроном, читают хором орфографически, запоминают букву «о», выписываю слово АГРОНОМ на доске.
-Следующее слово: горизонт. До или после слова огород будем искать? Почему?
-Итак, какие 2 «секрета» словаря мы знаем? 1. Алфавитный порядок; 2. Сравнение букв.
3.Постановка учебной задачи.
-А теперь давайте посмотрим на предложение Сам Самыча. Поможем ему написать слово секреты. Найдём это слово в словаре. Нашли? (нет, есть только слово секрет)
-Почему нет слова секреты, а есть только слово секрет? Это ещё один секрет словаря, кто его разгадал? (слова в словаре записываются в единственном числе)
4. Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям физкультпривет!
5. Алгоритм действий при списывании слов из словаря.
На доске: п (е, и) нал (о, а) лфавит
ф (а, о) милия д (и, е) ваны
меб (и, е) ль к (о, а) никулы
-А сейчас Сам Самыч приготовил для нас много слов, которые нужно будет найти в словаре и правильно записать в тетрадь. Открыли тетради, записали число, классная работа. Сели правильно. Какое первое слово? (пенал)
1. Записываем слово с пропуском. (показываю на доске: п_нал)
2. Находим слово в словаре.
3. Читаем слово орфографически. Определяем ударение.
4. Читаем орфографически, не глядя в словарь.
5. А сейчас, так же орфографически проговаривая, продиктуйте себе вполголоса, запишите вот так (показываю: п_нал-пенал). Какую букву надо запомнить?
6. Проверка:
- А теперь внимательно посмотрите на слово и на ваше написанное слово. Нет ли ошибки? (И так остальные слова)
6. Итог.
-Для чего предназначен орфографический словарь?
- Какие секреты есть у орфографического словаря?
-Как надо работать со словарём для определения написания слов?
7. Дом. задание. Стр. 80 № 94