12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евтушенко Татьяна Ивановна527

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Наклонение глагола».

Цель урока: создать условия для ознакомления с наклонением глаголов.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: изучение наклонения глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение применять полученные знания.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им.

Регулятивные УУД: умение определять и формировать цели на уроке с помощью учителя: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение высказывать свое мнение, слушать ответы других.

Личностные УУД: развивать внимание, память, дружелюбие, толерантность, самостоятельность.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.





Актуализация знаний.


Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия.
























Постановка проблемы.


Цель: Выявление места и причины затруднения.










Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности.



















































Применение открытых знаний.























Рефлексия учебной деятельности.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками







- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом

-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

-Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.

- На доске слова: пенал, акварель, котята, дружит, сказка.

видеть, лиловый, строил, встречает, полетит.

конверт, аллея, капуста, пони, солнце.

- Объедините эти слова в группы.

- По каким признакам объединяли?

- Зачитайте группу слов-глаголов.

- Догадались, о какой части речи мы сегодня продолжим разговор?

-Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи. А возьмем мы с собой на урок самое необходимое  - это наши знания о глаголе.

На доске: род

спряжение

время

вид

склонение

падеж

лицо

число

наклонение

начальная форма

собственное или нарицательное

одушевлённое или неодушевлённое

- Перед вами признаки разных частей речи.

- Уберите лишние, те которые не относятся к глаголу.

- И так, назовите морфологические признаки глагола.



- К какой части речи можно отнести остальные признаки?

 - Тогда что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак?   

- Возник проблемный вопрос.

- Определите тему нашего урока, связав часть речи, которую мы учим и проблемный вопрос.


- Какую цель ставим на урок?


- Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола - наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи.

- Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Глаголии. «Жил-был в этой стране всяческих действий царь Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил. Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?» Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать.

Вот перед нами город.

Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители.

 Их девиз: было, есть и будет!      

Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем  и будем жить.

- А теперь мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других.    

Их девиз: Так точно! Будет сделано!

- Почему жители выбрали такой девиз? Здесь живут глаголы, в повелительном наклонении, которые  обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить: дай, учите, пишите, читайте.

- Поскольку все и всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать.

- Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголом в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола:

 Рисую солнце,  люблю свой город, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

- Проверяем вашу работу.

- Двигаемся дальше. Мы  приближаемся к городу условностей  и мечтателей.

Если присмотреться, то мы обнаружим, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.

Девиз жителей этого города:  "Если бы да кабы". 

- Здесь живут глаголы, которые обозначают действие, которое может произойти только при определенных условиях: написал бы, вручил бы, прочитал бы. Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами - частица бы.

- Послушайте задание жителей этого города:

 - Выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения.

- Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,

- Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

- Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

- Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

- Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.

-     Предлагаю выполнить интересное задание. Я буду называть глаголы, а вы:

- если услышите глагол в изъявительном наклонении, записываете в 1 столбик;

- если услышите глагол в условном наклонении – во 2 столбик;

- если в повелительном наклонении – в 3 столбик

- Бегут, торопятся ручьи, я решил бы, если б не устал, садись напротив меня, люблю тебя, Петра творенье, если бы вы протянули руку, то заметили бы, появляется травка, потянитесь к солнцу.

Домашнее задание:

 - Я предлагаю вам пофантазировать и написать дома небольшие сочинения на темы:

«Если б я был волшебником». Задача – показать свои желания, фантазии.

«Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле.

«Я волшебник. Я повелеваю».  Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо.

Темы выбираете по рядам.​​​​​​​

- Наш урок идёт к завершению. Давайте подведём итог.

- Назовите тему урока.

- Какую цель ставили?

- Как считаете, наш урок достиг цели?

- Продолжите фразу:

- Я узнал новое…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Я для себя сделал вывод..

- Я понял…

- Хочу поблагодарить…

- Наш урок хочу закончить стихотворением-пожеланием, в котором множество глаголов.

Обращаюсь к каждому из вас:

Люби, цвети, живи и радуй,
Дари, храни, терпи, борись,
Не плачь и не проси награды,
И жизнь прожить не торопись.

Беги и падай, поднимайся,
Цени, держи, не отпускай.
Ни на секунду не сдавайся.
Прощай, заботься, согревай.

Проблем не бойся, ошибайся.
Решай, планируй и мечтай,
Стремись, старайся, добивайся,
Но никогда не отступай.

- Благодарю всех за активную работу на уроке.







































- Начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение.

- Это признаки имени существительного.





Тема урока: «Наклонение глагола».

Цель: учиться различать и определять

наклонение глагола.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.