Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Наклонение глагола»
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: «Наклонение глагола».
Цель урока: создать условия для ознакомления с наклонением глаголов.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: изучение наклонения глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: умение применять полученные знания.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им.
Регулятивные УУД: умение определять и формировать цели на уроке с помощью учителя: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение высказывать свое мнение, слушать ответы других.
Личностные УУД: развивать внимание, память, дружелюбие, толерантность, самостоятельность.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия. Постановка проблемы. Цель: Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности. Применение открытых знаний. Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом -Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «С добрым утром!» - говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет. -Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. - На доске слова: пенал, акварель, котята, дружит, сказка. видеть, лиловый, строил, встречает, полетит. конверт, аллея, капуста, пони, солнце. - Объедините эти слова в группы. - По каким признакам объединяли? - Зачитайте группу слов-глаголов. - Догадались, о какой части речи мы сегодня продолжим разговор? -Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи. А возьмем мы с собой на урок самое необходимое - это наши знания о глаголе. На доске: род спряжение время вид склонение падеж лицо число наклонение начальная форма собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое - Перед вами признаки разных частей речи. - Уберите лишние, те которые не относятся к глаголу. - И так, назовите морфологические признаки глагола. - К какой части речи можно отнести остальные признаки? - Тогда что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак? - Возник проблемный вопрос. - Определите тему нашего урока, связав часть речи, которую мы учим и проблемный вопрос. - Какую цель ставим на урок? - Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола - наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи. - Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Глаголии. «Жил-был в этой стране всяческих действий царь Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил. Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?» Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать. Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители. Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить. - А теперь мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других. Их девиз: Так точно! Будет сделано! - Почему жители выбрали такой девиз? Здесь живут глаголы, в повелительном наклонении, которые обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить: дай, учите, пишите, читайте. - Поскольку все и всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать. - Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголом в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола: Рисую солнце, люблю свой город, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой. - Проверяем вашу работу. - Двигаемся дальше. Мы приближаемся к городу условностей и мечтателей. Если присмотреться, то мы обнаружим, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены. Девиз жителей этого города: "Если бы да кабы". - Здесь живут глаголы, которые обозначают действие, которое может произойти только при определенных условиях: написал бы, вручил бы, прочитал бы. Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами - частица бы. - Послушайте задание жителей этого города: - Выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения. - Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, - Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля. - Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей. - Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи! - Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета. - Предлагаю выполнить интересное задание. Я буду называть глаголы, а вы: - если услышите глагол в изъявительном наклонении, записываете в 1 столбик; - если услышите глагол в условном наклонении – во 2 столбик; - если в повелительном наклонении – в 3 столбик - Бегут, торопятся ручьи, я решил бы, если б не устал, садись напротив меня, люблю тебя, Петра творенье, если бы вы протянули руку, то заметили бы, появляется травка, потянитесь к солнцу. Домашнее задание: - Я предлагаю вам пофантазировать и написать дома небольшие сочинения на темы: «Если б я был волшебником». Задача – показать свои желания, фантазии. «Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле. «Я волшебник. Я повелеваю». Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо. Темы выбираете по рядам. - Наш урок идёт к завершению. Давайте подведём итог. - Назовите тему урока. - Какую цель ставили? - Как считаете, наш урок достиг цели? - Продолжите фразу: - Я узнал новое… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я для себя сделал вывод.. - Я понял… - Хочу поблагодарить… - Наш урок хочу закончить стихотворением-пожеланием, в котором множество глаголов. Обращаюсь к каждому из вас: Люби, цвети, живи и радуй, - Благодарю всех за активную работу на уроке. | - Начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение. - Это признаки имени существительного. Тема урока: «Наклонение глагола». Цель: учиться различать и определять наклонение глагола. |