12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра74
Россия, Пермский край, Чернушка
5

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Неопределённая форма глагола"

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Класс: 4 класс

УМК: Школа России

Цели:

Деятельностная: на основе анализа учебного материала находить особенности глаголов неопределённой формы.

Содержательная: формировать понятие неопределённой формы глагола и её существенных признаков.


Ход:

Мотивация к исследовательской деятельности.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- А началом нашей работы станет девиз

- Прочитайте.

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (Джордж Пойа).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?

- У нас сегодня необычный урок – урок – исследование.

А вы что-нибудь исследовали?

А что значит «исследовать»? (открывать, узнавать, …)

А кто такие исследователи?

И мы сегодня будем исследователями.

Где работают исследователи? (в лаб…..)

Нашей лаб. будет класс.

А что мы будем исследовать на уроке русского языка.

Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

- О каких словах пойдёт речь вы узнаете из загадки.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи идет речь? (о глаголе)

- Правильно. Это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала – знакомый незнакомец? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

- А какую часть речи называют глаголом? (открыть кластер)

- Раздели слова на группы.

(на доске) Пою, учили, писать, приготовлю, нарисовал, танцевали, напишут, пью, прибежать.

Фиксирование затруднений.

На какие группы разделим. Ваши предположения. (по числам)

Ед.ч. – пою, приготовлю, нарисовал, пью.

Мн.ч. – учили, танцевали, напишут.

Постановка проблемы.

Все глаголы можно распределить в 2 столбика. По какому признаку? (по числам)

- Все ли глаголы вы записали?

- Какие слова вызвали затруднение?

- Какая перед нами возникла проблема? (писать, написать)

- Что можете сказать про эти глаголы, выдвинете предположение.

- Наши предположения в исследовании называются гипотезой.

Любая гипотеза требуют доказательств.

Выдвижение гипотез.

*это особая форма глагола;

*это какое – то число ….

* неопределённая форма глагола

Определение темы и цели исследования.

- Кто догадался, что сегодня будем исследовать на уроке?

- Нам предстоит провести исследование неизвестной формы глагола.

- Какова будет цель нашего исследования – опровергнуть или доказать гипотезы.

Выбор метода исследования

- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим постараться найти ответ о глаголах, которые вызвали затруднения. Для этого будем работать в группах.

Составление плана исследования.

План работы в группе:

*распределить роли в группе (ответственный, выступающий, писарчук по совместительству);

* выполнить исследование;

* записать общий вывод.

«Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.

Работа в группах по карточкам.

Вывод по результатам исследовательской работы.

Выступление групп.

- А как бы вы назвали глагол, у которого ничего нельзя определить?

(на доске появляются карточки:

Начальная форма

Неопределенная форма

Инфинитив)

Проверка по эталону (с. 106)

- А что же такое ТЬ, ТИ И ЧЬ в глаголах?

- Ребята, это примета неопределённой формы глагола.

ФИЗМИНУТКА

- Я буду называть глаголы, а вы, если услышите глагол в неопределённой форме - приседаете.

Слова: встать, бежать, сидел, смотрит, стричь, мыть, выйти, зайти, зашел, написал, покрасит, красить, читать, поднять, лежит.

Применение новых знаний в учебной деятельности.

- А как вы определяли, в какой форме стоит глагол?

Составляют алгоритм.

1. Задать вопрос к глаголу.

2. На что он оканчивается.

- Используя алгоритм, выполните упр. 182, стр. 106.

Итоги урока. Рефлексия.

- Понравилось ли вам быть исследователями?

- Что нам удалось исследовать? (неопр. форму глагола)

- Какая была цель урока? (опровергнуть или доказать гипотезу)

- Давайте вернёмся к нашим гипотезам.

- Достигли ли мы цели? Проверили ли выдвинутые гипотезы?

(открыть кластер)

- Оцените свою работу на уроке

Я всё понял и могу объяснить ….

Я сомневаюсь …

Я нуждаюсь в помощи …

(если останется время на уроке игра)

. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) устно

-Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Зарубить на носу; - запомнить

Клевать носом; - дремать

Пропустить мимо ушей; - прослушать

Вставлять палки в колёса; - мешать

Делать из мухи слона; - преувеличивать

Обвести вокруг пальца; - обмануть

Держать язык за зубами. – молчать

Домашнее задание

1 гр. – творческое

2 и 3 гр. – стр. 106, правило, стр. 107 упр. 185
















Приложение 1

Карточка исследования

Понаблюдайте за словами СИДЕТЬ, ИСКАТЬ

Понаблюдайте за словами БЕРЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ

Понаблюдайте за словами ИДТИ, ПЛЕСТИ

Понаблюдайте за словами СБЕЖАТЬ, УЛЕТЕТЬ

Понаблюдайте за словами ИСПЕЧЬ, ПОДСТРИЧЬ

Понаблюдайте за словами УНЕСТИ, ПЕРЕВЕЗТИ





1.На какой вопрос отвечают ____________

2. На что оканчиваются (две последние буквы) _________________

3. Определить число:(можно, нельзя)__________

4. Как можно назвать глаголы _____________



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.