12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Класс: 6

Тема урока: Указательные местоимения

Цели (задачи) урока: создать условия для закрепления знаний обучающихся о разряде местоимений – указательные местоимения.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: развивать и закреплять знания об отличительных признаках указательных местоимений и их образовании; умения правильно употреблять указательные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию.

Коммуникативные: развивать умение логически грамотно строить свою письменную и устную речь, аргументировать свой ответ с опорой на ранее полученные знания.

Тип урока: закрепления знаний, умений и навыков

Основные методы: проблемный метод

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., текст стихотворения Ю. Коваля «На яхте».

 

Этап урока, стадии, время, виды работы

Ход урока (деятельность учителя и учеников)

1.Организационный момент 1 мин.

- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

 

2. Введение в тему

5 мин.

 

-Какой разряд местоимений вы изучили сегодня на первом уроке? (Указательные)- Для чего служат указательные местоимения? (- Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.)

- Указательные местоимения «тот», «такой», «столько» выполняют ещё одну роль: вместе с относительными местоимениями они помогают связывать части сложного предложения: Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил. Вечера были такимитёплыми, какими бывают только в разгаре лета. Я решил столько задач, сколько мне задали. (на слайде пример).

Таким образом, указательные местоимения не только указывают на предмет, признак и количество, но и помогают связывать части сложного предложения.

3.Закрепление полученных знаний и умений

30 мин.

Стадии закрепления:

1.Нахождение языкового явления в тексте без деформаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нахождение изученного языкового явления в тексте с одной деформацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нахождение изученного языкового явления в тексте с двумя деформациями.

Прочтите текст.

 

1) Что случилось с природой? 2) Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4) У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес. 7) Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди. 9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

 

- Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.

Что - вопросительное

Кто-то – неопределённое

Этой – указательное

Которые - относительное

Таким – указательное

Своим – притяжательное

Она – личное

Те – указательное

Столько - указательное

Ей - личное

- Какие разряды местоимений вам не встретились? (возвратное, отрицательные)

- В этом тексте есть ещё одно местоимение, разряд которого мы будем изучать позже – всё.

- Определите морфологические признаки у местоимений в тексте.

(у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)

Измените по падежам местоимение «такой» и прилагательное «красивый».

И.п. такой, красивый

Р.п. такого, красивого

Д.п. такому, красивому

В.п. такой, красивый

Т.п. такому, красивому

П.п. о таком, о красивом

- Какой вывод можно сделать? (Указательное местоимение «такой» изменяется по падежам так же, как и прилагательное)

- Измените слова по родам и числам: «такой красивый», «такая красивая», «такое красивое», «такие красивые».

Какой вывод можно сделать? (Указательные местоимения «такой», «такая», «такое», «такие» изменяются по родам и числам).

Общий вывод: Местоимение ТАКОЙ – изменяется по падежам, родам и числам, как прилагательные. Так же изменяются местоимения «тот», «этот».

- Попробуйте изменить по падежам, родам и числам местоимение «столько».

И.п. столько

Р.п. стольких

Д.п. стольким

В.п. столько/стольких

Т.п. столькими

П.п. о стольких

- Что можете сказать? (Столько изменяется только по падежам, как вопросительное местоимение «сколько»).

Указательные местоимения могут быть разными членами предложения:

Столько лет прошло с тех пор.

Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится.

Это письмо написал мой друг.

Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать.

Он думал о том, чтобы закончить уснуть раньше. (связь предложений в составе сложного, как определительные местоимения).

- Какой вывод можно сделать? (Указательные местоимения могут быть в предложениях дополнением, определением, сказуемым).

Итог урока

2 мин.

- Какой разряд местоимений изучали?

- Какие грамматические признаки есть у местоимений этого разряда?

- Какую синтаксическую роль могут выполнять указательные местоимения?

- Для чего служат в речи указательные местоимения?

Домашнее задание

2 мин.

Домашнее задание: Параграф 81, с.89, упр. 484.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.