Конспект урока русского языка «Указательные местоимения» (6 класс)
Класс: 6
Тема урока: Указательные местоимения
Цели (задачи) урока: создать условия для закрепления знаний обучающихся о разряде местоимений – указательные местоимения.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: развивать и закреплять знания об отличительных признаках указательных местоимений и их образовании; умения правильно употреблять указательные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию.
Коммуникативные: развивать умение логически грамотно строить свою письменную и устную речь, аргументировать свой ответ с опорой на ранее полученные знания.
Тип урока: закрепления знаний, умений и навыков
Основные методы: проблемный метод
Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., текст стихотворения Ю. Коваля «На яхте».
Этап урока, стадии, время, виды работы |
Ход урока (деятельность учителя и учеников) |
1.Организационный момент 1 мин. |
- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.
|
2. Введение в тему 5 мин.
|
-Какой разряд местоимений вы изучили сегодня на первом уроке? (Указательные)- Для чего служат указательные местоимения? (- Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.) - Указательные местоимения «тот», «такой», «столько» выполняют ещё одну роль: вместе с относительными местоимениями они помогают связывать части сложного предложения: Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил. Вечера были такимитёплыми, какими бывают только в разгаре лета. Я решил столько задач, сколько мне задали. (на слайде пример). Таким образом, указательные местоимения не только указывают на предмет, признак и количество, но и помогают связывать части сложного предложения. |
3.Закрепление полученных знаний и умений 30 мин. Стадии закрепления: 1.Нахождение языкового явления в тексте без деформаций.
2. Нахождение изученного языкового явления в тексте с одной деформацией
3. Нахождение изученного языкового явления в тексте с двумя деформациями. |
Прочтите текст.
1) Что случилось с природой? 2) Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4) У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес. 7) Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди. 9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.
- Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды. Что - вопросительное Кто-то – неопределённое Этой – указательное Которые - относительное Таким – указательное Своим – притяжательное Она – личное Те – указательное Столько - указательное Ей - личное - Какие разряды местоимений вам не встретились? (возвратное, отрицательные) - В этом тексте есть ещё одно местоимение, разряд которого мы будем изучать позже – всё. - Определите морфологические признаки у местоимений в тексте. (у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.) Измените по падежам местоимение «такой» и прилагательное «красивый». И.п. такой, красивый Р.п. такого, красивого Д.п. такому, красивому В.п. такой, красивый Т.п. такому, красивому П.п. о таком, о красивом - Какой вывод можно сделать? (Указательное местоимение «такой» изменяется по падежам так же, как и прилагательное) - Измените слова по родам и числам: «такой красивый», «такая красивая», «такое красивое», «такие красивые». Какой вывод можно сделать? (Указательные местоимения «такой», «такая», «такое», «такие» изменяются по родам и числам). Общий вывод: Местоимение ТАКОЙ – изменяется по падежам, родам и числам, как прилагательные. Так же изменяются местоимения «тот», «этот». - Попробуйте изменить по падежам, родам и числам местоимение «столько». И.п. столько Р.п. стольких Д.п. стольким В.п. столько/стольких Т.п. столькими П.п. о стольких - Что можете сказать? (Столько изменяется только по падежам, как вопросительное местоимение «сколько»). Указательные местоимения могут быть разными членами предложения: Столько лет прошло с тех пор. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Это письмо написал мой друг. Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать. Он думал о том, чтобы закончить уснуть раньше. (связь предложений в составе сложного, как определительные местоимения). - Какой вывод можно сделать? (Указательные местоимения могут быть в предложениях дополнением, определением, сказуемым). |
Итог урока 2 мин. |
- Какой разряд местоимений изучали? - Какие грамматические признаки есть у местоимений этого разряда? - Какую синтаксическую роль могут выполнять указательные местоимения? - Для чего служат в речи указательные местоимения? |
Домашнее задание 2 мин. |
Домашнее задание: Параграф 81, с.89, упр. 484. |