Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: Дробные числительные
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: Дробные числительные
Учебник: Русский язык. 6 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2023.
Цель: познакомить учащихся с дробными числительными, их грамматическими особенностями и склонением.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания учащихся о числительном как части речи.
Познакомить с разрядом дробных числительных.
Научить правильно образовывать и употреблять дробные числительные в речи.
Отрабатывать навык склонения дробных числительных.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.
Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому языку.
Воспитывать культуру речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Учебник, доска, раздаточный материал (таблицы склонения, карточки с заданиями).
Ход урока:
I. Организационный момент:
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Запись даты и темы урока в тетрадь.
II. Актуализация знаний:
Повторение:
Что такое имя числительное?
На какие разряды делятся числительные? Приведите примеры количественных и порядковых числительных.
(Вопросы задаются фронтально, чтобы активизировать знания учащихся.)
Задание: Запишите числа словами: 5, 12, 23, 100, 1000. (Устно проверить правильность написания.)
III. Изучение нового материала:
Введение в тему:
Как сказать про половину яблока? Как сказать про четверть пирога?
(Подвести к теме дробных числительных.)
Сегодня мы познакомимся с дробными числительными и научимся правильно их употреблять.
Объяснение нового материала:
Что такое дробные числительные? Дробные числительные обозначают не целое количество, а часть целого. Они состоят из двух частей: числителя и знаменателя.
Правило (стр. 64-65 учебника):
При склонении дробных числительных изменяются обе части: и числитель, и знаменатель.
Числитель дробного числительного – количественное числительное, знаменатель – порядковое.
Например: три пятых, две седьмых.
Примеры дробных числительных: одна вторая, две третьих, пять восьмых, семь десятых, три целых и одна пятая.
Упражнение 530 (выполнить письменно, с комментированием)
Задание: Прочитайте дробные числительные. Назовите числитель и знаменатель.
Примеры:
Две пятых – числитель две, знаменатель пятых.
Три седьмых – числитель три, знаменатель седьмых.
Семь десятых – числитель семь, знаменатель десятых.
Одна целая и две третьих – числитель одна, знаменатель третьих (целая часть не склоняется).
Объяснение:
Важно обратить внимание на то, что числитель – это количественное числительное (отвечает на вопрос "сколько?"), а знаменатель – порядковое (отвечает на вопрос "какой по счету?").
Правило о согласовании (стр. 55-56):
Имя существительное, зависящее от дробного числительного, в именительном падеже ставится в форме единственного числа, родительного падежа: две пятых пути.
Склонение дробных числительных:
Пример: Склонение числительного одна вторая.
Падеж | Числительное |
Именительный | одна вторая |
Родительный | одной второй |
Дательный | одной второй |
Винительный | одну вторую |
Творительный | одной второй |
Предложный | об одной второй |
Пример: Склонение числительного три пятых.
Падеж | Числительное |
Именительный | три пятых |
Родительный | трёх пятых |
Дательный | трём пятым |
Винительный | три пятых |
Творительный | тремя пятыми |
Предложный | о трёх пятых |
Задание для самостоятельного склонения: Просклоняйте числительные пять восьмых и две седьмых. (Ученики выполняют задание в тетрадях, затем проверяется у доски.)
IV. Закрепление материала:
Задание: Запишите числа словами, согласуя дробные числительные с существительными.
2/5 пути
1/2 яблока
3/4 стакана
1 1/2 часа
2 3/5 тонны
Важно помнить:
При склонении дробных числительных склоняются обе части: и числитель, и знаменатель.
С существительными согласуется только числитель.
После дробных числительных, которые обозначают не целое число, существительное употребляется в родительном падеже единственного числа.
Смешанные числа (состоящие из целой и дробной части) подчиняются общему правилу: если дробная часть меньше единицы, то существительное ставится в родительном падеже единственного числа.
2/5 пути: две пятых пути
Две пятых - дробное числительное (числитель – две, знаменатель – пятых).
Пути - существительное в родительном падеже единственного числа.
1/2 яблока: одна вторая яблока
Одна вторая - дробное числительное (числитель – одна, знаменатель – вторая).
Яблока - существительное в родительном падеже единственного числа.
3/4 стакана: три четверти стакана
Три четверти - дробное числительное (числитель – три, знаменатель – четверти).
Стакана - существительное в родительном падеже единственного числа.
1 1/2 часа: Полтора часа
Полтора — это эквивалент одной целой и одной второй. В сочетании с существительными мужского и среднего рода употребляется слово полтора, а с существительными женского рода – полторы.
Часа - существительное в родительном падеже единственного числа.
2 3/5 тонны: Две целых три пятых тонны
Две целых три пятых - смешанное числительное (числитель – три, знаменатель – пятых).
Тонны - существительное в родительном падеже единственного числа. Пояснения к разбору:
В каждом примере мы определили дробное (или смешанное) числительное.
Мы просклоняли числитель и знаменатель в соответствии с правилами русского языка.
Мы поставили существительное в правильную падежную форму (родительный падеж единственного числа после дробных числительных).
Запомните правило с "полтора" и "полторы" — это очень важно!
Упражнение 532 (разбор устно):
Задание: Прочитайте предложения. Определите падеж дробных числительных.
Примеры из учебника (разобрать 2-3 предложения):
"До начала концерта оставалось около получаса." – получаса – родительный падеж.
"Для приготовления пирога потребовалось полтора стакана муки." – полтора стакана – именительный падеж.
Объяснение: важно объяснить, как определить падеж числительного в предложении.
V. Подведение итогов:
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое дробные числительные?
Как склоняются дробные числительные?
Что вам показалось сложным? Что было интересно?
VI. Домашнее задание: п.74 (правила учить), упражнение 533 (письменно).