12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакшаева Ирина Валерьевна1169
Россия, Марий Эл респ.

"Тема творчества в стихотворении М.Цветаевой"От стрел и чар
PPTX / 2.15 Мб

Конспект урока по литературе с презентацией

Авторы:

Бакшаева Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа», Звениговский район Республика Марий Эл

Бакшаева Алена Андреевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Школа №62"г.Казань

Тема: «Тема творчества в стихотворении М.И. Цветаевой «От стрел и от чар»

Класс: 11 класс

Программа: Под редакцией В.Я. Коровиной. 9-е издание. М.: «Просвещение», 2007

Тип урока: урок-беседа

Цели:

Обучающая: обучать анализу стихотворения в контексте творчества поэта.

Развивающая: развивать навык лингвистического анализа стихотворного произведения, характеристики образа лирического героя, умение выявлять идейно-тематическое своеобразие конкретного произведения.

Воспитательная: воспитывать внимание к поэтическому слову.

Цели как деятельность учеников:

 

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, алгоритм); пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), работать со словарями и справочниками.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Предметные: анализировать поэтический текст в историческом контексте и контексте особенностей творчества поэта.



Оборудование: Конспект урока(для учителя) Проектор, компьютер: Презентация к уроку (примечание: желательно . чтобы в кабинете имелся выход в интернет, для прослушивания композиции). Учебник: для 11 класса под редакцией В.П. Журавлёва в 2-х частях (Москва, «Просвещение», 2007 г. Часть 2. Текст стихотворения М.Цветаевой «От стрел и чар» для каждого учащегося. Примечание: урок рассчитан на сильный класс, возможно, на класс с углубленным изучением программы.

Ход урока

Вступительное слово учителя (5 минут)

СЛАЙД 1(портрет поэтессы)

На прошлом уроке мы с вами говорили об особенностях лирики М. И. Цветаевой и романтизме в ее творчестве. Я зачитаю вам строки из письма поэта. Послушайте внимательно и вспомните, каковы основные черты романтической поэзии.

«Когда вам будут говорить: “Это — романтизм”, вы спросите: “Что такое романтизм?” — и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) — слово, смысла которого они не знают».

Так что же такое романтизм?СЛАЙД2 (с гиперссылкой на определение романтизма СЛАЙД20) Давайте перечислим основные черты романтической поэзии(СЛАЙД20-гиперссылка возврат – СЛАЙД2).

(комментарий учащихся)

Как же на этот вопрос отвечала сама М. Цветаева? Послушайте окончание письма:

«Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: “Романтизм — это душа”».

Лирика М.И. Цветаевой носит романтический характер. Поэт не может существовать без осмысления темы поэта и поэзии. На сегодняшнем уроке мы обратимся к теме творчества в стихотворении М.И. Цветаевой «От стрел и от чар». СЛАЙД3

Это стихотворение включено в цикл «Скифские». Мы с Вами уже говорили о скифской теме в русской литературе. Вспомните, в связи, с каким произведением? СЛАЙД4

(Стихотворение А. Блока «Скифы». Скифия стала метафорическим образом России как дикого поля).

У А.А. Блока скифская тема приобретает историософскую интерпретацию. Лирика М.И. Цветаевой – отражение скифского экстаза, для нее скиф – образ безмерности, природности, воли, всего, что порождает поэзию.

В феврале 1923 года был написан цикл «Скифские». За поэтическим пласто́м проглядывается неочевидный научный. В первой половине 1920-х гг. в Праге историк, специалист по византийской культуре Никодим Павлович Кондаков читает лекции о Скифии. В качестве вольнослушателя М. Цветаева посетила, по крайней мере, одну лекцию, о чем она вспоминает в одном из писем:

«Помните лекцию на французском языке? Медлительность и точность речи? Странное слово “скарамангий”? (византийская одежда). Дрожащие руки его ученика Беляева, зажигавшего волшебный фонарь? Скачущие картинки?»

Подробнее про это Вы можете прочитать в статье Ксении Егоровой «Отголоски исторического семинара Н. П. Кондакова в творчестве Марины Цветаевой»(СЛАЙД4- гиперссылка на статью)


 

Чтение стихотворения (5 минут)

Послушайте стихотворение «От стрел и от чар».

(чтение учителем)

Какие эмоции/ассоциации вызвало у Вас это стихотворение? СЛАЙД5 (ассоциации) (странно, язычество, заклятье, молитва, жестокость, племена и т.п.)


 

Историко-бытовой, лингвистический комментарий (10минут)

Действительно, это заговор, заклятье, молитва…СЛАЙД6 Какие это жанры литературы? (Жанры фольклорные). Скажите, что характерно для данных жанров?

(ритм, значимо каждое слово, каноническая структура, повторы, звуковые, лексические). СЛАЙД6

Обратимся к тексту стихотворения «От стрел и от чар…». Итак, если в нём значимо каждое слово, нам следует их понять. СЛАЙД7

(Учитель предлагает ученикам прочитывать текст, по 5 строк, и поэтапно разбирает с ними слова и выражения, которые могут вызывать затруднение учащихся).

От стрел и от чар,

От гнезд и от нор,

Богиня Иштар,

Храни мой шатер:

Братьев, сестер.

СЛАЙД8

Почему необходимо сохранить шатёр от стрел, чар, гнёзд, нор?

СЛАЙД8 Комментарий учителя: указанные строки можно соотнести с легендой о подарках, которые преподнесли скифы персидскому царю Дарию: пять стрел, птица, лягушка и мышь. Если персы не улетят как птицы в небеса, или не скроются в землю как мыши, или, как лягушки, не ускачут в озеро, то ни один не вернется назад, и все погибнут от скифских стрел.

СЛАЙД9 Молитва лирической героини обращена к богине Иштар. Может быть, кто-нибудь знает, покровительницей чего она является?

ЕСЛИ НИКТО НЕ ЗНАЕТ. Я предлагаю Вам взглянуть на следующий ряд имён и попробовать выяснить, какова природа богини Иштар. СЛАЙД9 запись: АФРОДИТА, ВЕНЕРА, ЛАДА, ХАТХОР, ФРЕЙЯ, ИШТАР. Учитель показывает изображение.СЛАЙД10

Афродита

в греческой мифологии богиня красоты и любви.

Венера

в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания.

Лада

у древних славян богиня красоты, любви, семейного счастья и бракосочетаний.

Хатхор

в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, плодородия, веселья и танцев.

Фрейя

в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны.

учащиеся делают предположения.

Комментарий учителя: Действительно, Иштар – в аккадской мифологии центральное женское божество. Главные аспекты: богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри.СЛАЙД11

Руды моей вар,

Вражды моей чан,

Богиня Иштар,

Храни мой колчан...

(Взял меня – хан!)

СЛАЙД12 Работа с лексическим значением слов.

Руда – устар. и рег., кровь.

Вар – варёная смола с примесями.

Чан – большая деревянная или металлическая посудина.

Как вы понимаете первые 2 строки? (это какой-то ритуал, колдовство на крови)

Чтоб не жил, кто стар,

Чтоб не жил, кто хвор,

Богиня Иштар,

Храни мой костер:

(Пламень востер!)

СЛАЙД13 Как вы можете прокомментировать эти строки?

Комментарий учителя: Геродот в «Истории» описывает быт скифов, в том числе и традицию одного скифского племени приносить престарелых родственников в жертву. Вероятно, именно к этой традиции отсылают строки стихотворения.

Что значит востёр? (Вострый – хорошо отточенный, острый).

Чтоб не жил – кто стар,

Чтоб не жил – кто зол,

Богиня Иштар,

Храни мой котел

(Зарев и смол!)

 

СЛАЙД 14 Что означает «зарев и смол»?

Соотнесите со словом вар во второй строфе.

Чтоб не жил – кто стар,

Чтоб нежил – кто юн!

Богиня Иштар,

Стреми мой табун

В тридевять лун!

СЛАЙД15 Каково лексическое значение слова стреми? (Стремить – устремлять, направлять, увлекать за собой).

Каково значение слова нежил? (Нежил – от глагола нежить, держать в неге, баловать, ласкать, доставлять удовольствие).

Поясните слово тридевять? (Тридевять, устар., три раза по семь. А ещё тридевять – полный лунный цикл.) Какие вы ещё можете назвать словосочетания с этим словом? (За тридевять земель, далеко). Предположите, каково значение выражения «в тридевять лун»?

 

Анализ стихотворения (15минут)

Теперь, когда выяснены значения незнакомых слов, мы можем приступить к анализу образа лирического героя. Иосиф Бродский утверждал: «При всей её нецерковности, Цветаева – христианка». Я предлагаю Вам подумать над следующим вопросом: почему лирическая героиня стихотворения обращается не к Богородице, а к богине Иштар?

(Обращение к Богородице говорило бы о кротости героини, смирении со своей судьбой, но лирическая героиня иная – непокорная, строптивая, деятельная. Она сильная, неистовая, в неё есть что-то языческое, бунтарское).

М. Цветаева в одном из писем назвала Иштар «богиней Любви и Войны».СЛАЙД16. Как характеризует лирическую героиню обращение к такой богине?

(это говорит о её двойственности)

Давайте попробуем понять, в чём и в отношении чего проявляется её двойственность. СЛАЙД17. Какой образ становится центральным в начале стихотворения, какой смысл он приобретает?

(Образ шатра, это дом, который лирическая героиня хочет сохранить, а также дом поэта, мира его братьев и сестёр – кровная связь, общая идея).

Наводящий вопрос: Какую роль играет двоеточие? (пояснение).

Что ещё простит сохранить лирическая героиня. Какое значение приобретают эти слова?

Колчан – сумка для стрел, стрелы – оружие, оружие поэта – слова, острые, стремительные, летящие;

Костёр – пламя, снова – жаркое, жгущее слово поэта (ср.  у А.С. Пушкина «Глаголом жги сердца людей»);

Котёл – котёл зарев и смол, связанные с огнём образ, яркое пламя, стихи – возможно, особая магия.СЛАЙД17

Шатёр, но не те, кто в нём живут, колчан, но не стрелы, костёр, но не пламя, котёл, но не его содержимое. СЛАЙД17. Что объединяет эти пары слов? О чём это свидетельствует?

(Все эти слова имеют семантику вместилища.СЛАЙД17 Лирическая героиня стремится избавиться от материального, того, что привязывает её к земному миру, ведь мир поэзии – иной мир).

Действительно, это очень важное замечание – инобытие поэзии (записать). // При наличии времени, можно обратиться к фразе «(Взял меня – хан!)»: мотив свободы поэзии от земного, плотского (молитва о покровительстве).

Теперь я предлагаю Вам вновь вернуться к строкам «Чтоб не жил – кто стар, / Чтоб нежил – кто юн».СЛАЙД18. Обратите внимание на то, как написано не со словами. Какой приём использует М. Цветаева в этих строках? С какой целью?

(Противопоставление, подчёркивается двойственность героини).

Мы говорили о том, что молитва лирической героини, своего рода, молитва поэта. Как вы думаете, какой смысл вкладывает М. Цветаева в эти строки?

(Возможно, лирическая героиня говорит о том, что поэт должен писать, пока он может «жечь сердца людей» (записать), «нежить» их, пока его поэзия нова для них, пока она имеет смысл, она оригинальна. Подражательная, старая, хворая, злая поэзия должна быть принесена в жертву во имя новой, лучшей).

Наводящий вопрос: Что значит быть юным и быть старым для поэта

Наконец, я предлагаю Вам прокомментировать последние строки: «Стреми мой табун / В тридевять лун!» и в связи с этим попробовать сформулировать идею стихотворения.

(Поэт – возвышается над миром, он не за тридевять земель, т.е. далеко, но в этом мире, а в принципиально ином мире «тридевяти лун». Поэт свободен от земного, платонического. Он всеохватен, его сфера – космос (записать СЛАЙД18), его возможности неограничены).


 

Работа с музыкальным фрагментом (5 минут)

Я предлагаю Вам прослушать композицию группы Мельница «Богиня Иштар». СЛАЙД18. Гиперссылка на композицию)Подумайте, смогла ли исполнительница передать настроение поэтического произведения? (ответы учащихся, если позволяет время)


 

Подведение итогов (3минуты)

(учитель благодарит за работу, оценивает учащихся).


 

Домашнее задание (2 минуты)

На следующем уроке мы проведём небольшую конференцию, посвящённую циклу М.И. Цветаевой «Скифские». СЛАЙД19. Каждый из вас получил тему доклада (см. Hand_out). Критерии оценивания: степень раскрытия темы, логичность изложения, умение аргументировать своё мнение, регламент: 5–6 минут. Если у Вас возникнут вопросы, Вы можете обратиться ко мне.


 


 

Литература, использованная при подготовке к уроку

Войтехович Р. Неназываемый Жуковский в творческом мире Цветаевой // Пушкинские чтения в Тарту. Вып. 3. Тарту, 2004. – С. 313–335.

Гуляев В.И. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории. – М.: Алетейя. – 2004. – С. 228–242.

Егорова К. Отголоски исторического семинара Н. П. Кондакова в творчестве Марины Цветаевой (цикл «Скифские») // Статьи и материалы IX международной летней школы по русской литературе / Под ред. А. Кобринского. CПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2013. – С. 162–173.

Емельянов В. Богиня Иштар в русской поэзии начала XX века // Статьи и материалы IX международной летней школы по русской литературе / Под ред. А. Кобринского. CПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2013. – С. 45–67.

Солнцева Н.М. Скиф и скифство в русской литературе // Историко-литературное наследие. Российское научное издание. 2010. № 4. С. 147—163.

Фокина С.А. Цикл М. Цветаевой "Скифские" в контексте авангардной парадигмы 1920-х годов // Література в контексті культури. – 2008. – Вип. 18. – С. 282–290.


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы докладов:

Скифская тема в русской литературе Серебряного века (см. статью Н.М. Солнцевой «Скифы и скифство в русской литературе»).

Истоки скифской темы в творчестве М. И. Цветаевой (см. статью Ксении Егоровой «Отголоски исторического семинара Н. П. Кондакова в творчестве Марины Цветаевой (цикл «Скифские»)»).

Несколько дней из жизни М.И. Цветаевой. 11–14 февраля 1923 года (см. письма М.И. Цветаевой, книгу Саакянц А.А. «Марина Цветаева. Жизнь и творчество»).

М. Цветаева и Б. Пастернак (для троих). Сопоставьте стихотворения из цикла и «Так начинают. Года два..» Б. Пастернака. Прокомментируйте слова Н.М. Солнцевой: «Возможно, именно стихотворение “Так начинают. Года два…” побудило ее к “Скифским”. Все, что она видела в пастернаковской поэзии – бешеный ритм, изнеможение в звуке, страстность, ожог, – есть в “Скифских”».

«Из недр и на ветвь – рысями» М. Цветаевой и «Так начинают. Года два…» Б. Пастернака.

«(Колыбельная)» М. Цветаевой и «Так начинают. Года два…» Б. Пастернака.

«От стрел и от чар» М. Цветаевой и «Так начинают. Года два…» Б. Пастернака.

Тема творчества в стихотворении М. Цветаевой «Из недр и на ветвь – рысями» из цикла «Скифские».

Тема творчества в стихотворении М. Цветаевой «(Колыбельная)» из цикла «Скифские».

Фольклорное начало в цикле «Скифские» (для троих).

Жанровая специфика стихотворений цикла «Скифские».

Фольклорные образы в стихотворениях цикла «Скифские».

Рефренный способ организации и его значение в стихотворениях цикла «Скифские».

Музыка и поэзия (для троих):

Послушайте композицию Елены Фроловой «Из недр, и на ветвь – рысями». Как Вы думаете, удалось ли исполнительнице передать настроение поэтического произведения?

Послушайте композиции «Как по синей по степи» Елены Фроловой, Потани. Как вы думаете, кто из исполнителей наиболее точно передаёт настроение поэтического произведения?

Послушайте композиции «Богиня Иштар» группы Мельницы, Елены Фроловой. Как Вы думаете, кто из исполнителей наиболее точно передаёт настроение поэтического произведения?

Живопись и поэзия. Подберите иллюстрации к циклу М.И. Цветаевой «Скифские». Обоснуйте свой выбор.


 


 

Пример хандаута:

М.И. Цветаева

Цикл «Скифские»

***

От стрел и от чар,
От гнезд и от нор,
Богиня Иштар,
Храни мой шатер:

 

Братьев, сестер.

 

Руды моей вар,
Вражды моей чан,
Богиня Иштар,
Храни мой колчан…

 

(Взял меня — хан!)

 

Чтоб не́ жил, кто стар,
Чтоб не́ жил, кто хвор,
Богиня Иштар,
Храни мой костер:

 

(Пламень востер!)

 

Чтоб не́ жил — кто стар,
Чтоб не́ жил — кто зол,
Богиня Иштар,
Храни мой котел

 

(Зарев и смол!)

 

Чтоб не́ жил — кто стар,
Чтоб нежил — кто юн!
Богиня Иштар,
Стреми мой табун
В тридевять лун!

 

14 февраля 1923

Домашнее задание: подготовить доклад на тему: Скифская тема в русской литературе Серебряного века (см. статью Н.М. Солнцевой «Скифы и скифство в русской литературе»).

Критерии оценивания: степень раскрытия темы, логичность изложения, умение аргументировать своё мнение, регламент: 5–6 минут. Если у Вас возникнут вопросы, Вы можете обратиться ко мне.


гр.Мельница "От стрел и чар"
MP4 / 2.62 Мб

Тема творчества в стихотворении М.Цветаевой От стрел и чар
PPTX / 2.15 Мб

Дата проведения: 31 июля 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 31.07.19 в 16:56 0Ответить Пожаловаться
Ирина Валерьевна, очень хороший материал к уроку. Пожелание: интернет - источники иллюстраций лучше перенести на последний информационный слайд и сделать " живыми", а то рядом с иллюстрациями они портят всю картину. Удачи!
Бакшаева Ирина Валерьевна, 31.07.19 в 18:01 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за подсказку , Наталья Юрьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.08.19 в 16:11 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.