Конспект урока физики в 9 классе на тему «Строение и эволюция Вселенной»
Строение и эволюция ВселеннойPPTX / 1.34 Мб
/data/files/h1683764062.pptx (Строение и эволюция Вселенной)Конспект урока
Учитель физики: Лхундупова Г.Г.
Класс 9
Характеристика класса:
Тема: Строение и эволюция вселенной
Место урока: раздел 6 (5 часов) 1 урок
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель для учителя: создать условия для усвоения материала, дать понятия вселенная и космос.
Цель для ученика: понять понятия вселенная и космос.
Задачи:
обобщить знания о разнообразии небесных тел в космосе;
формировать интерес к изучению Вселенной;
развивать познавательную активность, стремление узнать новое, сообразительность, быстроту мышления, навыки анализа и синтеза предложенного материала (работа с раздаточным материалом), кругозор, умение работать в микро коллективе.
воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.
Планируемые результаты.
Предметные:
- знать понятие Вселенная и космос; ;
- уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Личностные:
- формировать познавательный интерес, навыки самостоятельности в приобретении новых знаний;
- формировать уважительное отношение друг к другу, учителю;
- уметь описывать и обобщать результаты наблюдений;
- уметь делать выводы, выделять необходимую информацию;
- уметь рефлексировать, оценивать свою деятельность на уроке.
Метапредметные:
- уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;
- уметь сотрудничать и общаться с учителем и сверстниками;
- уметь строить высказывание в устной и письменной форме, строить логичное рассуждения.
Технология обучения: информационно-коммуникационная технология
Методы обучения, используемые на уроке: поисковый, словесные, наглядные
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения: ПК с интернетом, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал, телефоны с приложением Devar, 4D книги (Знакомство с космосом, космос от пылинки до галактики, космос в дополненной реальности), плакаты (строение вселенной, строение солнечной системы, галактики).
Конспект урока
ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Мотивация: Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение, а у меня просто отличное настроение. Для начала давайте проверим, с каким багажом знаний вы пришли сегодня на урок, какие космические объекты вы знаете. Отгадаем ребусы.
Актуализация знаний: Ребусы «Космические объекты»
Космическая пыль |
|
Столпы Творения |
|
Туманности |
|
Квазар |
|
Звезда |
|
Черная дыра |
|
Комета |
|
Астероид |
|
Метеороид |
|
Планета |
|
Галактика |
|
Протозвезда |
|
Молодцы ребята! отгадали все космические объекты
ОПЕРАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ситуация проблемы: слайд 1,2
Что мы знаем о космосе? Что мы знаем о вселенной? (Учащиеся отвечают). Равносильны понятия вселенная и космос? (Учащиеся затрудняются дать ответ)
Постановка учебной задачи: Ну давайте тогда чтобы ответить на поставленный вопрос начнем наш урок. Поставим для себя задачи.
Решение учебной задачи:
Построение последовательности вселенной (Приложение 2)
4D книги читаем (используя приложение Devar)
Парная работа. Каждая пара используя интернет ресурсы найти характеристики одной из планет.
Характеристики | Меркурий | Венера | Земля | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун |
Астрономический значок | | | ⊕ | | | | | |
Среднее расстояние от Солнца | | | 1,5 ⸱ 10 11 км |
| | | | |
Период вращения вокруг ☉ | | | 365,25 сут |
| | | | |
Период обращения вокруг своей оси | | | 23 ч 56 мин 4 с |
| | | | |
Орбитальная скорость | | | 107 218 км/ч |
| | | | |
Средний диаметр | | | 12 742 км |
| | | | |
Осевой наклон | | | 23,5° |
| | | | |
Масса | | | 6 · 10 24 кг |
| | | | |
Ускорение свободного падения | | | 9,78 м/с2 |
| | | | |
MAX температура поверхности | | | 56,7 °C |
| | | | |
MIN температура поверхности | | | −91,2 °C |
| | | | |
Состав атмосферы | | | 78,08 % N2 20,95 % O2 0,93 % Ar 0,04 % CO2 |
| | | | |
Спутники | | | 1 (Луна) |
| | | | |
Кольца | | | 0 | | | | | |
Групповая работа. (Приложение 1)
Задание для 1 группы
Меркурий
Чем объясняется отсутствие атмосферы у планеты Меркурий?
Что можно сказать о рельефе и цвете поверхности Меркурия?
Венера
Почему на поверхности Венеры температура выше, чем на Меркурии?
Может ли на поверхности Венеры существовать жидкая вода?
Задание для 2 группы
Марс
Почему на Марсе происходят резкие колебания температуры в течение суток?
Чем обусловлен цвет почвы Марса?
Юпитер
Чем объясняется наличие у Юпитера плотной протяженной атмосферы?
Почему на Юпитере не наблюдается смена времен года?
Задание для 3 группы
Сатурн
Почему иногда даже в крупные телескопы не видны кольца Сатурна?
Каковы особенности внутреннего строения Сатурна?
Уран
В чем причины различия скоростей вращения полярных и экваториальных зон поверхности Урана?
Какова вероятная причина появления колец у Урана?
Задание для 4 группы
Нептун
Почему Нептун и Уран называют «планетами-близнецами»?
Что представляет собой Большое темное пятно на поверхности Нептуна?
Земля
Почему земля является обитаемой?
Как ученые определили возраст Земли?
Просмотр видеоролика вся история вселенной https://www.youtube.com/watch?v=tOVBru1gDVo
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Первичное закрепление: онлайн викторина на платформе LearningApps.org
Закрепление знаний: мини-тест на выставление оценки на яндекс-форме
Рефлексия: Равносильны ли понятия вселенная и космос?
Д.З.
Проекты:
-Космические обманы
-Космические герои
Технологическая карта урока
Этапы | | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Вводно-мотивационный | Мотивация (3 мин) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | 1. Приветствие класса 2. Проверить готовность обучающихся к уроку 3. Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать |
Актуализация знаний (5 мин) Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала | На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. | | Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания | |
Операционно-содержательный | Ситуация проблемы | Задаем проблемный вопрос Что мы знаем о космосе? Что мы знаем о вселенной? Равносильны понятия вселенная и космос? | Учащиеся дают ответы. | Регулятивные: самостоятельный поиск информации; умение работать с информацией |
Постановка учебной задачи | Организует работу, корректирует выполнение составленного плана и достижения цели урока. | | Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии; | |
Решение учебной задачи Цель: осмысление закрепления знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | | Парная работа (поиск информации в интернете) Групповая работа | Познавательные -умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию; -умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез. Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами; умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение определять последовательность действий, способен к волевому усилию. Личностные: осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях. | Организует индивидуальную работу, инструктирует по работе с контрольными материалами, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания. | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют интерактивные задания, проверяют себя. (фронтальная и индивидуальная формы работы) | | |
Первичное закрепление Цель: фиксация полученных знаний при выполнении работы | | Выполняют тестовое задание. Обмениваются тестами с соседом по парте, проверяют работу. Оценивают, пользуясь предложенными учителем | Личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные: умение применять знания в новой ситуации | |
Рефлексивно-оценочный | Закрепление знаний Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание. Рефлексия Оценивание Домашнее задание | Раздает каждому учащемуся бланки с тестами Предлагает форму записи ответов. Предлагает учащимся критерии для самопроверки | Высказывают свое мнение Выражают своё настроение в конце знакомства с новой темой | Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи , умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль Познавательные: умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |
Приложение 1
Задание для 1 группы
Меркурий
Чем объясняется отсутствие атмосферы у планеты Меркурий? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Что можно сказать о рельефе и цвете поверхности Меркурия? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Венера
Почему на поверхности Венеры температура выше, чем на Меркурии? ________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Может ли на поверхности Венеры существовать жидкая вода? _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание для 2 группы
Марс
Почему на Марсе происходят резкие колебания температуры в течение суток? _________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Чем обусловлен цвет почвы Марса? ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Юпитер
Чем объясняется наличие у Юпитера плотной протяженной атмосферы? _______________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Почему на Юпитере не наблюдается смена времен года? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание для 3 группы
Сатурн
Почему иногда даже в крупные телескопы не видны кольца Сатурна? _________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Каковы особенности внутреннего строения Сатурна? _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Уран
В чем причины различия скоростей вращения полярных и экваториальных зон поверхности Урана? _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Какова вероятная причина появления колец у Урана? _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Задание для 4 группы
Нептун
Почему Нептун и Уран называют «планетами-близнецами»? _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Что представляет собой Большое темное пятно на поверхности Нептуна? ______________________________
_____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Земля
Почему земля является обитаемой? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ученые определили возраст Земли?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Земля | Луна | Меркурий |
Солнце | Венера | Марс |
Юпитер | Сатурн | Уран |
Нептун | Вселенная | Сверскопление галактик |
Скопление галактик | Галактика млечный путь | Солнечная система |