Технологическая карта к уроку физики в 9 классе по теме «Структура Вселенной»
Пояснительная записка к презентации
МБОУ «Школа – гимназия»
Технологическая карта к уроку по физике в 9 классе
по теме «Структура Вселенной»
Выполнил: учитель физики
Ерошина Валентина Геннадьевна.
Предмет, класс |
Физика, 9 класс (Физика. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; – М.: Просвещение, 2016). |
||
Тема урока, № урока по теме |
Глава: Строение и эволюция Вселенной. Урок № 92 Структура Вселенной |
||
Методическая цель |
Формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности, умения управлять собственной познавательной деятельностью; проявлять готовность к само образованию; высказывать убежденность в возможности познания окружающей действительности. |
||
Образовательная цель |
Предоставление учащимся возможности получить разнообразную первичную информацию по теме «Структура Вселенной»: получить и расширить представление о строении, масштабах и возрасте нашей Вселенной, галактики, Млечный Путь, Солнечной системы; выяснить в каком состоянии находится Вселенная, |
||
Воспитательная цель |
Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс, создание благоприятных условий для проявления индивидуальности, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения. |
||
Развивающая цель |
Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации, формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы. |
||
Методы обучения: |
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО. |
||
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
||
Формы работы |
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. |
||
Необходимое техническое оборудование |
Компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем, раздаточный материал. |
||
Планируемый результат |
Знание структуры Вселенной, ее состояние на данный момент, закона Хаббла, умение перечислять основные элементы Вселенной |
||
Предметные умения |
Объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной; формулировать закон Хаббла, интерпретировать современные данные о расширении Вселенной. |
||
|
Познавательные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
Регулятивные УУД: |
|
|
|
Ход урока.
Этапы урока |
Задачи этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Методы, формы, приемы |
Время (мин) |
1. Оргмомент |
Настроить учащихся к учебной деятельности |
Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность |
Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место. |
||
2.Проверка знаний учащихся |
Выявить уровень знаний учащихся. |
В начале урока с учащимися организуется беседа с целью систематизации их опыта наблюдения. 1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории? 2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе. 3. Какие типы небесных тел вам известны? 4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются? 5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной? 6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора? 7. Решение каких задач занимается небесная механика? 8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете? 9. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальный опрос во время беседы |
|
3.Целепола- гание и мотивация. |
Сформулировать цель урока. Заинтересовать учащихся в изучении темы. |
Знания строения Вселенной помогают осознать место каждого из нас в этом мире и ту ответственность, которая лежит на нас за сохранность жизни и нашей уникальной планеты для будущих поколений людей. Тогда прежде чем ответить на вопрос «Где наше место во Вселенной?», в чем мы должны разобраться? |
Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт, формулируют тему урока и его цели. |
Объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальное взаимодействие с учителем. Использование ТСО |
|
4. Актуализация |
Что есть Земля, Луна, Солнце, звезды? Где начинается и где заканчивается Вселенная? Когда она возникла и из чего состоит? Что способствовало ее образованию? Где границы ее познания? Можно задать еще множество подобных вопросов, касающихся Вселенной, но если вопрос задается, а ответ на него не звучит, значит, он еще не найден. Получается, что о Вселенной мы, грубо говоря, ничего не знаем. Изучение Вселенной, даже только известной нам ее части, является грандиозной задачей. Чтобы получить те сведения, которыми располагают современные ученые, понадобились труды целых поколений. Сегодня нам предстоит познакомиться с этими трудами. |
Внимательно слушают рассказ учителя. |
Активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. Фронтальное взаимодействие с учителем. |
||
5. Первич ное усвоение материа ла. |
Мы работаем сегодня по группам. Каждой группе даны карточки с вопросами, ответы на которые нужно найти в тексте учебника. |
Работают с текстом учебника, отвечаю на вопросы, изложенные в карточке. Отвечают на вопросы учителя. |
Смысловое чтение. Индивидуальная и групповая форма работы, и фронтальное взаимодействие с учителем |
||
5.Физкультминутка (гимнастика для глаз), т.к. дети работали с учебником. |
1) снять усталость и напряжение глаз;
2)внести эмоциональный заряд;
3) совершенствовать общую моторику;
4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; |
Движения выполняются легко, без напряжения, с удовольствием, не щурясь. а) горизонтальные движения: влево и вправо; влево – вперед и вправо – вперед. б) вертикальные движения: вверх и вниз; вверх – прямо перед собой и вниз – прямо перед собой. в) движения по диагонали в двух направлениях: лево верх – право низ и право верх – лево низ. г) «Конверт» или «Бабочка» в двух направлениях. д) «Восьмерка» в двух направлениях: лежащая горизонтально на уровне глаз, вертикальная и лежащая у ног. е) Взгляд на: кончик носа – вперед вдаль; переносицу – вперед вдаль; межбровье – вперед вдаль. ж) «Циферблат» перед собой по часовой стрелке и против часовой стрелки. з) «Циферблат» на потолке в двух направлениях. и) «Циферблат» с закрытыми глазами: голова в положении прямо; голова запрокинута вверх. |
Учащиеся выполняют физические упражнения |
Групповая и индивидуальная формы работы |
|
6. Осозна – ние и осмысле – ние. |
Развивать умения применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации |
Группы обмениваются выполненными заданиями. Проверка правильности выполнения заданий. Далее идет обсуждение данных вопросов в классе. Демонстрируется презентация. |
Группы сверяют ответы групп с ответами в презентации. Дают оценку правильности выполнения. |
Групповая работа и фронтальное взаимодействие с учителем. |
|
7. Систематизация и обобщение |
Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала. |
Молодцы! Отлично поработали! А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. Сядьте так, как будто вы обиделись друг на друга. Возьмите дневник урока. На выполнение теста вам дается 3 минуты. Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы. Поставьте оценки. |
Берут и подписывают листочки. Меняются листочками и проверяют. Ставят оценки. |
Работа с карточками. Индивидуальная форма работы. |
|
8. Домашнее задание. |
Объявить домашнее задание. |
8. Домашнее задание. Обязательное домашнее задание – §53,зад. №8.1 Дополнительное домашнее задание – подготовить сообщение о звезде или о звездах, сообщение о планете. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
||
9. Рефлексия. |
Подвести итоги урока. |
Попробуй составить синквейн по теме урока. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк): Первая строка – одно существительное (суть, название темы); Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными); Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами; Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме; Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному). Сдаем дневники урока. На следующем уроке я озвучу ваши отметки за работу. |
Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке. |
Фронтальное взаимодействие с учителем. |