Урок по биологии в 6 классе на тему «Строение и функции цветка»
Урок по биологии в 6 классе на тему «Строение и функции цветка»
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями строения и функциями цветка.
Задачи урока:
Образовательная:
- изучить строение цветка в связи с выполняемыми функциями.
- сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная:
-привить навыки коммуникативного общения, работать с таблицами, рисунками, схемами, натуральными объектами;
- привить бережное отношение к природе;
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, элементы критического мышления.
Оборудование: схемы, таблицы, натуральные объекты, фотографии, справочники.
Ход урока.
До начало урока необходимо на каждый стол разложить конверты с заданиями.
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы совершим экскурсию по ботаническому саду. В роли экскурсовода будет ученица 11 класса Иванова Ксюша. Давайте настроимся и пожелаем друг другу удачи!
И так первая Остановка «Клумба». Ребята на ваших столах лежат конвертики, прошу взять конверт с название «Клумба», откройте конверт.
Учитель: Рассмотрите растения, которые изображены на клумбе.
Назовите эти растения. (ель, сосна, ромашка, роза, ирисы)
Экскурсовод: Какие цветковые растения Вы ещё знаете? (одуванчик, ландыш, георгины, мак, пионы и т.д.)
Учитель: Как Вы думаете, все ли растения образуют цветки?
(Конечно, только голосемянные растения образуют вместо цветков шишки.)
Экскурсовод: Ребята, а какое отношение имеют эти растения к сегодняшнему занятию?( ребята предполагают, что они будут изучать)
Учитель: Вы абсолютно правы. Сегодня мы познакомимся с интересной и значимой, как для других организмов, так и для нас, темой – Цветок. А почему? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в конце нашей экскурсии.
Запишите в тетрадях число и тему урока «Строение и функции цветка»
Учитель: Ребята, давайте попытаемся сформулировать определение, что такое ЦВЕТОК. Для этого, вам необходимо вспомнить строение побега и виды почек.
(Учащиеся дают свои определения, работа учеников может быть как индивидуальной, так и групповой на 1-2 мин).
Учитель: И так ребята, вы вспомнили строение побега и виды почек.
Ребята, откройте учебник на странице 184 (рис.120), посмотрите на рисунок и вспомните, что вы уже знаете о цветке? А чтобы было сделать это легче, я предлагаю вам сделать краткие записи в правой колонке таблицы в сигнальных листках, которые лежат у вас на столах.
ЗНАЮ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | |
Возможные записи обучающихся (цветок состоит из лепестков, у него есть ножка, бутон, цветки растут группой, мелкие и т.д.)
Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.
Учитель: Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а я занесу их в общую таблицу (учитель заполняет колонку).
Оформление доски (таблица).
ЗНАЮ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | |
Экскурсовод: Продолжая нашу экскурсию, мы останавливаемся около «Южного Цветника». Ребята посмотрите внимательно на цветник и на предложенные слова снизу. Попробуйте соотнести их с биологическими понятиями: строение, функции, многообразие.
( Работа может проводиться как индивидуально, так и в группах, 2-3мин)
Возможные записи таблицы 2.
Строение | Функции | Многообразие |
Пестик, цветоножка, тычинка, лепестки | защита, образует пыльцу, размножение, образование плодов | одиночные, соцветия |
Экскурсовод: Давайте посмотрим, как распределились эти понятия по группам и почему? (Обсуждаем, аргументируем, делаем поправки, заполняем доску)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?
(дискуссия)
Экскурсовод: Ребята, сейчас я вам предлагаю пройти по юго-восточной части цветника и прочесть текст под каждым изображенным цветком. Сделайте пометки о том, что вам уже известно и что узнали или хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.
- знаю - это для меня новое (?) - хочу узнать
Экскурсовод раздает листочки с текстом.
Учащиеся работают с текстом, делают пометки (10-12мин).
Учитель: Все справились с работой? А теперь выпишите в левую колонку биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста.
Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные в 3 колонку таблицы
(узнал новое).
Экскурсовод: Давайте обсудим, что же было новым для вас?
По ходу обсуждения, учитель заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется строение цветка, дают ответ на вопрос о роли цветка.
Учитель: Внимательно посмотрите на понятия в 3 колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.
Учитель предлагает учащимся выбрать в тексте информацию, которая вызывает у обучающихся, потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.
Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их, заносит в таблицу на доске. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.
Экскурсовод: Вот и подошла наша экскурсия по ботаническому саду к концу. В завершении мы с вами поиграем в игру под названием: «Верю» «Не верю». Я буду читать вам выражение, если это выражение верно вы будете произносить «Верю», если это выражение не верно вы произносите «Не верю».
Цветок служит для семенного размножения.(+)
Цветок может быть только однополым.(-)
Пестик и тычинки – это главные части цветка. (+)
Тычинка состоит из пыльника и цветоложе. (-)
Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. (+)
Наружные листочки –чашелистики- образуют чашечку. (+)
Тычиночные цветки называют женскими.(-)
5.Этап «Подачи домашнего задания».
А сейчас ребята, мы плавно переходим к домашнему заданию.
Для каждого ученика я подготовила индивидуальное задание.
Д/З – § 46;
2. Творческое задание: в тетради изобразить и подписать все части цветка;
Составить небольшой рассказ (или сказку) по цветку
Составить кроссворд (10 слов)
Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы - цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.
Учащимся предлагается ответить на вопросы карточек:
1. Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …
2. Если бы не было цветов, то…
3. Мне понравилось работать в паре, потому что…
4. Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни…
5. Я был удивлен, узнав о том, что…
6. Заполните схему о строении цветка.
Список используемой литературы.
1.Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе – М.: «Дрофа», 2005.
2.В. В. Пасечник. Учебник биологии 5-6 класса – М.: «Просвещение», 2019
3. Основы критического мышления : Междисциплинарная программа ; Пособия/Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.- М.; 1997-1998.