Урок биологии в 6 классе по теме «Цветок и его строение»

3
0
Материал опубликован 4 November 2017 в группе

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Бальсунова Е.А.

Класс: 6

УМК: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: ". /М., изд. дом "Вентана-Граф",201./

Предмет: биология.

Тема: «Цветок и его строение».

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Цветок и его строение " изучается в разделе "Строение и многообразие покрытосеменных растений"

Цель: Рассмотрение, изучение строения цветка и умение сопоставлять строение цветка с функциями в природе.

Задачи урока:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

воспитывать умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

развивать у обучающихся умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карточки – задания, презентация по теме «Строение цветка», видеофрагменты.

Методы и приемы:

Словесные (объяснение, беседа),

Логические (постановка проблемы, выявление признаков цветка, обобщения, выводы),

Технические (презентация);

Наглядные (демонстрация изобразительных пособий, натуральных объектов),

организационные (демонстрация с обходом учащихся, раздача объектов на руки).

Новые понятия.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, пестик, тычинка.

Околоцветник: двойной, простой.

Формы контроля.

Тест на соответствие частей цветка и его составляющих.

Сбор модели цветка на компьютере.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Раскрывать биологическое значение главных частей цветка.

Рассматривать строение частей цветка.

Уметь узнавать и называть части цветка, различать обоеполые и раздельнополые цветки, выделять из знакомых растений однодомные и двудомные растения, выделять отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником.

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о строении цветка.


 

Ход урока

 

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие. Организация внимания.

 

Организация учащихся. Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие раздаточного материала для работы на уроке.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Регулятивные: проверяют наличие раздаточного материала, управляют своим поведением и деятельностью. Познавательные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Положительный настрой на урок. Обсуждение цели занятия.

 

2

Проверка домашнего задания

Проверить наличие выполненного домашнего задания в рабочих тетрадях

Осуществляют выбор УУД, которые потребуются на данном занятии.

Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание

   

Сверка с образцом выполненного домашнего задания.

3

Актуализация знаний.

Целеполагание.

1)ставят цель
2)согласовывают тему урока;
3)определяют средства-алгоритмы, модели.
Этим процессом руководит учитель: при помощи диалога, а затем-
побуждающего диалога ,а затем и с помощью исследовательских методов.

Ставят цели занятия.

Работа в группах: «Цветы, цветы…Как много их,

И розовых ,и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы…Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Г.К.Суворов.»

Ребята, вы рассматривали изображения различных цветов.

Какие ассоциации, вопросы у вас при этом возникали?

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование. Предмет нашего исследования мы сможем узнать, когда отгадаем эту загадку.

«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.».
Что это за замок?

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о цветках.

Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Демонстрирует слайд «Разнообразие цветков».

Рубрика «Это интересно»:

1. Самый большой цветок на Земле - это Раффлезия Арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах гниющего мяса.

2. Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветет два часа, но запаха прекрасней не бывает.

3. В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии (Ю.Америка, г. Анды), потом погибает.

4. Арабидопсис – первое растение, которое побывало в космосе и цвело там.

5. У орхидеи цветок цветёт от 45-50 дней.

6.     У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса.

7. Самое маленькое цветковое растение – Вольфия бескорневая из семейства рясковых.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию –Что это за замок?

Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим, получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

 

Поставленная цель

 

4

Изучение нового материала.

Лабораторная работа «Строение цветка».

На данном этапе осуществляется реализация
исследовательского проекта: уточняется общий характер нового знания и фиксирует-
ся преодоление возникшего затруднения.

 

Научиться проводить исследование в ходе лабораторной работы.

1. Далее организует просмотр кадров из презентации о разнообразии цветков. 2.Учащиеся работают в группах (интерактивное задание из электронного приложения).

Определяют части цветка, и проводят исследование.

Ход работы:

Найдите на своей модели эти части.

Рассмотрите цветок. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?

Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.

Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части.

Определите тип (двойной, простой)

Определите тип цветка (правильный - неправильный).

Запишите формулу цветка (по выбору учащегося).

3.Учащиеся работают в группах.

Обсуждают вопросы в группах: связь строения цветка с выполняемой функцией в природе.

4. Работа выполняется по инструктивной карточке.

1. Демонстрирует слайды «Разнообразие цветковых растений».

2.Строение цветка

Предлагает учащимся провести исследование, используя интерактивное задание из электронного приложения.

Показывает видеоролик "Строение цветка".

3. Связь строения цветка с выполняемой функцией в природе.

Работа с текстом параграфа

Предлагает заполнить кластер "Функции цветка" по тексту ученика на странице.

Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи, выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,

проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану. Анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Заполнят таблицу, кластер, делают рисунки и отвечают на вопросы.

Работают в рабочих тетрадях.

 

5

Физминутка

Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.

Под музыку выполняют действия.

Предлагает по названию растения определить его принадлежность имеет растение цветок или нет.

Имеет цветок – приседают.

Не имеет цветка – хлопают в ладоши.

Примеры: одуванчик, папоротник, ромашка, сирень, василёк, хвощ, роза, липа, клён, мох.

     

6

Изучение нового материала

(продолжение).

При поведении данного этапа используется
групповая форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопро-
верку, пошагово сравнивая с эталоном. Организу-
ется рефлексия реализации построенного про-
екта учебных действий. Организуется для уча-
щихся ситуации успешности.

Организуется защита выполненных заданий в группах по инструктивной карточке.

1.Учащиеся

определяют, как они будут защищать и представлять свои ответы.

Работают с терминами.

2. Работа с электронным приложением.

1. Типы соцветий.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,

проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Работа в группах

 

7

Обобщение полученных на уроке сведений.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания,
в которых тренируется использование изученного ранее материала.

Организуется выполнение заданий самостоятельно в рабочих тетрадях.

1. Запись в тетради.

А) Дополните предложения:
1) Лепестки и чашелистики образуют – (
околоцветник).
2) Главные части цветка – (
пестик и тычинки).
3) Пестик состоит из трех частей – (
рыльце, столбик и завязь).
4) Тычинка состоит из – 
(пыльника и тычиночной нити).
5) Расшифруйте формулы цветков:
А) Ч
(5) Л(5) Т(5) П о 

Б) Ч(5) Л(5) Т(О) П3

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.

Выставляют оценки в дневник.

 

8

Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Учитель - Достигнуты ли цель и задачи урока.

сегодня я узнал…

мне было сложно понять…

могу рассказать о…

я понял, что…

я не понял, что…

теперь я могу…

меня удивило…

мне захотелось…

теперь я знаю, что….

Выставление отметок.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

   

9

Домашнее задание

 

Записывают задание в дневник, выставляют отметки.

Задаёт домашнее задание:

П.23, творческое задание: 1. Найти легенду о любом цветке и объяснить ее с научной точки зрения.

2. О каком растении идет речь? В XVII веке на бирже в Голландии за луковицу этого растения было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платья и один серебряный кубок.

     

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.