Конспект урока «Свойства логарифмов» (Алгебра, 10 класс)
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
Конспект урока «Свойства логарифмов»
(Алгебра. 10 класс)
М. В. Франк, учитель математики высшей категории
ГБОУ РО «НШИ с ПЛП имени Четвёртой КВА»
УМК: «Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 класс».
Авторы УМК: Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
• Личностных:
1) умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
2) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
• Метапредметных: освоение способов деятельности:
- познавательной:
1) осуществление переноса знаний в изменённую ситуацию, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;
2) овладение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем.
- информационно – коммуникативной:
1) умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
2) умение предвидеть возможные последствия своих действий.
- рефлексивной:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
• Предметных:
1) умение употреблять понятие «логарифм» в устной и письменной речи;
2) изучение свойств логарифмов и применение новых знаний в практической деятельности;
3) приобретение способности самостоятельно «усваивать» новое математическое знание.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: ноутбук, проектор, интернет, интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап.
Добрый день, уважаемые воспитанники! Очень скоро вы станете выпускниками. В быстро меняющемся мире современный выпускник должен отвечать определённым требованиям: быть креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим окружающий мир, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Сегодня вам предоставляется возможность многое сделать самостоятельно. Вы уже знаете, что приобретение новых знаний не возможно без вашей активной работы в виде поиска, анализа и обобщения информации.
И пусть общим девизом урока станут слова М. Башмакова: «Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть».
Слайд 1.
II. Этап постановки личностных целей.
Задумывался ли каждый из вас над тем, с какой целью он сегодня пришёл на урок? (выслушиваются ответы учащихся). Хорошо, поставьте перед собой цель и поработайте на неё в течение всего урока.
III. Этап актуализации знаний.
Слайд 2
Задание 1. Обратите внимание на интерактивную доску (на доске демонстрируются объекты).
32; 1440,5; 5•22
Учитель:
- Используя имеющиеся у вас знания, найдите значения выражений. Ответы запишите в строчку, отделяя точкой.
- Внимательно посмотрите на запись в целом. Что вы видите?
- Верно, дата урока.
Учитель:
- Ребята, чем же сегодня будем заниматься на уроке, что предстоит сделать? (Возможные ответы: будем продолжать изучать логарифмы, ведь этим занимались на предыдущем уроке; предстоит «изучение» чего-то нового).
Слайды 3,4
Задание 2.
Давайте с помощью следующего слайда повторим понятие «логарифм». Продолжайте фразу, начатую мной:
1. Логарифмом числа b, где b > 0, по основанию а, где a>0, а≠1, называется … (показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b).
2. Логарифм (logab) - это … (корень показательного уравнения ах = b).
3. Логарифм отвечает на вопрос… (в какую степень нужно возвести число а (основание), чтобы получить число b).
4. Логарифм числа 1 по любому основанию равен … 0. (loga1 = 0)
5. Логарифм числа а по основанию а равен … 1. (logaa = 1)
6. Логарифм числа 1\a по основанию a равен … - 1 (loga(1\a) = -)
7. Логарифм числа a по основанию 1\a равен … -1 . (log1\aa = -1)
8. а logab = …. (b, alogab = b – логарифмическое тождество).
Учитель:
- Молодцы, отлично справились с заданием. Объясните, почему b > 0 и a>0, а≠1.
Возможные ответы:
- понятие логарифма связано с понятием степени;
- логарифм числа b по основанию а – корень показательного уравнения ax= b, значит b и а положительные числа и а ≠ 1 и т.п.
Слайд 5
Задание 3.
Используя определение логарифма, найдите значение следующих выражений:
Log7 49 = … | log0,6 36 = ... |
log0,8 0,64 = … | Log16 4 = … |
Log3 (1/27) = … | log5 (1\125) = … |
Log7 1 = … | log0,6 1 = ... |
log0,6 0,6 = … | Log4 4 = … |
Log3 (1/3) = … | log5 (1/5) = … |
log0,5 2 = …; | log0,9 (10/9) = … |
Два ученика работают на крыльях доски, а остальные - в тетрадках, затем осуществляют проверку, а работающие у доски, объясняют решение, самостоятельно обращаясь к математическим фактам. В случае разногласия идет обсуждение.
IV. Этап постановки темы и учебной задачи
Учитель:
- Логарифмы можно складывать, вычитать и преобразовывать. Эти действия подчиняются определённым правилам. Подумайте, как называются эти правила? (Выслушиваются ответы учащихся. Можно задать дополнительный вопрос: что нужно знать, чтобы выполнять действия со степенями? Обобщаются ответы, делается вывод: свойства логарифмов).
- Сформулируйте тему урока. (Ответ учащихся: «Свойства логарифмов»).
(Записывают тему урока: дети – в тетради, а учитель – на доске).
- Какие цели поставите перед собой? (возможные ответы: изучить свойства логарифмов, научиться их применять на практике и т.д.).
V. Этап «изучения» нового знания.
Учитель:
- Сегодня свойства логарифмов изучим с помощью онлайн – платформы Якласс. Ваша задача - прочитать самостоятельно теорию.
Учитель переходит по ссылке: https://www.yaklass.ru/p/algebra/11-klass/pokazatelnaia-i-logarifmicheskaia-funktcii-9160/svoistva-logarifmov-10988.
Слайд 6.
На интерактивной доске появляется теория. Учащиеся читают теорию, в тетрадь записывают свойства и примеры.
Учитель:
- Ребята, давайте ещё раз, вместе, проговорим формулировки свойств.
- Откройте свои учебники, проделайте следующую работу: сверьте ваши записи с тем, что написано в книге на странице 94. (Ребята сверяют запись на экране, на слайде, в тетради и в учебнике, убеждаются, что сделали верные записи).
Слайд 7.
1) Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел:
loga(bc) = logab+logac.
2) Логарифм частного равен разности логарифмов делимого и делителя:
loga(b\c) = logab−logac.
3) Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания степени: logabr = rlogab
VI. Этап первичного применения новых знаний.
Учитель:
Слайд 8.
Применяя приобретённые новые знания, найдите значения выражений:
1) log560 - log512; 2) log0,30,1 +log0,33; 3) log13 1691\3
4) log86,4 + log810; 5) log3270,5 ; 6) log 4 5 + log 4 25 + log 4 (2/125)
Два ученика работают на крыльях доски, а остальные - в тетрадках, затем осуществляют проверку, а работающие у доски, объясняют решение, самостоятельно обращаясь к математическим фактам. В случае разногласия идет обсуждение.
- Молодцы! Теперь попробуйте обобщить все, что Вы смогли сделать и с помощью следующего слайда уточним закономерности вычисления логарифмов:
Слайд 10.
1) Логарифм произведения двух положительных чисел равен … (сумме логарифмов этих чисел: loga(bc)=logab+logac).
2) Логарифм частного равен … (разности логарифмов делимого и делителя:
loga(b\c) = logab−logac).
3) Логарифм степени равен … (произведению показателя степени на логарифм основания степени: logabr = rlogab).
Слайд 11
Выводы:
- Все формулы можно применять не только слева направо, но и наоборот.
- Свойства 1 -2 работают только тогда, когда у логарифмов — одинаковые основания.
Если основания разные, эти свойства не работают!
Слайд 12.
Проверочная работа на Якласс .
https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/d7e1t8Q90EK50Ntrv_pSBQ
Учитель отправляет всем учащимся ссылку на ресурс
Обсуждение результатов выполнения работы. Самостоятельное выставление оценок за урок.
свойства логарифмов 2020
PPT / 407.5 Кб
VII. Домашнее задание (обязательная часть и вариативная)
Обязательная часть:
1.1. Изучить теорию в учебнике §16, стр. 94-95, выделить моменты, вызвавшие затруднения (в случаи затруднения можно посмотреть урок на сайте РЭШ, https://resh.edu.ru/subject/lesson/5753/main/272579/).
1.2. Выполнить письменно задание из учебника № 290 - 292 (2,4)
2. Вариативная часть (по желанию)
2. Работа на сайте, выполнение тренировочных заданий https://resh.edu.ru/subject/lesson/5753/main/272579/
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Достижение личностных результатов.
- Ребята, в начале урока Вы поставили личностную цель. Достигли её или нет?
Достижение предметных и метапредметных результатов:
Учитель:
- довольны ли вы своей работой на уроке?
- что вам понравилось /не понравилось на уроке?
- как вы думаете, выполнены ли задачи урока?
- чтобы вы еще хотели добавить в заключение нашего урока?
Ребята, знакомство с логарифмом – на этом не заканчивается. На следующих уроках узнаете еще несколько новых свойств, с помощью которых преобразовываются выражения, содержащие логарифмы.
Спасибо вам за урок! Вы все – молодцы! До новых встреч.