Технологическая карта урока окружающего мира «Огород на окне» (5 класс)
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Измайловская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
(технологическая карта) по предмету
«Окружающий мир»
Тема: Огород на окне.
Составила: учитель 1 категории
Конова М.В.
Цель: организация совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога и обучающихся.
Задачи урока: Образовательные:
уточнить представления обучающихся о строении луковицы;
формировать понятие о том, что выращивать лук, укроп, салат можно на окне;
закреплять представления о способах посадки и необходимых условиях для роста растения в помещении.
Развивающие:
формировать связную речь, умение отвечать простой фразой;
развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за свою работу, за получившийся результат;
воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности;
вызвать интерес к обучению;
вызвать интерес к растениям и желание ухаживать за ними.
Предварительная работа:
- беседы о полезных и вредных продуктах;
- оформление коллажа «Полезные свойства овощей и фруктов»;
- чтение художественной литературы;
- просмотр видео и мультфильмов.
Инструменты и материалы
Луковицы на каждого ребенка;
стаканчики с землей;
палочки;
лейки;
фартуки на каждого ребенка;
клеенка на стол;
салфетки;
закрытые баночки с нарезанными овощами (морковь, огурец, помидор, лук);
одноразовые ложки на каждого ребенка;
карточки с этапами посадки лука.
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Методические указания |
1.Организационный момент. |
- Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть.
|
Дети здороваются.
Дети стоят в кругу:
|
Настрой и включение в работу. |
2. Актуализация знаний и умений учащихся / Мотивация к учебной деятельности
|
Ребята мы сегодня с вами займемся очень интересным делом. Но прежде я хочу вам загадать загадки, но не обычные, а вкусные. Я дам вам попробовать овощи на вкус, а вы должны угадать что это. Игра «Угадай на вкус» (даю попробовать огурец, морковь, помидор). А как одним словом можно назвать все то, что вы попробовали? (овощи). А знаете, я вам принесла еще один овощ. И я предлагаю вначале его понюхать. Так что можно сказать о запахе лука, какой он? (резкий, от него появляются слезы). А кто хочет попробовать лук на вкус? А знаете ребята, несмотря ни на что, лук очень полезный овощ. Его используют для приготовления супов, салатов. А так же им можно лечить многие болезни, в нем очень много витаминов. Недаром говорят: «Лук – от семи недуг». Просмотр слайд в презентации (Витамины, содержащиеся в луке. Полезные свойства лука) |
Дети пробуют на вкус овощи, с закрытыми глазами. Ответы детей: Отгадывают, что за овощ они съели.
Ответы детей: Овощи
дети нюхают и угадывают, что это лук.
Пробуют и определяют, что лук на вкус горький.
|
Вызвать интерес к занятию.
Активизировать внимание, умение слушать.
Развивать внимание, мышление.
Активизация словаря.
Работать над умением отвечать фразой или простым предложением. Проговаривается ответ совместно с обучающимися. Индивидуальная помощь.
Активизация внимания и словаря. |
3. Формирование новых знаний |
Ребята, а где выращивают овощи? Да, действительно овощи выращивают на огороде, на грядках (просмотр слайда). Мы знаем много овощей, давайте их назовем. А вы знаете, что у овощей есть съедобные части, а есть не съедобные. Д/игра «Вершки, корешки» |
Ответы детей: на огороде, на грядке.
Дети называют овощи.
Сортируют: съедобные части овощей в корзину, не съедобные в ведерко. |
Активизация словаря. Работать над умением отвечать фразой или простым предложением. Проговаривается ответ совместно с обучающимися.
|
4.Постановка цели |
- А сейчас, давайте поговорим о том, что небольшой огород можно устроить и дома, на подоконнике. И можно выращивать лук и зелень для салатов (укроп, салат). А если луковицу посадить, то из него вырастут зеленые листики - зеленый лук. Или их еще называют стрелками. Вот эти стрелки можно употреблять в пищу, добавлять в салаты. Как мы уже сказали лук – это удивительный овощ и очень полезный. И сегодня мы с вами посадим этот удивительный овощ. Но давайте сначала хорошо рассмотрим луковицу (раздаю всем луковицы). Скажите, какую форму она имеет? - Какого цвета? - А ещё лук бывает белый, красный, фиолетовый. (Показ)
|
Ответы детей
Рассматривание иллюстраций.
Рассматривают луковицу.
Ответы детей: Круглую, овальную. Коричневый, золотистый. |
Активизация словаря.
|
5. Физминутка |
В каждой работе есть место отдыху. Вот и мы немного отдохнем. Музыкальная физминутка. |
Выполнение действий вместе с видео-роликом. |
|
6.Практическая работа |
А сейчас я предлагаю подойти к столу и посадить ваши луковицы.
-Ребята, посмотрите внимательно на стол и скажите, что нам понадобится для посадки нашего лука? Давайте составим схему посадки лука. Последовательность работы. - В начале, ребята мы с вами подрыхлим приготовленную землю. Это делается для того, что бы в землю поступал воздух и вода. -Ребята, у лука есть верх и низ. Как вы думаете, откуда у луковицы будут расти зеленые листики - стрелки? Покажите на своих луковицах верх. -А вот низ луковицы называется донце, из него будут пробиваться корни. Покажите мне на ваших луковицах донце. Молодцы. - Для того, чтобы посадить луковицу нужно в земле сделать углубление, ямку и в нее опустить луковицу донцем вниз. Затем присыпаем ее землей и слегка придавливаем. Нужно, чтобы луковица была воткнута в землю корешком. Только тогда луковица будет расти. Вверху появятся зеленые росточки – перья лука. - Что теперь необходимо сделать? -Ребята, вы посадили свои луковицы в землю. А как вы думаете, можно вырастить лук без земли? - Оказывается, в домашних условиях лук можно вырастить и без земли. Для этого нужно взять баночку с водой. Поместить в нее луковицу так, чтобы донце, а затем и корешки были в воде (объяснение сопровождаю показом). -Для быстрого прорастания лука необходимы свет и тепло. Давайте найдем такое место в нашей группе? Где оно? (на подоконнике) - Ребята, после посадки необходимо помыть руки, чтобы не занести микробы, быть здоровыми и не болеть.
|
Дети подходят к столу, накрытому клеенкой. На столе стоит лейка с водой, палочки для рыхления земли, пластиковые контейнеры с землей по количеству обучающихся. Ответы детей (земля, лейка с водой).
Дети составляют схему (алгоритм) посадки лука. Правильность выполнения задания сверяют с образцом учителя (на слайде)
.
Ответы детей (полить лук.).
Дети выставляют свои стаканчики с луковицами на подоконник.
|
Активизация словаря.
Развитие внимания, мелкой моторики.
Активизация словаря. Работать над умением отвечать фразой или простым предложением. Проговаривается ответ совместно с обучающимися.
|
Рефлексия
|
Давайте подведем итог нашего урока. О чем мы сегодня говорили? Что можно посадить в помещении, на окне? Для чего мы будем выращивать лук (укроп)? Ребята, давайте вспомним, что нужно для того, чтобы лук хорошо рос? (вода, свет и тепло) - Ребята, я очень довольна, вы сегодня очень хорошо поработали, молодцы. Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось? Я вам сейчас каждому раздам изображения солнышка, и вы нарисуете ему, то настроение, которое у вас осталось после урока (солнышки на палочках).
|
Ответы детей: Мы говорили о том, что можно сделать огород и на подоконнике. Можно выращивать лук и зелень для салата и т.д.
Дети рисуют и выставляют палочки с солнышками в свои стаканчики с луковицами. |
Активизация словаря. Работать над умением отвечать фразой или простым предложением. Проговаривается ответ совместно с обучающимися.
|