Конспект урока географии «Тепло в атмосфере (1)»

1
0
Материал опубликован 5 December 2021

Конспект урока «Тепло в атмосфере (1)»

Цель: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности

Задачи урока:

  • Сформировать понятия температура, суточная амплитуда, годовая амплитуда;
  • Сформировать знания о закономерностях нагрева воздуха с высотой»
  • Сформировать навык определения среднесуточной температуры, суточной и годовой амплитуды;
  • Сформировать навыки построения графика годового хода температуры;
  • Сформировать навыки решения задач на определение температуры на высоте.

Тип урока: комбинированный

Прогнозируемые результаты:

Метапредметные: Давать определение понятиям; владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные: знать, что такое термометр, средняя суточная температура, амплитуда температуры, график годового хода температуры; раскрывать закономерности изменения температуры с высотой; уметь строить график годового хода температуры;

Личностные осознавать целостность природы Земли; формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии.

Ход урока

Организационный момент (приветствие учащихся).

Проверка домашнего задания.

Ответьте на следующие вопросы (учащиеся отвечают, учитель при необходимости помогает):

Что входит в состав воздуха?

Для чего нужен кислород, азот, углекислый газ?

Назовите все слои атмосферы.

Какие атмосферные явления вы знаете?

Изучение новой темы.

- Сегодня мы с вами продолжим говорить об атмосфере. А о чем именно вы мне сейчас сами и скажете. Отгадайте загадку:

Это важный показатель,
Градусник — ее приятель.
Если жарко — высока,
А в мороз она низка. 

- Правильно, сегодня вы будем разговаривать о температуре воздуха. Откройте тетради и запишите тему урока «Тепло в атмосфере»

- Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от нагретой поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.

- Найдите в учебнике на стр.123 правило изменения температуры с высотой.

Учащиеся записывают его в тетрадь «При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на 60 С»

- А теперь попробуем вместе с вами решить такие задачи (первую задачу показывает учитель на доске, а вторую учащиеся выполняют самостоятельно):

Самолет летит на высоте 10км, температура за бортом -340С. Какова температура воздуха у поверхности Земли?

На какую высоту поднялся самолет, если у поверхности Земли температура воздуха +240С, а за бортом самолета температура воздуха -240С?

Учитель пишет на доске

Дано:                                           Решение:

h – 10 км                                 1) 10*6 = 600 С – разница в температуре

t за бортом - 340С                                                        между землей и самолетом

t у земли - ?                             2) -34 + 60 = 260С – температура у земли

Ответ: температура у земли +260С.

- С помощью чего измеряют температуру воздуха? (ответы учащихся)

- А кто может сказать, кого считают изобретателем градусника. (ответы учащихся)

Изобретателем градусников принято считать Галилея, ученики которого описывали, что в 1597 году он изобрел прибор, фиксирующий изменения температуры воды. Современный вид градусник приобрел в результате длительной работы ученого Фаренгейта (1723 год). Его работы продолжил другой ученый – Цельсий (1742 год).

- Но температура воздуха меняется не только с высотой. Какие еще изменения температуры воздуха вы наблюдали? (ответы учащихся)

Температура меняется в течение суток, месяца, года.

Что же такое среднесуточная температура и как ее определить?

В течение суток делают несколько замеров температуры, складывают все значения и делят на количество замеров.

Разница между самой высокой температурой и самой низкой называется амплитуда (учащиеся записывают в тетрадь). Например, если самая высокая температура в году +250,а самая низкая температура -220С, то амплитуда находится следующим образом:

А = 25 – (-22) = 25+22 = 470

С помощью средних значений температур делают графики хода температуры (рассмотреть рисунок 86 на стр.124 учебника).

Закрепление знаний. Давайте попробуем построить график годового хода температуры для Тульской области.



Месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Темпера

тура, 0С


-7


-5


0


+7


+14


+18


+20


+18


+12


+6


-1


-5

Учащиеся строят график годового хода температур, определяют годовую амплитуду и среднегодовую температуру.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Мне было сложно….

Домашнее задание. Параграф 37, задание Это я могу №6


Использованные источники информации:

Загадки про погоду с ответами | Цветы жизни (tsvetyzhizni.ru)

«Градусник» – Яндекс.Кью (yandex.ru)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.