Конспект урока географии «Тепло в атмосфере (1)»
Конспект урока «Тепло в атмосфере (1)»
Цель: сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности
Задачи урока:
- Сформировать понятия температура, суточная амплитуда, годовая амплитуда;
- Сформировать знания о закономерностях нагрева воздуха с высотой»
- Сформировать навык определения среднесуточной температуры, суточной и годовой амплитуды;
- Сформировать навыки построения графика годового хода температуры;
- Сформировать навыки решения задач на определение температуры на высоте.
Тип урока: комбинированный
Прогнозируемые результаты:
Метапредметные: Давать определение понятиям; владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные: знать, что такое термометр, средняя суточная температура, амплитуда температуры, график годового хода температуры; раскрывать закономерности изменения температуры с высотой; уметь строить график годового хода температуры;
Личностные осознавать целостность природы Земли; формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии.
Ход урока
Организационный момент (приветствие учащихся).
Проверка домашнего задания.
Ответьте на следующие вопросы (учащиеся отвечают, учитель при необходимости помогает):
Что входит в состав воздуха?
Для чего нужен кислород, азот, углекислый газ?
Назовите все слои атмосферы.
Какие атмосферные явления вы знаете?
Изучение новой темы.
- Сегодня мы с вами продолжим говорить об атмосфере. А о чем именно вы мне сейчас сами и скажете. Отгадайте загадку:
Это важный показатель,
Градусник — ее приятель.
Если жарко — высока,
А в мороз она низка.
- Правильно, сегодня вы будем разговаривать о температуре воздуха. Откройте тетради и запишите тему урока «Тепло в атмосфере»
- Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от нагретой поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.
- Найдите в учебнике на стр.123 правило изменения температуры с высотой.
Учащиеся записывают его в тетрадь «При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на 60 С»
- А теперь попробуем вместе с вами решить такие задачи (первую задачу показывает учитель на доске, а вторую учащиеся выполняют самостоятельно):
Самолет летит на высоте 10км, температура за бортом -340С. Какова температура воздуха у поверхности Земли?
На какую высоту поднялся самолет, если у поверхности Земли температура воздуха +240С, а за бортом самолета температура воздуха -240С?
Учитель пишет на доске
Дано: Решение:
h – 10 км 1) 10*6 = 600 С – разница в температуре
t за бортом - 340С между землей и самолетом
t у земли - ? 2) -34 + 60 = 260С – температура у земли
Ответ: температура у земли +260С.
- С помощью чего измеряют температуру воздуха? (ответы учащихся)
- А кто может сказать, кого считают изобретателем градусника. (ответы учащихся)
Изобретателем градусников принято считать Галилея, ученики которого описывали, что в 1597 году он изобрел прибор, фиксирующий изменения температуры воды. Современный вид градусник приобрел в результате длительной работы ученого Фаренгейта (1723 год). Его работы продолжил другой ученый – Цельсий (1742 год).
- Но температура воздуха меняется не только с высотой. Какие еще изменения температуры воздуха вы наблюдали? (ответы учащихся)
Температура меняется в течение суток, месяца, года.
Что же такое среднесуточная температура и как ее определить?
В течение суток делают несколько замеров температуры, складывают все значения и делят на количество замеров.
Разница между самой высокой температурой и самой низкой называется амплитуда (учащиеся записывают в тетрадь). Например, если самая высокая температура в году +250,а самая низкая температура -220С, то амплитуда находится следующим образом:
А = 25 – (-22) = 25+22 = 470
С помощью средних значений температур делают графики хода температуры (рассмотреть рисунок 86 на стр.124 учебника).
Закрепление знаний. Давайте попробуем построить график годового хода температуры для Тульской области.
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Темпера тура, 0С | -7 | -5 | 0 | +7 | +14 | +18 | +20 | +18 | +12 | +6 | -1 | -5 |
Учащиеся строят график годового хода температур, определяют годовую амплитуду и среднегодовую температуру.
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно….
Мне было сложно….
Домашнее задание. Параграф 37, задание Это я могу №6
Использованные источники информации:
Загадки про погоду с ответами | Цветы жизни (tsvetyzhizni.ru)
«Градусник» – Яндекс.Кью (yandex.ru)