Технологическая карта урока географии «Атмосферные вихри»
Технологическая карта по географии
Урок 22 Атмосферные вихри (Параграф 19)
Педагогические цели |
-познакомить учащихся с синоптической картой; - выяснить признаки понятий «антициклон», «циклон», «атмосферный фронт», а также факторы, способствующие их возникновению и влияние на природу; - расширить знания об особенностях воздушных масс, факторах климатообразующих; - устанавливать связи, прививая интерес к учебному предмету; - развивать навыки работы с различными источниками знаний, осуществлять их анализ и делать выводы. |
Образовательные ресурсы |
Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897) |
Основные понятия |
Атмосферный вихрь, циклон, антициклон, атмосферный фронт, холодный фронт, тёплый фронт, прогноз погоды, метеорологическая станция |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Мотивационная беседа. Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи. |
Приветствие учителя, готовность к уроку |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Фронтальный опрос -Какое количество воздушных масс функционируют на территории России? Перечислите их. • Что называют атмосферным фронтом? Какие известны вам атмосферные фронты? • Какие из существующих атмосферных фронтов проходят по территории современной России? • Назовите воздушные массы, разделяющие полярный фронт, арктический фронт. • Можем ли мы наблюдать сезонность прохождения фронтов? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Создание проблемной ситуации |
Проблемный вопрос: Почему атмосферные осадки никогда не формируются в нисходящих потоках воздуха? Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока. Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи. Зафиксировать проблему на доске |
Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Целеполагания |
- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме? Записать в тетрадь число и тему урока. |
Проявляют познавательную инициативу. Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. «Открытие» нового знания |
Воздушные массы очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты. Понятие “атмосферный фронт” По географическому положению: арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы Полярный фронт – полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом Где располагается полярный фронт зимой? Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды. Тёплый фронт
Арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы. Полярный фронт-это полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом. Зимой полярный фронт располагается южнее границ России. Работа с картами в учебнике на стр.117-118 1.Определите, где расположены арктические и полярные фронты над территорией России летом? (Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом) 2. Где расположены арктические фронты зимой?(Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем) Циклоны и антициклоны Заполнение таблицы в процессе беседы (учебник страница 92) На каждом столе шаблон таблицы. В ходе работы у учащихся должна получиться таблица:
Зимой над Сибирью часто устанавливается антициклональная погода, что является причиной господства морозных зимних погод. |
Ответы учащихся южнее границ России 1.Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом 2. Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Физминутка |
Упражнения для глаз (на слайде) |
Выполняют упражнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания в учебнике. Выполнение практической работы (работа на карточках) |
Учащиеся выполняют задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Закрепление |
Закрепление материала можно провести в виде географического диктанта. Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта. 1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре. 2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре. 3.Приносит пасмурную погоду 4.Устойчив, малоподвижен 5.Устанавливается над Восточной Сибирью 6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс 7.Восходящие потоки воздуха в центре 8.Нисходящее движение воздуха в центре 9. Движение от центра к периферии 10 Движение против часовой стрелки к центру |
Выполнение заданий географического диктанта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия (итог урока) |
Ребята, продолжите следующие предложения: 1. Что узнали нового? 2. Как эти знания могут пригодиться в вашей жизни? 3. Что осталось непонятым? |
Рефлексируют по заданным вопросам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание |
Записывает и поясняет: параграф 19. |
Записывают домашнее задание |