Технологическая карта урока географии «Атмосферные вихри»

0
0
Материал опубликован 29 February 2016

Технологическая карта по географии

Урок 22 Атмосферные вихри (Параграф 19)

Педагогические цели

-познакомить учащихся с синоптической картой;

выяснить признаки понятий «антициклон», «циклон», «атмосферный фронт», а также факторы, способствующие их возникновению и влияние на природу;

расширить знания об особенностях воздушных масс, факторах климатообразующих;

устанавливать связи, прививая интерес к учебному предмету;

развивать навыки работы с различными источниками знаний, осуществлять их анализ и делать выводы.

Образовательные ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Физическая география. 8 класс», М., «Русское слово», 2015, климатическая и физическая карта России, мультимедийный проектор. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897)

Основные понятия

Атмосферный вихрь, циклон, антициклон, атмосферный фронт, холодный фронт, тёплый фронт, прогноз погоды, метеорологическая станция

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

1. Организационный момент

Мотивационная беседа.

Знакомство с учебной ситуацией с целью вывести детей на самостоятельную формулировку темы урока, помочь им сформулировать цели и задачи.

Приветствие учителя, готовность к уроку

 

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

-Какое количество воздушных масс функционируют на территории России? Перечислите их.

• Что называют атмосферным фронтом? Какие известны вам атмосферные фронты?

• Какие из существующих атмосферных фронтов проходят по территории современной России?

• Назовите воздушные массы, разделяющие полярный фронт, арктический фронт.

• Можем ли мы наблюдать сезонность прохождения фронтов?

   

2. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: Почему атмосферные осадки никогда не формируются в нисходящих потоках воздуха?

Через анализ проблемной ситуации формулируют тему, цели и задачи урока.

Планировать достижение цели, ставить познавательные задачи.

Зафиксировать проблему на доске

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.

 

3. Целеполагания

- Какие цели урока? У вас на столах лежат листы приращения знаний, отметьте у себя какие цели вы ставите на уроке и что вы знаете по данной теме?

Записать в тетрадь число и тему урока.

Проявляют познавательную инициативу.

Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

 

4. «Открытие» нового знания

Воздушные массы очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты.

Понятие “атмосферный фронт”

По географическому положению: арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы

Полярный фронт – полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом

Где располагается полярный фронт зимой?

Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена температуры, облачности, давления воздуха – смена погоды.

Тёплый фронт

Холодный фронт

Тёплый воздух надвигается на холодный

Тёплый лёгкий воздух, поднимается вверх

Затяжные дожди

Медленное потепление

Холодный воздух надвигается на тёплый

Выталкивает вверх лёгкий тёплый воздух

Ливни, грозы

Быстрое похолодание, ясная погода

Арктический фронт отделяет арктический воздух от умеренной воздушной массы.

Полярный фронт-это полоса столкновения умеренного воздуха с тропическим воздухом. Зимой полярный фронт располагается южнее границ России.

Работа с картами в учебнике на стр.117-118

1.Определите, где расположены арктические и полярные фронты над территорией России летом? (Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом)

2. Где расположены арктические фронты зимой?(Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем)

Циклоны и антициклоны

Заполнение таблицы в процессе беседы (учебник страница 92)

На каждом столе шаблон таблицы.

В ходе работы у учащихся должна получиться таблица:

   

Что это?

Атмосферные вихри, переносят воздушные массы

Как показаны на картах?

Концентрические изобары

Атмосферное давление

Вихрь с низким давлением в центре

Высокое давление в центре

Движение воздуха

От периферии к центру

От центра к окраинам

 

Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков.

Прогревание и иссушение воздуха

 

2-3 тыс. км в поперечнике

Скорость перемещения

30-40 км/ч, подвижны

 

Направление движения

С запада на восток

 

Место рождения

Северная Атлантика, Баренцево море. Охотское море

Зимой –Сибирский антициклон

 

Пасмурная погода с осадками

Малооблачная погода, летом –теплая, зимой –морозная

Зимой над Сибирью часто устанавливается антициклональная погода, что является причиной господства морозных зимних погод.

Ответы учащихся

южнее границ России

1.Арктические фронты летом расположены в северной части Баренцева моря, над северной частью Восточной Сибири и морем Лаптевых и над Чукотским полуостровом

2. Зимой арктические фронты сдвигаются к югу, но остается фронт над центральной частью Баренцева моря и второй над Охотским морем и Корякским нагорьем

 

5.Физминутка

Упражнения для глаз (на слайде)

Выполняют упражнения

 

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

В качестве закрепления, предлагаю выполнить задания в учебнике.

Выполнение практической работы (работа на карточках)

Учащиеся выполняют задания

 

7.Закрепление

 Закрепление материала можно провести в виде географического диктанта.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3.Приносит пасмурную погоду

4.Устойчив, малоподвижен

5.Устанавливается над Восточной Сибирью

6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс

7.Восходящие потоки воздуха в центре

8.Нисходящее движение воздуха в центре

9. Движение от центра к периферии

10 Движение против часовой стрелки к центру

Выполнение заданий географического диктанта


 

 

8. Рефлексия

(итог урока)

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Что узнали нового?

2. Как эти знания могут пригодиться в вашей жизни?

3. Что осталось непонятым?

Рефлексируют по заданным вопросам.

 

9. Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф 19.

Записывают домашнее задание

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.