Конспект урока литературы «Тринадцатый подвиг Геракла» (6 класс, 2 урок)

1
0
Материал опубликован 29 October 2018

Конспект урока №8

Класс: 6

Тема: Юмор в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»

Цели урока: создать условия для того, чтобы раскрыть природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя.

Оборудование: фонохрестоматия, учебник «Литература. 6 кл. 2 ч., В.Я Коровина и др.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Настрой на вторичное восприятие, проверка вторичного восприятия, анализ восприятия

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

Прослушаем актерское чтение. Фонохрестоматия.

- Обратите внимание на эпизод опоздания ученика.

- Почему ситуация воспринимается как комическая?

- Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём в словаре. Работа со словарем.

- Обратим внимание на эпизод «На контрольной» стр. 172-173.)

- Почему учитель не делает замечания Авдеенко за списывание?

(Списывающий Авдеенко в неестественной позе выглядит смешным, жалким и нелепым. Поэтому учитель старается пробудить в нем чувство собственного достоинства: уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из-за собственной лени или нечестности).

Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготовлениями палача»? (стр. 176)

Он не решил дома задачу, успокоив совесть тем, что никто ее не решил, и теперь ждал расплаты.

- Понял ли учитель хитрость главного героя?

Да, понял (стр. 179 – «мельком взглянув на меня»

- Как учитель использует для высмеивания даже сорванный урок?

Стр. 180 «Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» - и вызвал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно же, засмеялся)

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.

- Вы узнали эти строчки?

-От чьего лица ведётся повествование? 

- Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? 

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? 

– Смог избежать герой наказания? 

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

Обратить внимание на особенности поэтики писателя, создать условия для характеристики персонажей.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

- Вернемся к названию рассказа. Какую роль оно играет?

Заинтриговывает читателя и делает смешным тот поступок, о котором идет речь далее.

- В чем состоит главная идея рассказа?

Смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.

Обратить внимание на то, как связано название рассказа и его поэтика.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

стр. 187-188 «Для самостоятельной работы» - по выбору учащихся

 

Комментарии
Комментариев пока нет.