Конспект урока литературы «Тринадцатый подвиг Геракла» (6 класс, 2 урок)
Конспект урока №8
Класс: 6
Тема: Юмор в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»
Цели урока: создать условия для того, чтобы раскрыть природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя.
Оборудование: фонохрестоматия, учебник «Литература. 6 кл. 2 ч., В.Я Коровина и др.
Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель |
Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно) |
Комментарий речевого поведения учителя |
Настрой на вторичное восприятие, проверка вторичного восприятия, анализ восприятия Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения |
Прослушаем актерское чтение. Фонохрестоматия. - Обратите внимание на эпизод опоздания ученика. - Почему ситуация воспринимается как комическая? - Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами: Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония». Сведения о значении этого слова мы найдём в словаре. Работа со словарем. - Обратим внимание на эпизод «На контрольной» стр. 172-173.) - Почему учитель не делает замечания Авдеенко за списывание? (Списывающий Авдеенко в неестественной позе выглядит смешным, жалким и нелепым. Поэтому учитель старается пробудить в нем чувство собственного достоинства: уважающий себя человек не захочет попасть в смешное положение из-за собственной лени или нечестности). - Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготовлениями палача»? (стр. 176) Он не решил дома задачу, успокоив совесть тем, что никто ее не решил, и теперь ждал расплаты. - Понял ли учитель хитрость главного героя? Да, понял (стр. 179 – «мельком взглянув на меня» - Как учитель использует для высмеивания даже сорванный урок? Стр. 180 «Будем вызывать по списку, - сказал Харлампий Диогенович, - потому что здесь сплошные герои» - и вызвал Авдеенко, который только что совсем не героически вел себя у доски. Класс, конечно же, засмеялся) 1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия. 2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая. - Вы узнали эти строчки? -От чьего лица ведётся повествование? - Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? – К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? – Смог избежать герой наказания? Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту: 1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189. |
Обратить внимание на особенности поэтики писателя, создать условия для характеристики персонажей. |
Подведение итогов урока Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу |
- Вернемся к названию рассказа. Какую роль оно играет? Заинтриговывает читателя и делает смешным тот поступок, о котором идет речь далее. - В чем состоит главная идея рассказа? Смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. |
Обратить внимание на то, как связано название рассказа и его поэтика. |
Домашнее задание Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение |
стр. 187-188 «Для самостоятельной работы» - по выбору учащихся |
|