12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эмрих Елена Юрьевна1426
Стаж работы 10 лет, 1 квалификационная категория.
Россия, Красноярский край, Красноярск

Культурно-историческое развитие России II половины XIX века
PPT / 3.31 Мб

/data/files/q1605798843.ppt (Культурно-историческое развитие России II половины XIX века)Конспект урока-лекции

«Культурно-историческое развитие России II половины XIX века, отражение его в литературном процессе».


Цель: Целостное представление культурной, социальной и политической жизни России II половины XIX века.

Задачи:

дать общее представление об эпохе.

установить взаимосвязь между социальной, политической и культурной жизнью, проследить влияние общественной жизни на духовную.

познакомить с яркими представителями культуры, науки и искусства II половины XIX века.

Тип урока: урок-лекция.

Аудитория: учащиеся 1 курса СПО.

Оборудование: компьютер с выходом в сеть Интернет, проектор.


Слово учителя.

Слайды 1-5.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их.

Главные вопросы эпохи: кто виноват и что делать? (в сложившейся ситуации неравноправия).

Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.

Главные исторические события во II половине XIX века

Какие важнейшие исторические события произошли в этот период?

1848 - 1849 гг. 1848 - 1855 гг. – революции в Европе, период «мрачного семилетия».

1853 – 1856 гг. – Крымская война, поражение России.

1855 г. - смерть Николая I.

19 февраля 1861 г. – отмена крепостного права.

1861 г. – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная и т.д.)

1877 – 1878 гг. – Русско-турецкая война.

1 марта 1881 г. – убийство Александра II народниками.

1869 - 1881 гг. - последствия крестьянской реформы. Демократические идеи народничества, их утопический «социализм». Активизация тайных революционных организаций.


Слайд 6. 60-е годы XIX века

60-е годы XIX века – одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития нашей страны (наука, живопись, музыка, литература, журналистика, театр)


Наука Слайд 7.

Кого из известных ученых этого периода вы знаете? Каких успехов они достигли?

Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова.

В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А. Бокова – доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), она перевела на русский язык книгу Брема «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие.

В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.


Музыка Слайды 8-9.

Кого из композиторов XIX века вы можете назвать?

М. И. Глинка – родоначальник классической русской музыкальной школы.

Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

Основные произведения:

Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни.

(слушаем романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)

П. И. Чайковский

Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.

«Могучая кучка»: Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Кюи.

Девиз кружка: музыкальный реализм и народность

сочувствовали передовым идеям века;

сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;

в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;

широко общались с публикой.

Театр Слайды 10-11.

Основные произведения, которые были поставлены в театре I половины XIX века, - это «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, пьесы Мольера. Мелодрамы, водевили составляли 60% всех постановок.

Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского.

А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра.

Самые известные его произведения: «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Волки и овцы», «Доходное место», «Бесприданница», «Снегурочка».

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

театр должен быть построен на условностях (есть «4-я стена», отделяющая зрителей от актёров);

неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

ставка не на одного актёра;

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Журналистика Слайды 12-14.

«Библиотека для чтения»

Критик А. Дружинин выступил с программой «чистого искусства», не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х гг.

«Русский вестник»

Журнал Каткова (изд. с 1856 г). Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.

«Русское слово»

Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859 г. Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров. Журнал был закрыт в 1866 г.

«Колокол»

Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом, звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров.

Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты.

«Современник»

Был создан Пушкиным и начал выходить в 1836 г. В 1838 г. его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета.

В 1847 г. журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: Белинский, Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и др. Вскоре Чернышевский и Добролюбов вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. Успех журнала возрастал с каждой новой его книжкой. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Из журнала ушли Тургенев, Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков.

Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции.

В 1866 г. «Современник» был закрыт навсегда.

Литература Слайды 14-17.

Яркие представители: Ф. Тютчев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин, И. Гончаров, А. Островский, А. Фет, Н. Лесков, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов.

Особенности литературы этого периода:

«Очерковые книги».

Мемуарно-автобиографические жанры.

Демократическая повесть, роман.

Расцвет романа.

Эволюция малых литературных форм: очерка, рассказа, повести.

Жанр сказа.

Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков.

Публицистический и фольклорный характер поэзии.

Многообразие литературно-критических школ связано не только с развитием искусства, но и с политической обстановкой в стране.

Вопрос о путях развития России: двигаться ли в направлении политики Западной Европы или искать собственные пути развития?

Западники Славянофилы

принимали реформы считали, что Россия должна

Пt1605798750aa.gift1605798750aa.gif етра Великого опираться на собственную культуру, на

исторические традиции и православие. либералы революционные демократы

(А. И. Герцен, Н. П. Огарев, (В. И. Даль, С. Т. Аксаков,

В. Г. Белинский, И. С. Тургенев А. Н. Островский, А. А. Григорьев,

Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков)

Время разрешило все споры. Дорога, выбранная Россией, оказалась предложенной западниками. В стране начала отмирать община, церковь стала независимой от государства, а самодержавие вообще прекратило свое существование.

Живопись Слайды 18-23.

Яркие представители: В. Перов, И. Крамской, И. Шишкин, А. Саврасов, И. Репин, В. Поленов и др. (знакомимся с материалом на слайде, работами художников).

Слайд 22-25. Выводы:

Во II половине XIX века историко-литературных процесс развивался в двух направлениях. С одной стороны, формировалась литература, порожденная демократическими преобразованиями в стране, которая была тесно связана с общественной жизнью, стремилась быть «учебником жизни» и преобразовать действительность на гуманистических основах. Этот процесс породил литературу критического реализма. С другой стороны, рядом с литературой «общественной» развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека, литература, пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса: в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души» человека, и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы.

II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни, и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев (Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский), романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).

«Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…»

Использованные источники:

Материалы сайта http://wikipedia.org/

Портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/slavianofily-i-zapadniki

Проект Всемирная история http://historic.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.