Конспект урока«Новгородское вече и правители Новгорода»
Предмет. История Отечества
Класс: 7
Раздел. Распад Киевской Руси
Тип урока: получение новых знаний/комбинированный
Тема. «Новгородское вече и правители Новгорода»
Цель: формирование у обучающихся представлений о политической жизни Новгорода.
Задачи.
Образовательные: актуализация знаний обучающихся о Киевской Руси, знакомство обучающихся с жизнью Новгорода, вечевым строем боярско-купеческой республики, разъяснение понятий «вече», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ».
Коррекционно-развивающие: способствование запоминанию и воспроизведению изученного материала; закрепление умения самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью.
Воспитательные: воспитание у обучающихся самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимание понятия новгородское вече - народное собрание Новгорода;
- знание понятий «вече», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ».
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные: планирование действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя, умение работать с книгой.
Коммуникативные: созданы условия для учебного сотрудничества учитель-обучающийся.
Познавательные: умение строить сообщения в устной форме, развитие активного речевого словаря.
Межпредметные связи: чтение, география, основы социальной жизни.
Основные знания: новгородское вече - народное собрание Новгорода; правители Новгорода - посадник, тысяцкий, архиепископ.
Основные термины и понятия: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная
Количество обучающихся – 7 (на момент урока)
В классе 2 группы по уровню развития:
Группа 1 – 5, группа 2-2 (РАС - 1ч., проблемы с речью, чтением - 1ч.)
Ресурсы: картина А. Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой, карточки с заданиями (ТЕСТ), презентация «Правители Новгорода».
Дополнительное оборудование: мультимедиа-проектор, экран (компьютер)
Ход урока
этап урока | деятельность учителя | деятельность обучающихся | планируемые результаты/ формируемые БУД |
I.Орг.момент | Эмоциональный настрой Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Работаем старательно, Слушаем внимательно. -О чем предупреждает стихотворение? | Ответы детей (Надо быть внимательным на уроке и стараться работать в полную силу) | Л.: осознание себя, как ученика. К. готовность к взаимодействию с учителем и сверстниками |
II.Повторение пройденного материала | -Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? -Показать на карте Новгород и новгородские земли. -Чем было удобно и выгодно расположение Новгорода? -Чем торговали новгородцы? В помощь учитель предлагает задание из предыдущего урока. Задание: Перечислить товары, которые новгородцы ввозили и вывозили. ВВОЗ Дорогие ткани, вина, украшения, изделия из стекла; Хлеб, полотна, оружие, изделия гончаров и кузнецов. ВЫВОЗ Меха, шкуры, мёд, воск, лён, конопля, сало, соль, изделия ремесленников -Почему Новгород называют Господином Великим? Игра «Историческая азбука». Каждая команда получает свою букву. Цель игры: кто больше назовет слов, используемых на уроках по последним темам. -Когда был основан Новгород? Проверка домашнего задания. -Почему Новгород имеет такое название? | Один ученик показывает, остальные следят. -Дают развернутый ответ, используя схему на доске. -Высказывают свое мнение. Дают ответ на поставленный вопрос Работают на доске с карточками – названиями товаров Высказывают свое мнение. -Участвуют в игре. Например «Н»- Новгород. «В»- Волхов. | Р.: выполнять учебные действия; принимать цель и произвольно включаться в деятельность. Л.: развитие интеллектуальных способностей П.: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями К.: слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовывать совместную деятельность, выражать свои мысли Р.: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
III. Актуализация знаний, объявление новой темы | 1. Вводное слово учителя. Новгородская земля была боярской и купеческой республикой. 2. Сообщение темы урока: «Новгородское вече» | Записывают тему урока в тетрадь | Р.: выполнять учебные действия |
IV. Работа над формированием новых понятий | 1. Рассказ учителя. На вече всех новгородцев собирал вечевой колокол. Торговая площадь в миг превращалась в собрание. Там стояли крики и шум. Вспомним, что в Киеве власть передавалась от отца к сыну? А в Новгороде все по-другому? Князья приглашали для защиты города князя с дружиной из других земель. Ведали всеми делами богачи — бояре и купцы. Из них вече выбирало правителей Новгорода. 2. Проблемный вопрос В чем была особенность управления Новгородом? 3. Работа с текстом учебника. а)Объяснительное (комментированное) чтение. б) Демонстрация картины «Новгородское вече». Словарная работа: новгородское вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. в) Задание: рассмотрите систему управлений и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе. Чем занимался посадник? Чем занимался тысяцкий? Чем ведал архиепископ? После каждого ответа сообщает дополнительный материал. Учитель контролирует запись в тетради. ФИЗМИНУТКА г) Дифференцированные задания. Работа в паре с дополнительным материалом. Вече выбирало главного правителя Новгорода — посадника (возглавлял управление и суд), тысяцкого - начальника «тысячи» новгородского ополчения. Большое влияние имел новгородский архиепископ (ведал казной и внешними связями). Посадник, тысяцкий, архиепископ - это правители, которые управляли политикой Новгорода. ПРАВИТЕЛИ НОВГОРОДА: Посадник Архиепископ Тысяцкий Князя приглашали новгородцы как военного руководителя д) Рассказ о роли князя в Новгородской республике. -Какая роль отводилась князю? Словарная работа: гонец, республика. е) Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские». -Зачем новгородцы приглашали к себе князей? -Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече? В случае затруднений дает подсказки, подводит учащихся к выводу. -Каков состав вече? Выслушивает мнения обучающихся, дает полный и обоснованный ответ. 4. Кратко проговорив изученный материал, приходим к выводу. | -Слушают учителя. -Смотрят презентацию. -Высказывают свое мнение -Один ученик читает указанный учителем абзац, а остальные следят по учебнику. -Участвуют в разборе слов -Смотрят на схему. -Смотрят презентацию -Составление схемы -Работа с текстом учебника. Записывают схему в тетрадь. Слушают уточнения педагога Дети выполняют упражнения (в том числе для глаз) - См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Задание выполняется коллективно, устно. Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы -Находят объяснение слов в учебнике, в блокноте-помощнике. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Размышляют, дают ответ.
Выполняется коллективно, устно Делают вывод | Р.: выполнять учебные действия; принимать цель и произвольно включаться в деятельность. П.: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями Л.: эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи и др.; Л.: самостоятельность в выполнении учебных заданий; П.: воспринимать информацию на доступном уровне с помощью её визуализации, опираясь на личный опыт, анализировать, понимать текст, Р.: учиться адекватно соблюдать ритуалы школы (со всеми делать физминутку, тихонько садиться на свое место) К.: взаимодействовать с одноклассниками Р.: следовать предложенному плану и работать в общем темпе Л.: самостоятельно выполнять задания, П.: анализировать усвоенную информацию, делать простейшие обобщения |
V.Первичное закрепление материала | 1. Моделирование ситуаций. Задание 1. Представьте, как итальянский (византийский) путешественник в письме описывал географическое расположение Новгородской земли. Задание 2. Представьте, что вы князь. Для чего вы приехали в Новгород? Кто вас пригласил? См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 2. Работа по карточкам. Задание 1. Представьте, что вы киевский купец, приехавший с товарами в Новгород. - Какие товары вы привезли? Какие товары вы могли бы купить в Новгороде? Перечислите. Задание 2. В городе Новгороде износились мостовые. Кто будет давать указания о замене их? Задание 3. Отгадайте «Кто входил в Совет господ в Новгороде?» 1.Он владел казной, ввел надзор над летописанием. 2.Он приглашался с дружиной. 3.Он управлял делами Новгородских земель. 4.Он начальник новгородского ополчения 3.Работа по карточкам. Работа в парах. Задание 4. Распределить обязанности должностных лиц Новгорода: 1.посадник 2.архиепископ 3.тысяцкий 4.князь | Использование слайда -Ученик показывает территорию Новгородской земли на настенной карте. Отвечает один ученик. Использование слайда. -Ученик показывает на карте направление ввоза и вывоза товара и записывает ответ на вопрос. Записывают ответ Использование слайда. Использование слайда. Обучающиеся отгадывают и выполняют задание в карточке Выполнят работу коллективно. Использование блокнота-помощника (см. Приложение 1) Взаимопроверка 1.Управление казной, внешними связями. 2.Надзор над летописаниями. 3.Глава городского ополчения. 4.Управление судом, оборона, во время войны. | Р.: активно участвовать в деятельности, П.: анализировать усвоенную информацию, делать простейшие обобщения Л.: способность к самоорганизации своей деятельности, Р.: принимать и сохранять учебную задачу, стремиться к достижению намеченной цели. Р.: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
VI.Подведение итогов урока. Рефлексия | Комментарии, объявление оценок за работу | Слушают комментарии учителя. комментируют свою работу на уроке. - я сегодня: узнал… помог… научился… | Р.: умение оценивать результат своей деятельности. Л.: положительное отношение к уроку |
VII.Домашнее задание | 1.Сообщение домашнего задания. Прочитать текст в учебнике и выполнить задание к нему; прочитать рассказ для дополнительного чтения «Князья Новгорода», ответить на вопросы 2.Сообщение индивидуального задания. В абзаце (учитель указывает) подчеркнуть глаголы, которые определяют действия посадника; прочитать указанные учителем абзацы | Записывают домашнее задание Алина | Р.: выполнять учебные действия; принимать цель |