Конспект урока«Новгородское вече и правители Новгорода»

1
0
Материал опубликован 9 February 2022

Предмет. История Отечества

Класс: 7

Раздел. Распад Киевской Руси

Тип урока: получение новых знаний/комбинированный

Тема. «Новгородское вече и правители Новгорода»

Цель: формирование у обучающихся представлений о политической жизни Новгорода.

Задачи.

Образовательные: актуализация знаний обучающихся о Киевской Руси, знакомство обучающихся с жизнью Новгорода, вечевым строем боярско-купеческой республики, разъяснение понятий «вече», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ».

Коррекционно-развивающие: способствование запоминанию и воспроизведению изученного материала; закрепление умения самостоятельно работать с текстом учебника и тетрадью.

Воспитательные: воспитание у обучающихся самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • понимание понятия новгородское вече - народное собрание Новгорода;
  • знание понятий «вече», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ».

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные: планирование действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя, умение работать с книгой.

Коммуникативные: созданы условия для учебного сотрудничества учитель-обучающийся.

Познавательные: умение строить сообщения в устной форме, развитие активного речевого словаря.

Межпредметные связи: чтение, география, основы социальной жизни.

Основные знания: новгородское вече - народное собрание Новгорода; правители Новгорода - посадник, тысяцкий, архиепископ.

Основные термины и понятия: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная

Количество обучающихся – 7 (на момент урока)

В классе 2 группы по уровню развития:

Группа 1 – 5, группа 2-2 (РАС - 1ч., проблемы с речью, чтением - 1ч.)

Ресурсы: картина А. Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой, карточки с заданиями (ТЕСТ), презентация «Правители Новгорода».

Дополнительное оборудование: мультимедиа-проектор, экран (компьютер)

Ход урока

этап урока

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

планируемые результаты/

формируемые БУД

I.Орг.момент



Эмоциональный настрой

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-О чем предупреждает стихотворение?

Ответы детей (Надо быть внимательным на уроке и стараться работать в полную силу)

Л.: осознание себя, как ученика.

К. готовность к взаимодействию с учителем и сверстниками


II.Повторение пройденного материала













-Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

-Показать на карте Новгород и новгородские земли.


-Чем было удобно и выгодно расположение Новгорода?



-Чем торговали новгородцы?

В помощь учитель предлагает задание из предыдущего урока.

Задание: Перечислить товары, которые новгородцы ввозили и вывозили.

ВВОЗ

Дорогие ткани, вина, украшения, изделия из стекла;

Хлеб, полотна, оружие, изделия гончаров и кузнецов.

ВЫВОЗ  

Меха, шкуры, мёд, воск, лён, конопля, сало, соль, изделия ремесленников


-Почему Новгород называют Господином Великим?

Игра «Историческая азбука».

Каждая команда получает свою букву.

Цель игры: кто больше назовет слов, используемых на уроках по последним темам.

-Когда был основан Новгород?

Проверка домашнего задания.

-Почему Новгород имеет такое название?

Один ученик показывает, остальные следят.

-Дают развернутый ответ, используя схему на доске.

-Высказывают свое мнение.




Дают ответ на поставленный вопрос




Работают на доске с карточками – названиями товаров











Высказывают свое мнение.










-Участвуют в игре. Например

 «Н»- Новгород.

 «В»- Волхов.

Р.: выполнять учебные действия;

принимать цель и произвольно включаться в деятельность.











Л.: развитие интеллектуальных способностей



П.: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями


К.: слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовывать совместную деятельность, выражать свои мысли



Р.: активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

III. Актуализация знаний, объявление новой темы

1. Вводное слово учителя.

Новгородская земля была боярской и купеческой республикой.

2. Сообщение темы урока: «Новгородское вече»

Записывают тему урока в тетрадь

Р.: выполнять учебные действия


IV. Работа над формированием новых понятий


1. Рассказ учителя.

На вече всех новгородцев собирал вечевой колокол. Торговая площадь в миг превращалась в собрание. Там стояли крики и шум.

Вспомним, что в Киеве власть передавалась от отца к сыну? А в Новгороде все по-другому?

Князья приглашали для защиты города князя с дружиной из других земель. Ведали всеми делами богачи — бояре и купцы. Из них вече выбирало правителей Новгорода.


2. Проблемный вопрос

В чем была особенность управления Новгородом?



3. Работа с текстом учебника.

а)Объяснительное (комментированное) чтение.


б) Демонстрация картины «Новгородское вече».

Словарная работа: новгородское вече, посадник, тысяцкий, архиепископ.

 в) Задание: рассмотрите систему управлений и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

Чем занимался посадник?

Чем занимался тысяцкий?

Чем ведал архиепископ?

После каждого ответа со­общает дополнительный материал.

Учитель контролирует за­пись в тетради.



ФИЗМИНУТКА

г) Дифференцированные задания. Работа в паре с дополнительным материалом.



Вече выбирало главного правителя Новгорода — посадника (возглавлял управление и суд), тысяцкого - начальника «тысячи» новгородского ополчения.

Большое влияние имел новгородский  архиепископ (ведал казной и внешними связями).

Посадник, тысяцкий, архиепископ - это правители, которые управляли политикой Новгорода.

ПРАВИТЕЛИ НОВГОРОДА:

Посадник     

Архиепископ    

Тысяцкий     

Князя приглашали новгородцы                                                                        как военного руководителя

д) Рассказ о роли князя в Новгородской республике.

-Какая роль отводилась князю?

Словарная работа: гонец, республика.

е) Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские».

-Зачем новгородцы приглашали к себе князей?

-Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?

В случае затруднений дает подсказки, подводит учащихся к выводу.

-Каков состав вече? Выслушивает мнения обучающихся, дает полный и обоснованный ответ.

4. Кратко проговорив изученный материал, приходим к выводу.

-Слушают учителя.

-Смотрят

презентацию.











-Высказывают свое мнение










-Один ученик читает указанный учителем абзац, а остальные следят по учебнику.

-Участвуют в разборе слов






-Смотрят на схему.

-Смотрят презентацию


-Составление схемы

-Работа с текстом учебника.

Записывают схему в тетрадь. Слушают уточнения педагога




Дети выполняют упражнения (в том числе для глаз)







- См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание выполняется коллективно, устно.





Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы

-Находят объяснение слов в учебнике, в блокноте-помощнике.





См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Размышляют, дают ответ.


       


Выполняется коллективно, устно













Делают вывод

Р.: выполнять учебные действия;

принимать цель и произвольно включаться в деятельность.














П.: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, обобщение) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями


Л.: эмоционально откликаться на произведения литературы, живописи и др.;


Л.: самостоятельность в выполнении учебных заданий;

П.: воспринимать информацию на доступном уровне с помощью её визуализации, опираясь на личный опыт, анализировать, понимать текст,





Р.: учиться адекватно соблюдать ритуалы школы (со всеми делать физминутку, тихонько садиться на свое место)

К.: взаимодействовать с одноклассниками





Р.: следовать предложенному плану и работать в общем темпе

























Л.: самостоятельно выполнять задания,
К.: обращаться за помощью и принимать помощь,
Р.: активно участвовать в деятельности,

П.: анализировать усвоенную информацию, делать простейшие обобщения

V.Первичное закрепление материала


1. Моделирование ситуаций.

Задание 1. Представьте, как итальянский (византийский) путешественник в письме описывал географическое расположение Новгородской земли.

Задание 2. Представьте, что вы князь. Для чего вы приехали в Новгород? Кто вас пригласил?


См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2. Работа по карточкам.

Задание 1. Представьте, что вы киевский купец, приехавший с товарами в Новгород.

- Какие товары вы привезли?

Какие товары вы могли бы купить в Новгороде? Перечислите.


Задание 2. В городе Новгороде износились мостовые. Кто будет давать указания о замене их?

Задание 3. Отгадайте «Кто входил в Совет господ в Новгороде?»

1.Он владел казной, ввел надзор над летописанием.

2.Он приглашался с дружиной.

3.Он управлял делами Новгородских земель.

4.Он начальник новгород­ского ополчения

3.Работа по карточкам. Работа в парах.

Задание 4. Распределить обязанности должностных лиц Новгорода:



1.посадник


2.архиепископ


3.тысяцкий 


4.князь

Использование слайда

-Ученик показывает территорию Новгородской земли на настенной карте.

Отвечает один ученик.





Использование слайда.

-Ученик показывает на карте направление ввоза и вывоза товара и записывает ответ на вопрос.


Записывают ответ

Использование слайда.


Использование слайда.

Обучающиеся отгадывают и выполняют задание в карточке






Выполнят работу коллективно. Использование блокнота-помощника

(см. Приложение 1)

Взаимопроверка

1.Управление казной, внешними связями.

2.Надзор над летописаниями.

3.Глава городского ополчения.

4.Управление судом, оборона, во время войны.

Р.: активно участвовать в деятельности,

П.: анализировать усвоенную информацию, делать простейшие обобщения







Л.: способность к самоорганизации своей деятельности,

Р.: принимать и сохранять учебную задачу, стремиться к достижению намеченной цели.
П.: работать с печатной информацией, находить источники информации


Р.: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
П.: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей

VI.Подведение итогов урока.



Рефлексия

Комментарии, объявление оценок за работу


Слушают комментарии учителя.

комментируют свою работу на уроке.


- я сегодня:

узнал…

помог…

научился…

Р.: умение оценивать результат своей деятельности.

Л.: положительное отношение к уроку

VII.Домашнее задание


1.Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст в учебнике и выполнить задание к нему; прочитать рассказ для дополнительного чтения «Князья Новгорода», отве­тить на вопросы

2.Сообщение индивидуального задания.

В абзаце (учитель указывает) подчеркнуть глаголы, которые определяют действия посадника; прочитать указанные учителем абзацы

Записывают домашнее задание





Алина

Р.: выполнять учебные действия;

принимать цель


Комментарии
Комментариев пока нет.