Конспект урока истории «Греция и Македония в IV веке до н. э.»
Конспект урока истории.
Дата: 14.02.14 г. (присутствовало- __, отсутствовало- __).
Класс:
Учебник: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира.
Тема: § 36 «Греция и Македония в IV веке до н. э.»
Тип урока: комбинированный.
Цель:
Образовательная - объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.
Развивающая - продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.
Воспитывающая– формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов).
Цель учащихся на уроке:
Личностный результат – понять причины упадка Греции и причины возвышения Македонии.
Метапредметный результат–
а) познавательные УУД (поиск информации) на основе материала учебника
б) коммуникативные УУД (постановка вопроса) и ответы на вопросы учителя
в) регулятивные УУД
Предметный результат – способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карта «Древняя Греция в IV веке до н. э.», раздаточный материал.
Основные понятия: междоусобные войны.
Основные имена: Филипп II, Демосфен, Александр Македонский.
Основные даты: 431-401 г до н. э .- Пелопоннесская война, 359-336 г. до н.э. – правление Филиппа II, 338 г. до н.э. – битва около города Херонеи.
Внутрипредметные связи: с историей.
Межпредметные связи: с географией.
Список используемой литературы:
Для учителя: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира. М.: Вентана-Граф 2013 г. Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987., Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007., Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007
Для учащихся: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира. М.: Вентана-Граф 2013.
Ход урока.
Организационный момент
Дисциплинарный (подготовка к уроку, проверка присутствующих)
Тематический (актуализация изученного и связь с новой темой)
Опрос домашнего задания (тестирование по вариантам)
Тест: «Древнегреческая архитекту и скульптура. Особенности древнегереческого театра».
Ф.И.О______________________________________________________________________
I вариант
Ответьте на вопросы теста:
Особенности греческой архитектуры (возможно 2 варианта ответов):
А) Величественность;
Б) Готичность;
В) Применение ярких красок (розовый, красный, синий);
Г) Пропорциональность (т.е наличие ордеров)
2. Назовите знаменитых греческих скульпторов:
А) Плутарх и Нестор;
Б) Софокл и Эсхил;
В) Мирон и Фидий;
Г) Геродот и Сократ.
3. Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Поликлет; 1) трагедия «Антигона»;
Б) Софокл; 2) статуя копьеносца;
В) Фидий; 3) статуя Афины;
Г) Эсхил. 4) трагедия «Персы».
А |
Б |
В |
Г |
4. В греческом театре (укажите несколько позиций):
А) было два вида представлений – комедия и трагедия;
Б) женские роли исполняли актеры- женщины, мужские - актеры-мужчины;
В) актеры пользовались масками;
Г) актеры играли несколько ролей в одном спектакле.
5. Именно этот район был сердцем Афин. На большой площади в у трение часы бойкая торговля, спешили по важным делам члены Совета пятисот, расположенного здесь же, проворные рабы расчищали путь для своего господина. Это:
А) Акрополь;
Б) Агора;
В) Керамик.
6. Выполните задание. Впишите недостающие слова.
Возвышенная или укрепленная часть города называется ______________. В _______ году до н.э началось строительство ________________, руководил строительством __________________.
Представим, что вы гуляете по Древней Греции, что вы видите:
Район гончарных мастерских назывался ____________________.
Главная площадь называлась ________________________.
Местом народных собраний был пологий холм, называвшийся _______________-____________________.
Театральные представления устраивались в здании, называемом _____________________________________________________________________________.
7. Опишите в трех предложениях как проходили театральные преставления.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сравните древнегреческий театр с современным театром.
№ |
ВОПРОСЫ |
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР |
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР |
1 |
Где происходят представления? |
||
2 |
Как часто происходят представления? |
||
3 |
Кто может быть зрителем? |
||
4 |
Кто играет представления? |
||
5 |
Кто исполняет мужские и женские роли? |
Тест: «Древнегреческая архитекту и скульптура. Особенности древнегереческого театра».
Ф.И.О______________________________________________________________________
II вариант
Ответьте на вопросы теста:
Зарождения театра в Греции было связано с празднествами в честь:
А) богини земледелия Деметры;
Б) бога виноделия Диониса;
В) бога подземного царства Аида.
2. Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Мирон; 1) трагедия «Персы»;
Б) Эсхил; 2) статуя дискобола;
В) Поликлет; 3) статуя копьеносца;
Г) Аристофон; 4) комедия «Птицы».
А |
Б |
В |
Г |
3. Особенности греческой архитектуры (возможно 2 варианта ответов):
А) Величественность;
Б) Готичность;
В) Применение ярких красок (розовый, красный, синий);
Г) Пропорциональность (т.е наличие ордеров).
4. Театральное здание состояло из (продолжите перечень):
А) мест для зрителей;
Б)____________________________________________________________;
В)____________________________________________________________.
5. В скульптуре греки стремились выразить:
А) красоту человеческого тела, его движения, идеальный образ гармонично развитого человека;
Б) экипировку военных;
В) бестактность, невежественность, плохие стороны человеческого тела.
6. Представьте себе, что вы совершаете прогулку по Древним Афинам. Напишите недостающие слова.
Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми, обрывистыми склонами. Холм называется ______________.
При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини __________________. Обычно ее изображали крылатой.
Вершину холма украшает бронзовая статуя ______________________________-. Статую создал скульптор ___________________. Моряки, подплывая к порту _________________________, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.
Самым прекрасным творением греческих строителей был храм богини Афины. Его название ________________________________.
На том месте, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм ______________________________. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят кариатиды — женские статуи.
7. Опишите в трех предложениях как проходили театральные преставления.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сравните древнегреческий театр с современным театром.
№ |
ВОПРОСЫ |
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР |
СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР |
1 |
Где происходят представления? |
||
2 |
Как часто происходят представления? |
||
3 |
Кто может быть зрителем? |
||
4 |
Кто играет представления? |
||
5 |
Кто исполняет мужские и женские роли? |
Объяснение урока
№ |
Этап урока |
Формируемые УУД |
Деятельность |
|
Учителя |
Учащихся |
|||
1. |
Переход к изучению нового материала. |
1.Познавательные: -умение строить высказывание; -структурирование знаний. 2.Коммуникативные: - постановка вопроса; -умение выражать свои мысли; 3.Регулитивные: -целеполагание; -планирование. 4.Личностные: -самоопределение. |
Запись на доске темы и плана урока. Тема урока «Греция и Македония в IV века до н. э.». Слайд № 1 План урока:
Слайд № 2 Проблемное задание – в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос: -Почему Македония стала самым могущественным государством в IV в. до н.э.? Слад № 3 |
Записывают в тетрадях тему и план урока. |
2. |
Изучение нового материала:
Установление власти Македонии над Грецией. |
1.Познавательные: -поиск информации; -смысловое чтение; -структурирование знаний; -умение строить высказывание. 2.Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; -постановка вопросов. 3.Личностные: -нравственно-этическое оценивание. 1.Познавательные: -смысловое чтение; -поиск информации. 2.Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. 3.Личностные: -нравственно-этическое оценивание. 1.Познавательные: -структурирование знаний; -моделирование. |
Перед тем как начнем наш урок вспомним, как изменилось положение Афин и других греческих полисов после Греко-персидских войн? Работа с картой. После окончания греко-персидских войн усилилось противостояние двух главных центров Спарты и Афин (показывает по карте Спарты и Афины), они боролись за преобладание в Элладе (показывает по карте). Следствием чего образовалось 2 враждующих лагеря: Афинский морской союз (показывает по карте) и Пелопоннесский союз (показывает по карте). Схематично записывает на доске. Следствием чего была Пелопоннесская война, которая длилась 27 лет. Посчитайте начало и конец войны. Но эта война закончилась поражением Афин.( Слайд № 4-5) Открываем учебник стр. 187. Читаем по цепочке со 2 абзаца. Записываем в тетрадях заголовок «Последствия войны». Заполняем ( Слайд № 6). Правильно сказали, что Греция была ослаблена междоусобными войнами, но вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония. Показать по карте, где находится Македония (Слайд № 7-8). Правил Македонией царь – Филипп II 359-336 г. до н.э. Работа по источнику. Укрепив свою армию, Филипп II приступил к покорению греческих полисов на северо-западе Эгейского моря (работа по карте). Здесь он захватил золотые рудники. Как вы думаете, к чему привел захват рудников? (Слайд № 9-10) Откройте стр. 189 прочитайте последний абзац и сделайте вывод, какова политика Филиппа II. Как вы понимаете фразу «Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город». Как вы думаете, внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны Филиппу или нет? Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа. Самым знаменитым противником был Демосфен. Работа с источником (Слайд № 11) Открывает учебник стр. 190, читаем первый абзац. Ответьте на вопросы: 1.Когда и где началась решающая битва между македонцами и объединенным греческим войском? (работа с картой) 2.Последствия битвы. Записать в тетрадях. 3. Какие планы строил Филипп II? (Слайд № 12-13) |
Отвечают на вопрос учителя. Записывают схему в тетрадях. Считают начало и конец войны, записывают тетрадях дату Пелопоннесской войны. Открывают учебники начинаем читать. Заполняют схему. Записывают в тетрадях 2 пункт плана. Работают по карте. Записывают в тетрадях даты правления Филиппа II. Читают источник. Отвечают на вопрос. Читают абзац и делают вывод. Высказывают свои версии. Отвечают на вопрос. Работают с источником. Читают текст. Отвечают на вопросы. Записывают в тетра дату и место войны. Делают записи в тетрадях |
Закрепление
Вопрос |
Примерный ответ |
Планируемые к опросу учащиеся |
Почему греческие полисы были ослаблены и не смогли противостоять македонцам? |
1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами. |
Дик Анастасия Власкин Макар |
Почему Македония стала самым могущественным государством в IV в. до н.э.?. |
Потому что Македония завоевала Грецию, во главе Македонской армии был Филипп II, а затем Александр Македонский. |
Кисилев Дмитрий Исаков Максим |
Подведение итогов
Учитель выставляет оценки.
Дача домашнего задания.
Репродуктивное |
Прочитать § 36. |
Продуктивное |
Сделать сообщение про Александра Македонского. |
Творческо-поисковое |
Решить кроссворд |