Конспект урока истории «Греция и Македония в IV веке до н. э.»

1
0
Материал опубликован 29 January 2017 в группе

Конспект урока истории.

Дата: 14.02.14 г. (присутствовало- __, отсутствовало- __).

Класс:

Учебник: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира.

Тема: § 36 «Греция и Македония в IV веке до н. э.»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Образовательная - объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Развивающая - продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Воспитывающая формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов).

Цель учащихся на уроке:

Личностный результат – понять причины упадка Греции и причины возвышения Македонии.

Метапредметный результат

а) познавательные УУД (поиск информации) на основе материала учебника

б) коммуникативные УУД (постановка вопроса) и ответы на вопросы учителя

в) регулятивные УУД

Предметный результат – способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карта «Древняя Греция в IV веке до н. э.», раздаточный материал.

Основные понятия: междоусобные войны.

Основные имена: Филипп II, Демосфен, Александр Македонский.

Основные даты: 431-401 г до н. э .- Пелопоннесская война, 359-336 г. до н.э. – правление Филиппа II, 338 г. до н.э. – битва около города Херонеи.

Внутрипредметные связи: с историей.

Межпредметные связи: с географией.

Список используемой литературы:

Для учителя: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира. М.: Вентана-Граф 2013 г. Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987., Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007., Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007

Для учащихся: Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина История Древнего мира. М.: Вентана-Граф 2013.

Ход урока.

Организационный момент

Дисциплинарный (подготовка к уроку, проверка присутствующих)

Тематический (актуализация изученного и связь с новой темой)

Опрос домашнего задания (тестирование по вариантам)

Тест: «Древнегреческая архитекту и скульптура. Особенности древнегереческого театра».

Ф.И.О______________________________________________________________________

I вариант

Ответьте на вопросы теста:

Особенности греческой архитектуры (возможно 2 варианта ответов):

А) Величественность;

Б) Готичность;

В) Применение ярких красок (розовый, красный, синий);

Г) Пропорциональность (т.е наличие ордеров)

2. Назовите знаменитых греческих скульпторов:

А) Плутарх и Нестор;

Б) Софокл и Эсхил;

В) Мирон и Фидий;

Г) Геродот и Сократ.

3. Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Поликлет; 1) трагедия «Антигона»;

Б) Софокл; 2) статуя копьеносца;

В) Фидий; 3) статуя Афины;

Г) Эсхил. 4) трагедия «Персы».

 

А

Б

В

Г

       
Ответ:

 


 

4. В греческом театре (укажите несколько позиций):

А) было два вида представлений – комедия и трагедия;

Б) женские роли исполняли актеры- женщины, мужские - актеры-мужчины;

В) актеры пользовались масками;

Г) актеры играли несколько ролей в одном спектакле.

5. Именно этот район был сердцем Афин. На большой площади в у трение часы бойкая торговля, спешили по важным делам члены Совета пятисот, расположенного здесь же, проворные рабы расчищали путь для своего господина. Это:

А) Акрополь;

Б) Агора;

В) Керамик.

6. Выполните задание. Впишите недостающие слова.

Возвышенная или укрепленная часть города называется ______________. В _______ году до н.э началось строительство ________________, руководил строительством __________________.

Представим, что вы гуляете по Древней Греции, что вы видите:

Район гончарных мастерских назывался ____________________.

Главная площадь называлась ________________________.

Местом народных собраний был пологий холм, называвшийся _______________-____________________.

Театральные представления устраивались в здании, называемом _____________________________________________________________________________.

7. Опишите в трех предложениях как проходили театральные преставления.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Сравните древнегреческий театр с современным театром.

ВОПРОСЫ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР

1

Где происходят представления?

   

2

Как часто происходят представления?

   

3

Кто может быть зрителем?

   

4

Кто играет представления?

   

5

Кто исполняет мужские и женские роли?

   


 

Тест: «Древнегреческая архитекту и скульптура. Особенности древнегереческого театра».

Ф.И.О______________________________________________________________________

II вариант

Ответьте на вопросы теста:

Зарождения театра в Греции было связано с празднествами в честь:

А) богини земледелия Деметры;

Б) бога виноделия Диониса;

В) бога подземного царства Аида.

2. Установите соответствие между именами деятелей искусства и созданными ими произведениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Мирон; 1) трагедия «Персы»;

Б) Эсхил; 2) статуя дискобола;

В) Поликлет; 3) статуя копьеносца;

Г) Аристофон; 4) комедия «Птицы».


 

 

А

Б

В

Г

       
Ответы:

 


 

3. Особенности греческой архитектуры (возможно 2 варианта ответов):

А) Величественность;

Б) Готичность;

В) Применение ярких красок (розовый, красный, синий);

Г) Пропорциональность (т.е наличие ордеров).

4. Театральное здание состояло из (продолжите перечень):

А) мест для зрителей;

Б)____________________________________________________________;

В)____________________________________________________________.

5. В скульптуре греки стремились выразить:

А) красоту человеческого тела, его движения, идеальный образ гармонично развитого человека;

Б) экипировку военных;

В) бестактность, невежественность, плохие стороны человеческого тела.

6. Представьте себе, что вы совершаете прогулку по Древним Афинам. Напишите недостающие слова.

Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми, обрывистыми склонами. Холм называется ______________.

При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини __________________. Обычно ее изображали крылатой.

Вершину холма украшает бронзовая статуя ______________________________-. Статую создал скульптор ___________________. Моряки, подплывая к порту _________________________, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.

Самым прекрасным творением греческих строителей был храм богини Афины. Его название ________________________________.

На том месте, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм ______________________________. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят кариатиды — женские статуи.

7. Опишите в трех предложениях как проходили театральные преставления.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Сравните древнегреческий театр с современным театром.

ВОПРОСЫ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР

1

Где происходят представления?

   

2

Как часто происходят представления?

   

3

Кто может быть зрителем?

   

4

Кто играет представления?

   

5

Кто исполняет мужские и женские роли?

   


 


 

Объяснение урока

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность

Учителя

Учащихся

1.

Переход к изучению нового материала.

1.Познавательные:

-умение строить высказывание;

-структурирование знаний.

2.Коммуникативные:

- постановка вопроса;

-умение выражать свои мысли;

3.Регулитивные:

-целеполагание;

-планирование.

4.Личностные:

-самоопределение.

Запись на доске темы и плана урока.

Тема урока «Греция и Македония в IV века до н. э.». Слайд № 1

План урока:

  1. Пелопоннесская война и ослабление греческих полисов.

    Укрепление Македонии при Филиппе II. Организация Македонского войска.

    Установление власти над Македонией.

Слайд № 2

Проблемное задание – в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос:

-Почему Македония стала самым могущественным государством в IV в. до н.э.?

Слад № 3

Записывают в тетрадях тему и план урока.

2.

Изучение нового материала:

  1. Пелопоннесская война и ослабление греческих полисов.

  1. Укрепление Македонии при Филиппе II. Организация македонского войска.

Установление власти Македонии над Грецией.

1.Познавательные:

-поиск информации;

-смысловое чтение;

-структурирование знаний;

-умение строить высказывание.

2.Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли;

-постановка вопросов.

3.Личностные:

-нравственно-этическое оценивание.

1.Познавательные:

-смысловое чтение;

-поиск информации.

2.Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли.

3.Личностные:

-нравственно-этическое оценивание.

1.Познавательные:

-структурирование знаний;

-моделирование.

Перед тем как начнем наш урок вспомним, как изменилось положение Афин и других греческих полисов после Греко-персидских войн?

Работа с картой. После окончания греко-персидских войн усилилось противостояние двух главных центров Спарты и Афин (показывает по карте Спарты и Афины), они боролись за преобладание в Элладе (показывает по карте). Следствием чего образовалось 2 враждующих лагеря: Афинский морской союз (показывает по карте) и Пелопоннесский союз (показывает по карте). Схематично записывает на доске.

Следствием чего была Пелопоннесская война, которая длилась 27 лет. Посчитайте начало и конец войны. Но эта война закончилась поражением Афин.( Слайд № 4-5)

Открываем учебник стр. 187. Читаем по цепочке со 2 абзаца.

Записываем в тетрадях заголовок «Последствия войны». Заполняем ( Слайд № 6).

Правильно сказали, что Греция была ослаблена междоусобными войнами, но вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония. Показать по карте, где находится Македония (Слайд № 7-8).

Правил Македонией царь – Филипп II 359-336 г. до н.э.

Работа по источнику.

Укрепив свою армию, Филипп II приступил к покорению греческих полисов на северо-западе Эгейского моря (работа по карте). Здесь он захватил золотые рудники. Как вы думаете, к чему привел захват рудников? (Слайд № 9-10)

Откройте стр. 189 прочитайте последний абзац и сделайте вывод, какова политика Филиппа II.

Как вы понимаете фразу «Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город».

Как вы думаете, внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны Филиппу или нет?

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа. Самым знаменитым противником был Демосфен.

Работа с источником (Слайд № 11)

Открывает учебник стр. 190, читаем первый абзац.

Ответьте на вопросы:

1.Когда и где началась решающая битва между македонцами и объединенным греческим войском?

(работа с картой)

2.Последствия битвы. Записать в тетрадях.

3. Какие планы строил Филипп II? (Слайд № 12-13)

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают схему в тетрадях.

Считают начало и конец войны, записывают тетрадях дату Пелопоннесской войны. Открывают учебники начинаем читать.

Заполняют схему.

Записывают в тетрадях 2 пункт плана.

Работают по карте.

Записывают в тетрадях даты правления Филиппа II.

Читают источник.

Отвечают на вопрос.

Читают абзац и делают вывод.

Высказывают свои версии.

Отвечают на вопрос.

Работают с источником.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетра дату и место войны.

Делают записи в тетрадях

Закрепление

Вопрос

Примерный ответ

Планируемые к опросу учащиеся

Почему греческие полисы были ослаблены и не смогли противостоять македонцам?

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

Дик Анастасия

Власкин Макар

Почему Македония стала самым могущественным государством в IV в. до н.э.?.

Потому что Македония завоевала Грецию, во главе Македонской армии был Филипп II, а затем Александр Македонский.

Кисилев Дмитрий

Исаков Максим

Подведение итогов

Учитель выставляет оценки.

Дача домашнего задания.

Репродуктивное

Прочитать § 36.

Продуктивное

Сделать сообщение про Александра Македонского.

Творческо-поисковое

Решить кроссворд


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.