Министерство образования и науки Российской федерации
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка.
«Основные мотивы лирики И.А.Бунина».
Конспект урока по литературе.
Разработчик: Демина С.В.
2023, июнь.
Тема: «Основные мотивы лирики И. А. Бунина».
Цели: ознакомить студентов с поэтическим миром И. А. Бунина, выявить основные темы его поэзии.
Задачи урока:
-развивать у студентов умение анализировать стихотворение;
- пробудить интерес студентов к изучению поэзии И.А. Бунина;
- раскрыть его поэтический талант.
Оборудование: портрет поэта, выставка книг И.А. Бунина.
Методические приёмы:
сообщения студентов; постановка вопросов преподавателем; беседа.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: беседа.
Время: 90 минут (одна пара).
Ход урока.
Вступительное слово преподавателя:
-Сегодня на уроке мы с вами исследуем поэтическую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина.
Разговор об Иване Алексеевиче Бунине хочу начать с высказывания А. Толстого о его творчестве: «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример — как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству».
Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, первым из русских литераторов получил Нобелевскую премию. Начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии. Стихи И. А. Бунина прекрасны: яркие сочные эпитеты, необыкновенно красивые метафоры. Я прочитаю Вам отрывок из моего любимого стихотворения «Листопад», в котором Бунин описывает природу в её мельчайших деталях, передаёт красочность, настроение и даже звучание:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
. В поэзии Бунина чётко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета
Бунин – верный хранитель пушкинской традиции. Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что для настоящей поэзии все мгновения жизни достойны внимания: красота и уродство, любовь и ненависть, жизнь и смерть.
Пейзажная лирика И.Бунина.Сообщение студента.
Пейзажная лирика характерна для поэзии И.Бунина и является преобладающей во всём его творчестве.
Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, поле выхода сборника «Листопад» 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.
В пейзажной лирике Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощрённость бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется обилием цветовых эффектов, а также потрясающей наполненностью звуковыми эффектами.
Следуя традициям реалистического пейзажа 19 века, И. Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека.
Стихи Бунина— это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация — грусть, но грусть нежная и очищающая:
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шумит камышом.
Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льётся со степи волнами прохлада-
Медленно рдеет заря.
Описывать природу И.Бунин предпочитает в «пограничное» время суток: вечер, туманное утро…
Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. У Бунина в сонете воспеты мир человека и мир природы.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким, чистым кроем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Вопросы студентам:
1. Определите тему стихотворения.
2. Стихотворения «Вечер» Ф.И.Тютчева и «Вечер» И.А. Бунина –что общего и в чём отличие?
3. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?
4. Приведите примеры эпитетов, метафор.
5. Объясните смысл строки: «Я вижу, слышу, счастлив...»
6.Как Вы считаете, что нужно человеку для счастья?
Слово преподавателя:
- Бунинский пейзаж очень красив, правдив, прозрачен. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее безупречность.
Перед закатом набежало
Над лесом облако — и вдруг
На взгорье радуга упала
И засверкало всё вокруг.
Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша.
В стихах Бунина нет городской темы. Поэт наслаждается раздольем полей или любуется морским прибоем. Строки бунинской поэзии искренни и трогательны.
Студент читает наизусть стихотворение «Полевые цветы».
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
Сообщение студента: «Тема Родины в лирике И.А.Бунина».
В 1920 году Бунин эмигрировал и поселился во Франции. Жил в Париже и приморских Альпах в городке Грасс.
Я считаю, что этот период, проведённый на чужбине, стал взлётом творчества Бунина. По мнению А. Твардовского, Иван Алексеевич, как никто другой, «обязан своим бесценным даром» России, родному орловскому краю. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос…
Чтение наизусть «Родине»:
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат...
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Анализ.
Вопросы студентам:
1.Каким настроением проникнуто всё стихотворение?
2Подтвердите строчками стихотворения отношение Бунина к Родине.
3.Найдите метафору, определите её роль.
Чтение наизусть стихотворения «У птицы есть гнездо».
Определите тему и идею стихотворения «У птицы есть гнездо»
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
Философская лирика И. Бунина. Сообщение студента.
В стихотворном творчестве И. Бунина особое место занимает философская лирика, так как именно в ней наиболее глубоко раскрывается внутренний мир поэта, его искания, взгляд на мир и человека. Отметим, что лирический герой Бунина он не стремится вступить в диалог или спор с людьми, которые имеют другую систему духовных ценностей.
В философской лирике Бунина преобладают мотивы одиночества, единения с природой и космосом, поиски себя и Бога (веры, истины), смысла жизни.
Лирический герой Бунина тяжело переживает своё одиночество и пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени:
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Вопросы студентам:
Каковы тема и идея стихотворения?
Каким настроением пропитаны строчки стихотворения?
Определите роль образа бабочки в данном стихотворении.
.
. Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка.
Чтение наизусть стихотворения И.Бунина
И цветы, и шмели, и трава, и колосья…
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
1918 год.
Вопросы студентам:
1.В чём заключается, как считает Бунин, человеческое счастье?
2.Был ли счастлив лирический герой в «жизни земной?»
3.Какие строчки стихотворения подтверждают чувства благодарности лирического героя Творцу?
Обострённое чувство жизни у Бунина вызывало страх перед смертью.
В дневнике он писал: «А у меня всё одно в глубине души: тысячу лет вот так же будут сиять эти звёзды, а меня не будет».
Жизнь скоротечна:
«Пройдёт моя весна, и этот день
пройдёт,
Но весело бродить и знать, что всё проходит,
Меж тем как счастье жить вовеки
не умрёт,
Покуда над землёй заря зарю
выводит
И молодая жизнь родится
в свой черёд.
Чтение наизусть стихотворения И. Бунина «Одиночество».
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
.
Вопросы для анализа стихотворения «Одиночество».
1Каким настроением проникнуто стихотворение?
2Какую картину Вы представили, когда читали это произведение?
3Назовите тему и идею стихотворения «Одиночество».
Найдите кульминационные строки. Как они отражают основную идею стихотворения?
4Какую форму выбрал И. Бунин для своего стихотворения? Как это отражает авторский замысел?
5Проведите параллель между природой и героем и определите характер взаимосвязи между ними.
6При помощи каких синтаксических и лексических средств поэт выразил внутреннее состояние лирического героя?
7Как меняется эмоциональный строй стихотворения от начала стихотворения до конца?
8Докажите, что жанр стихотворения – элегия.
Вывод.
В поэзии Бунина прослеживается традиции русских поэтов, в первую очередь, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
Нужно отметить, что состояние души автора – вот что впитала в себя лирика Бунина, а также её философичность, лаконизм и изысканность.
Лирика Бунина изобилует эпитетами, метафорами, олицетворениями,
Поэт использует звукопись, оксюморон.
Поэт активно пользуется синонимами, как бусинами, нанизывая слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение И.Бунина.