Конспект внеклассного мероприятия по развитию речи с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения «Фантазии юных поэтов».
Конспект внеклассного мероприятия по развитию речи с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
«Фантазии юных поэтов».
Цель: Формирование навыков сочинения небольших стихов.
Задачи:
1. Познакомить с отличительными признаками стихотворного текста.
2. Формировать умение подбирать рифмующиеся слова.
3. Развитие речевого творчества;
Ход занятия
Пусть мы с вами почти не знакомы,
Но, надеюсь, друг друга поймём,
А помогут нам в этом стихи,
Мы их сегодня к себе позовём.
Ребята, вы любите стихи?
Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи мне вспомнились
(читаю стихи, отбивая мячом ритм)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
- Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок?
(Ответы детей)
- Правильно, в стихах есть ритм и рифма.
- Чтобы мы хорошо усвоили, что такое рифма, давайте поиграем в увлекательную игру «Кузовок». Мы будем передавать друг другу кузовок и складывать в него все предметы, названия которых заканчивается на «ок».
Начинаёт воспитатель: «Я положу в кузовок клубок».
- Я положу в кузовок платок.
- Я положу в кузовок замок.
- Я положу в кузовок сапожок.
- Я положу в кузовок башмачок.
- Я положу в кузовок чулок.
- Я положу в кузовок утюжок.
- Я положу в кузовок колобок.
- Я положу в кузовок грибок и Т.д.
Вот мы и убедились, что каждый из нас может научиться писать стихи. А поможет нам в этом волшебный парашют. (раскрываем парашют, встаем в круг)
Поспешили мы собраться,
За парашют нам можно взяться.
Будем думать и играть ,
И стихи начнем писать
Сейчас мы поиграем в игру «Добавлялки»
Я читаю стихотворение без последнего слова. Вы подбираете подходящее слово. За каждый правильный ответ парашют должен взлететь.
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
В лесу летают летом мошки,
Охотятся на мышек … кошки.
А сейчас с помощью парашюта мы отправимся в сказку
3 медведя шли домой дети идут с парашютом по кругу
Папа был большой, большой парашют поднят вверх
Мама с ним – поменьше ростом руки с парашютом на уровне груди
А сынок – малютка просто приседают, опуская парашют
Очень маленький он был,
С погремушками ходил парашют ритмично поднимают и опускают
Дзинь – дзинь!
Захотел Мишутка спать опускаем парашют на пол
И улегся на кровать руки складываем под щечку, сидя на пятках
А когда проснулся он, был он очень удивлен
Убедитесь в том, что наш парашют действительно волшебный. Что-то появилось под парашютом, давайте посмотрим, что там? Герои каких сказок пришли к нам в гости?
Выбирайте себе куклу, расскажите о ней.
Что-то скучно нам стоять, не пора ли побежать
Не пора ли пробежаться и местами поменяться
Я назову имена двоих из вас, все поднимаем парашют, названные дети пробегают под парашютом и меняются местами.
И еще одна игра : называется она «Салют»
На парашют мы помещаем много маленьких разноцветных шариков. Мы будем их подбрасывать, не давая им упасть на пол.
А теперь мы устроим ветер. Поднимая парашют, делаем вдох. Опускаем и делаем выдох.
Продолжим писать стихи? ( Усаживаемся по-турецки)
Подберите рифмы в стихотворении Даниила Хармса: «Пирог». ( играем, катая мяч)
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки - тут,
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки... (не нашли).
У вас прекрасно получается писать стихи, попробуйте сделать это самостоятельно. Выберите себе пару, будем писать стихи вдвоем.
Дети получают картинки с изображением предметов, о них и должно быть стихотворение.
А сейчас положите парашют на пол, разделитесь на две группы. Одна группа скатывает парашют с одной стороны к центру, другая – с другой. Кто быстрее свернёт свою часть ?
У кого оказались ловкие быстрые руки? А по внешнему виду руки у всех одинаковые, посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные, ловкие, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки.
Послушайте стихи о руках и помассируйте свои ладошки и пальчики:
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Вам понравилось писать стихи? Я хочу, чтобы вы не забывали нашу встречу, чтобы дома и с друзьями писали стихи. Обещаете? О чем вы хотите написать стихотворение? (высказывания детей)
А сейчас, когда еще вашего стихотворения нет, я предлагаю вам его нарисовать, вы можете изобразить главного героя или себя, или настроение, которое подходит к вашему стихотворению.
И в завершении послушайте отрывок из стихотворения Терентия Травника
Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить –
Не много, не мало – два слова.
Два слова – глаголы: любить и творить!
Два слова – всей жизни основа.