Конспект внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина...» (5–6 классы)

2
0
Материал опубликован 20 February 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Сальска















Конспект внеклассного мероприятия

«С чего начинается Родина…»

Для учащихся 5-6 классов









Учитель английского языка

Солодилова Вера Николаевна











2023 г.



Введение.


«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своей школе. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству.»

Д. С. Лихачев


Для современного молодого человека развитие культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной становится особенно актуально. Очень важно начинать это с детства, с изучения истории родных мест, культурного и духовного наследия наших предков, обязательно затрагивая и связывая его жизнь, жизнь его семьи с событиями в стране и в мире. Так как изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества.

Воспитание патриотических чувств должно опираться на осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, в стране. Происходит выбор ребенком активной жизненной позиции, осознание своей значимости и неповторимости. В современных условиях, когда Россия все больше и больше становится настоящим оплотом цивилизации, чистоты духа и веры, огромное значение имеет воспитание у наших детей чувства любви к Родине, гордости за нее. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это значит, что она всегда стремилась к святости. Это идеал русского народа.

Воспитание настоящих патриотов, тех, кто любит свою Родину не за блага, которые можно от нее получить, а бескорыстно. Просто за то, что она у нас есть, без чего мы просто не можем жить. Патриотизм для нас – это любовь к своей Родине. Патриот – это человек, готовый на жертвы и подвиги во имя своего Отечества. Это глубоко внутреннее чувство, о котором свидетельствуют не слова, а поступки.

Патриотическое воспитание – обязательно взаимодействие взрослого и ребенка не только в школе, но в повседневной жизни, в совместной деятельности и общении. Все это должно быть направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.






Цели: развитие патриотических чувств, развивать познавательный интерес к изучению истории России и родного края, прививать чувство любви к своему Отечеству.

Задачи:

- расширить представление учащихся о родном крае, о стране, о государственных символах России;

- воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, уважения к государственным символам.


Ход мероприятия

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Придумано кем –то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

- Я очень хочу, чтобы у вас у всех сегодня было доброе утро, добрый день, доброе настроение!

2.Мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что дорого каждому из нас. Мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.

-Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок или взрослый человек.

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, какая основная тема нашего занятия.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

(Владимир Степанов)


(Высказывания детей)

Учитель подводит учащихся к определению темы и решению задач мероприятия.

Учитель: Да, вы правы. Сегодня, мы попытаемся вместе ответить на вопрос: «С чего начинается Родина?». Узнаем, что означает слово патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Поговорим о символах страны, узнаем больше о нашей Родине, о нашем городе.

3. Обсуждение основной проблемы.

Учитель: Ребята, прослушайте, пожалуйста, песню.

(Учащиеся слушают запись песни «С чего начинается Родина?»)

Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта песня?

(высказывания учащихся)

Учитель: А вы знаете, что это широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского прозвучала в художественном фильме режиссёра Владимира Басова «Щит и меч» 1968 года? Этот фильм рассказывает о тяжелой и опасной работе советского разведчика во время Великой Отечественной войны в глубоком тылу у фашистов. Для него ничего не было важнее, чем борьба за свободу Родины.


Учитель: Любовь к Родине, России воспевалась великими поэтами.

-Какими словами можно назвать нашу страну?

-Какие великие поэты воспевали Россию в своих стихотворениях?

(Высказывания учащихся.)

Учитель: Ребята, какие вы знаете стихотворения о Родине?

Ученик 1:

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

Ученик 2:

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(П.Синявский)


Ученик 3:

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.





Ученик 4:

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Ученик 5:

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

(С.Есенин)


Учитель: Великий педагог Константин Ушинский так писал о нашем Отечестве.

«Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.»


4. Игра «Собери пословицу»

Учитель: Любовь к Родине русский человек выражал в стихах, песнях, балладах, пословицах. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы и поговорки”).


Родной куст и зайцу дорог.


Где сосна взросла, там она и красна.


Своя сторона не бывает холодна.


Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.


Если вздохнуть всем миром – ветер будет.


Жить — Родине служить.


Человек без Родины, что соловей без песни.


Рыбам - море, птицам- воздух, а человеку — Отчизна.


Родина—мать, умей за нее постоять.


Береги землю родимую, как мать любимую.


Кто где родился, там и пригодился.


Одна у человека мать, одна у него и Родина.


5. Государственные символы России.


Учитель: Сейчас наша Родина стала еще больше. В состав Российской Федерации в 2022 году были приняты еще 4 региона: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области. У слов Родина, родные, родители один корень. Поэтому мы вместе со словом Родина часто используем слова Отечество, Отчизна (корень у этих слов «отец», т.е. «родитель»).

Все мы разные, но нас объединяет одно – мы россияне!

Россия, как и любое другое государство, имеет свои государственные символы.


Учитель: Ребята, а кто из вас может назвать нам государственные символы России?

Ученик 1: Государственные символы России — государственный флаг, герб и гимн.

Учитель: Ребята, а что вы можете рассказать о нашем гербе? t1676887041aa.jpg

Ученик 2: Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У России очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – царь птиц, символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Головы орла обращены на восток и на запад, потому что Россия расположена и в Европе, и в Азии.

Ученик 3: Герб появился в 1497 году, его ввел царь Иван III – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской федерации. Внутри герба на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.

Ученик 4: Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружественных народов – русских, украинцев, белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.



Учитель: Ребята, а что вы можете рассказать о нашем флаге? t1676887041ab.jpg

Ученик 5: Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской федерации.

Ученик 6: Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.

   Учитель: Ребята, а вы знаете слова гимна страны? Ведь они отражают историю нашей страны. Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова.

Ученик: В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.  В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды и разгадать кроссворд.






1










2










3






4












5







6












Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)

Какое дерево «мерзнет, дрожит на ветру»? (осина)

Живет в лесу разбойник – лесной носатый плотник. (дятел)

Вежливое слово. (спасибо)

Место, где лежат карандаши, ручки, ластик. (пенал)

Белые сапожки, зеленые сережки. (береза)

6. Малая Родина.

Учитель: Наш дом, семья, наши родные, место, где мы родились – это наша малая Родина. Это может быть и небольшой посёлок, и огромный город или маленькая деревушка. Малая родина у каждого своя!

Малая, только потому, что это маленькая частичка нашей огромной страны.
Ученик:

«Родина одна»

(Михаил Пляцковский)


Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

отчим краем называем.


Учитель: Для нас с вами город Сальск – наша малая Родина. Многие известные люди родились и выросли в этом городе. Наш знаменитый земляк народный художник РСФСР В.К. Нечитайло, первый посол России в Иране — И.О. Коломийцев, Герой Советского Союза Б.И. Тереньтев. Поэты, писатели, художники и музыканты посвятили свои произведения Сальску.


Учитель: Ребята, у вас было задание найти и прочитать стихотворение о Сальске.

Родному Сальску

автор: Светлана Бычко

Ученик 1:

Мой милый Сальск, степей родных столица!

С глазами удивлёнными озёр,

Где камышей зелёные ресницы

Бросали тень на голубой простор.

Ученик 2:

А на заре хрустальный звон роняя,

Твоих церквей сверкали купола,

Он в степь летел, день новый прославляя,

И хлеборобов славные дела!

Ученик 3:

Закалена степь пыльными ветрами,

По ней резвились кони - дончаки.

Паслись, играя гривами, ночами

До зорьки отдыхали у реки.

Ученик 4:

Среди степей наш городок раскинул

Широких светлых улиц рукава,

Над ним, сияя, гибко выгнув спину,

Легла в лазури неба синева.

Учитель: Покажите, пожалуйста, на карте наш город.

- В какой области мы проживаем?

Ученик 5: 

Ты точка на карте, мой город родной,

Таких по России не счесть,

Зимою, и летом, и светлой весной

Ты в сердце, как добрая весть.


Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по памятным местам города Сальска.

Я покажу вам несколько фотографий с памятными местами. Назовите их. Уверена, что все вы их сразу узнаете, видели их много раз. Я лишь кратко вам напомню, чему посвящены эти памятники.

(Учитель показывает картинки, учащиеся называют памятные места) t1676887041ac.jpg

Ученик: Памятник 116-й Донской кавалерийской дивизии, он возвышается на насыпном кургане при въезде в город Сальск.

Учитель: В начале Великой Отечественной войны в Сальске сформировалась 116-я Донская (бывшая «Сальская») казачья кавалерийская дивизия. Её первым командиром стал полковник П.В. Стрепухов, герой Гражданской войны, ветеран Первой Конной армии.



t1676887041ad.jpg



Ученик: Мемориальный ансамбль «Поклон», он расположен на площади Свободы. У подножия расположена чаша с Вечным Огнём.

Учитель: На искусственной насыпи установлена мраморная стела высотой в семь метров. На вершине укреплен бронзовый барельеф с профилями двух солдат: воина Первой и Второй Мировых войн.

t1676887041ae.jpg



Ученик: Памятник Жертвам немецкой оккупации. Это один из старейших памятников Сальска. Он был установлен в 1947 г. в карьерах кирпичного завода. В годы оккупации на этом месте фашисты расстреливали советских солдат и мирных жителей.



t1676887041af.jpg



Ученик: Памятник воинам-интернационалистам. Памятник ветеранам и павшим героям локальных конфликтов был установлен на площади Свободы в 2015 году.

Эти памятники посвящены событиям, происходившим в разное время, но их объединяет одно – наша память о тех, кто отдал свои жизни ради того, чтобы Родина наша была свободной, чтобы мы с вами жили счастливо.



Учитель: Каждый из нас – маленькая, но важная частичка нашей Родины. Родина-это мы с вами все вместе, как одна большая и единая семья.

Заключительная часть.

Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Я уверена, что теперь вы сможете дать ответ на вопрос «С чего начинается Родина?»

(Высказывание учащихся)


Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И я верю, что вы будете достойными гражданами нашей страны, совершите много добрых и полезных дел. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.

Сегодня Вы - молодое перспективное поколение, надежда России. Все мы хотим жить в сильной, богатой стране, традиции и историю которой знают и чтут. Сегодня нам стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее!


Итог мероприятия:

Учитель:

- Что нового вы для себя узнали?

- Что понравилось вам больше всего?

(Высказывания учащихся)


Рефлексия:

Учитель: Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете это мероприятие.

(Высказывание учащихся)























Использованный материал:

https://msbpartner.ru/wp-content/uploads/e/c/1/ec1ba1d130e44a216cb0686693624460.jpeg

http://госсимвол.рф/

https://kladraz.ru/metodika/vneklasnoe-chtenie-2-klas/ushinskii-nashe-otechestvo.html

https://tur-ray.ru/wp-content/uploads/2021/10/Pamyatnik-116-y-Donskoy-kavaleriyskoy-divizii.jpg

https://www.labirint.ru/authors/37570/#:~:text=Дмитрий%20Сергеевич%20Лихачев%20(1906−1999)%20—,числе%20Слову%20о%20полку%20Игореве




С чего начинается Родина Солодилова ПрезентацияPPTX / 6.07 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.