Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы»

5
0
Материал опубликован 15 October 2019 в группе

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми

подготовительной группы.

«Перелётные птицы».

 

Интеграция образовательных областей.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1.Закрепление знаний детей о характерных признаках весны. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. («П.Р.»)

2. Совершенствовать грамматический строй речи , связную и диалогическую речь. Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов. Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему; Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам; Активизировать словарь по теме.(«Р.Р.»)

3. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.(«С.К.Р.»)

4.Совершенствовать навыки изобразительного творчества.

5.Развивать артикуляционную и мелкую моторику, умение выполнять движения в соответствии с текстом.


 

Материалы: Макет дерева с гнездом и скворечником. Аудиозапись весеннего леса, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», муляж скворечника, цветные карандаши, листы бумаги А5, мольберт.

Предварительная работа.

1. Чтение детям стихотворения З.Александровой «Салют весне»; экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».

2. Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.

4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.

5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.

6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.

7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.

 Ход занятия:

1. Организационный момент.

В. Прежде чем мы начнём занятие, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.

(протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)

В. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

Звучит мелодия «Утро в лесу» В. А. Моцарта.

 

Воспитатель: Ребята, прозвучала красивая, волшебная музыка великого австрийского композитора В. А. Моцарта «Утро в лесу».

 

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

И поэтому все мы,

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лугов, полей и рек,

Жить не может человек.

 

Воспитатель: Почему мы с лесом дружим, для чего он нужен людям?

Дети: лес - это дом для зверей и птиц. Лес выделяет кислород, очищает воздух. Лес – это наше богатство.  Лес – наш друг. 

Воспитатель: Правильно, лес - это дом для зверей и птиц.

Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель: Что происходит весной в природе?

Дети: Всё оживает: тает снег, набухают почки на деревьях, прилетают птицы.

 

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам поговорить о перелётных птицах, узнать, как они живут, какую пользу приносят людям.

 

Беседа о птицах

 

Воспитатель:

Какие птицы бывают?

Дети: Птицы бывают зимующие и перелетные.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: воробей, ворона, синица, дятел, голубь и т. д.

Воспитатель: Много разных птиц живёт и в наших местах: дятлы и синицы.  Каждая птица живёт по-своему. 

Воспитатель: Расскажите, как вы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода. 

Дети: сделали для птиц кормушки, кормили птиц.

(ребенок читает свое сочинение на тему «Птичья столовая» А. Яшин)

 

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! А какую пользу приносят людям птицы? (ответы детей: уничтожают вредителей - насекомых, гусениц, красиво поют и т.д.) 

 

Воспитатель: Ребята, давайте представим, будто мы оказались в весеннем лесу. Слышите, как чудесно поют птицы? /звучит запись голосов птиц/.

А вы их видите?

Дети.: Нет.

Воспитатель.: А для того, чтобы увидеть птиц, нужно внимательно всмотреться в лес и прислушаться к нему. Поэтому мы сядем на стульчики. Я загадаю загадки, если вы их отгадаете, то птицы прилетят на дерево.

/демонстрируется макет дерева, стоящий на столе/

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червям враг.

Кто это? (грач)

Воспитатель.: У вас в руках таблички красного и синего цвета, На первый и последний звук в названии птицы поднимаем табличку.

Для начала вспомним, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными.

Дети.: Звуки, которые при произношении встречают преграду, называются согласными. Звуки, которые поются - гласными.

Воспитатель.: Какой звук в слове грач первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю.

На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его….

Дети.: Скворец.


 

Воспитатель: Какой звук в этом слове первый? Если он гласный – поднимаем красную табличку, если согласный – синюю. А последний?

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).


 

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За
 лягушками к болоту (аист).


 

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит в развалочку -

Спотыкалочку. (утка)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика /синичка/

В.: Какая их этих птиц не улетела на зиму в тёплые края ?

Д.: Не улетела синичка, потому что это зимующая птица.

В.: Какие птицы остались на дереве?

Д.: На дереве остались перелётные птицы.

Воспитатель: А ещё каких перелётных птиц вы знаете? (Дети перечисляют) Вот и встретили мы птиц. Но некоторые из наших птиц никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем. Скворец занимает скворечник, ласточка делает гнездо под крышей дома из перьев, палочек и глины. Грачи и другие птицы вьют гнёзда на деревьях.

А какая птица никогда не строит для себя гнезда, 
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает
/кукушка/

Молодцы, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

Воспитатель: Вот и отдохнули, птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро у них появятся птенцы.

Игра «У кого кто?»

Воспитатель: Давайте назовём их.

У грача…(грачата)

У скворца….(скворчата)

У ласточки   ….(ласточата)

У дрозда…(дроздята)

У стрижа…(стрижата)

У журавля….(журавлята)

У кукушки….(кукушата)

Воспитатель: Какая перелётная птичка упорхнула с весеннего дерева?

/незаметно убирает птичку/

Дети: Ласточка упорхнула с дерева.

Воспитатель: Ребята, я думаю ласточка к нам вернётся, если мы поможем и расскажем про неё. А расскажем мы про неё по схеме.

Рассказы детей по схеме.

Ласточка птица какая?

Ласточка - красивая перелётная птица. Быстрокрылая, проворная.

У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая с красно – синим галстуком. Хвост и крылья длинные, острые.

Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит гнездо из веточек, травинок, глины.

Враг ласточки – кошка. Ласточки защищаются дружно от врагов.

Питается ласточка насекомыми: гусеницами, комарами, червячками, жучками.

Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым щебетаньем она радует людей.


 

Д.: Ласточка птица перелётная, красивая, быстрокрылая, весенняя, проворная, теплолюбивая.

В.: У ласточки головка какая?

Д.: Маленькая, чёрненькая.

В.: Грудка какая?

Д.: Нарядная, белая, с красно – синим галстуком.

В.: Крылья какие?

Д.: Длинные, острые, сильные.

В.: Хвост какой?

Д.: Длинный, острый, сильный.

В.: Оперенье, какое?

Д.: Красивое, нарядное, разноцветное.

В. :Гнездо какое?

Д.: Глиняное.

Д.: Ласточка выводит птенцов.

Воспитатель:  Каждая птица умеет петь и летать по особенному. Я назову вам слова действия, а вы выберете из них те, которые относятся к ласточке. Летает, порхает, кружится, парит, курлычет, заливается, щебечет.

Дети: Летает, кружится, щебечет.


 

Воспитатель: Вот ласточка и вернулась к нам. А вы хотите узнать о других птицах, сейчас нам расскажут о них ребята.

Рассказы ребят о перелетных птицах.

 

Соловей.

 

Обычно соловей выглядит невзрачной, серенькой птичкой с большущими черными глазками. Питается соловей личинками, гусеницами, разнообразными червями и жучками. Ближе к осени соловей переходит на разнообразные ягоды. Многие слышали по ночам прекрасное пение соловья. 

 

Зарянка.

 

Зарянка — один из представителей семейства дроздовых. Иногда ее еще называют малиновкой. Это певчая птица. Обнаружив человека, зарянка начинает порхать вокруг него, как бы спрашивая: "Что это вы тут делаете?"

 

Кукушка.

 

Трудно представить лес без кукушки. Кукушка - птица осторожная и скрытная. Кукушка - перелетная птица. Питаются кукушки различными насекомыми, которых поедают почти весь день в больших количествах. Кукушки приносят большую пользу, поедая мохнатых гусениц.

Воспитатель: Вот как много мы теперь знаем о перелётных птицах. Давайте ещё раз назовём их. ( показывает картинки)

 Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый.

Ласточка быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая.

Соловей звонкоголосый, невзрачный.

Кукушка пестрая, прожорливая.

Грач черный, важный.

Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. лес.(Слушают птиц). Каким становится лес, когда прилетают птицы? (Веселым, звонким, шумным). Мы с вами рассказали какую пользу человеку приносят птицы? А как же нужно относиться к птицам? Как нужно вести себя в лесу?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами нарисуем знаки по которым все будут знать правила поведения в лесу.

Но для начала выполним гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Из скворечника торчат                     большой палец соединяем с

Клювы маленьких скворчат,              указательным; 

                                                     большой- средний палец; 

Клювы раз,                                     большой – безымянный;

Клювы два,                                     большой-мезинец;

Лапки, лапки-голова                        Машут руками и качают головой.. 


 

Дети рисуют знаки. Показывают знаки и рассказывают.


 

Гнездо на ветке - птичий дом

Вчера птенец родился в нём.

Ты птичий дом не разоряй,

И ни кому не позволяй.


 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!


 

Нельзя костёр бросать в лесу.

Костёр в лесу несёт беду.

Пожар в лесу может случиться

Без дома будут зверь и птица.


 

Чтоб было по лесу приятно гулять,

Не надо бутылки и мусор бросать.

Если лес не беречь, он погибнет, И беда всех людей настигнет!


 

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лесу. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.( звучат голоса птиц)

- О чём мы сегодня говорили?

- Каких птиц называют перелётными?

Мы сегодня много узнали и хорошо с вами поработали, всегда будем помнить как нужно относится к птицам, как нужно вести себя в лесу.

А знаки, которые нарисовали возьмёте домой и покажете родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми

подготовительной группы.

«Перелётные птицы».

 

Интеграция образовательных областей.

 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1.Закрепление знаний детей о характерных признаках весны. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. («П.Р.»)

2. Совершенствовать грамматический строй речи , связную и диалогическую речь. Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов. Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему; Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам; Активизировать словарь по теме.(«Р.Р.»)

3. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.(«С.К.Р.»)

4.Совершенствовать навыки изобразительного творчества.

5.Развивать артикуляционную и мелкую маторику, умение выполнять движения в соответствии с текстом.


 

Материалы: Презентация «Перелётные птицы», проектор. Макет дерева с гнездом и скворечником. Аудиозапись весеннего леса, предметные картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», цветные карандаши, листы бумаги А5, мольберт.

 

 

Методы и приемы: физминутка, пальчиковая гимнастика, игр. упр., - практические;

рассматривание картинок . схемы, просмотр презентации - наглядные

беседа, вопросы, составление рассказа – словесные.

 

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровое упр. «Гора дружбы»

Физминутки. «Птицы летят»

Пальчиковая игра «Скворчата».

Игровая

Д/ игра «У кого кто?»

Д/ упр. «Где, чей домик?».

Познавательно-исследовательская

Просмотр презентации

Рассказы детей о птицах.

Коммуникативная

Чтение стихов, беседа о лесе, о весне, о птицах.

Загадки.

Вопросы, обсуждения.

Продуктивная

Рисование экологических знаков .

 

Логика образовательной деятельности

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

Деятельность воспитателя

 

 

Организационный момент:

Предлагает построить «Гора дружбы.»

 

Воспитатель предлагает послушать музыку, стихотворение, назвать приметы весны.

 

 

Воспитатель показывает презентацию, активизирует детей в разгадывании загадок.

 

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Воспитатель даёт задание назвать первый и последний звук, определить гласный или согласный, поднять соответствующую табличку.

 

Воспитатель предлагает детям сделать физминутку «Птицы летят»

 

Воспитатель с помощью д/ игры «У кого, кто?»активизирует внимание детей и предлагает назвать птенцов.

 

 

Предлагает составить рассказ про ласточку по схеме.

 

 

 

 

Воспитатель предлагает детям рассказать о других птицах.

 

 

 

 

Предлагает ещё раз назвать перелётные птицы и составить сложные слова:

- Аист какой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию с помощью вопросов:

- Как нужно относиться к птицам?

- Как нужно вести себя в лесу?

 

 

Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику и нарисовать знаки о правилах поведения в лесу.

 

Воспитатель подводит итог, предлагает детям показать рисунки и рассказать о правилах поведения в лесу.

 

Деятельность воспитанников

 

 

Дети кладут свои ладошки друг а друга.

 

 

 

Дети включаются в деятельность предложенную воспитателем, называют приметы.

 

 

Дети отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети правильно выполняют задания, называют звуки и поднимают соответствующую табличку.

 

 

 

Дети имитируют движения.

 

 

 

Дети вспоминают и называют птенцов.

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают схему, составляют рассказ в соответствии со схемой.

 

 

 

Заранее приготовленные дети знакомят всех с другими птицами и рассказывают о них.

 

 

 

 

Дети составляют сложные слова: - длинношеий, длинноногий, длинноклювый.

- ласточка – быстрокрылая, длиннохвостая и т. д. соответствующую цифру.

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя, решают проблему.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют действия по тексту и рисуют знаки.

 

 

 

 

 

Заранее приготовленные дети в стихах рассказывают об экологических знаках.

Ожидаемые результаты

 

Умеют выполнять заданные действия.

 

 

 

Отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

 

 

Узнают птиц по признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети знают гласные и согласные звуки, поднимая на гласный звук красную табличку, на согласный синию.

 

 

Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

Правильно произносят названия птенцов.

 

 

 

 

 

 

Способны составлять последовательный рассказ опираясь на схему.

 

Умеют кратко, эмоционально передавать небольшой текст рассказа.

 

 

 

Дети четко, грамматически правильно произносят слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знают и рассказывают о правилах поведения в лесу.

 

 

 

 

 

Дети четко произносят слова, сочетают слова с действиями.

 

 

 

 

Умеют рассказывать стихи выразительно и эмоционально.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.