Конспект логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Провожаем перелётных птиц»
Конспект логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Провожаем перелетных птиц».
Автор: учитель-логопед МБОУ «Детский сад №1 «Солнышко» г. Макаров» Лихотская Мария Владимировна.
Программное содержание
Цель: развитие связной речи, грамматического строя.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация словарного запаса на тему «Перелетные птицы»;
- образование множественного числа существительных;
- образование сложных прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование артикуляционной и мелкой моторик;
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха и внимания;
- совершенствование памяти и логического мышления;
- совершенствование навыка аналитико-синтетической деятельности;
- активизация счетных навыков.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к окружающей среде и бережного отношения к ней;
- воспитание доброжелательности, чувства взаимопомощи и взаимоуважения.
Оборудование: индивидуальные зеркала, игрушка – Незнайка, демонстрационный материал на тему «Перелетные птицы», птички 10 штук, счетные палочки, мячик.
Ход ООД.
Организационный момент + обоснование темы
Л. (Логопед): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришел гость кто же это?
Д. (Дети):Незнайка!
Л.: Правильно! К нам пришел Незнайка! И он предлагает вам внимательно послушать стихотворение и ответить о чем оно:
Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят.
Д.: Стихотворение об осени и перелетных птицах.
Л.: Правильно! И сегодня вместе с Незнайкой поговорим о перелетных птицах.
2. Артикуляционная гимнастика
Л.: Покажем нашему гостю как мы правильно и красиво делаем гимнастику для язычка!
(дети выполняют артикуляционные упражнения: Часики, Качели, Улыбка Трубочка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки, Лошадка, Грибок).
3. Демонстрация наглядного материала «Перелетные птицы»
Л.: Ребята, напомните, о чем будем говорить сегодня?
Д.: О перелетных птицах.
Л.: Незнайка очень любит фотографировать и сегодня он принес с собой свои фотографии. Посмотрите внимательно и назовите кто или что на них изображено.
(на доску по очереди вывешиваются фото птиц, дети называют)
Л.: А теперь посмотрите на доску и скажите, кто это на фотографиях одним словом?
Д.: Перелетные птицы!
4. Игра «Один – много»
Л.: Незнайка совсем не умеет играть в игру «Один – много», научим его?
Д.: Да!
Л.: Я буду называть птицу и кидаю мяч, кто поймал возвращает его и называет его во множественном числе. Например: одна кукушка, а много это кукушки
Журавль – журавли
скворец – скворцы
соловей – соловьи
жаворонок – жаворонки
лебедь – лебеди
грач – грачи
утка – утки
ласточка – ласточки
аист – аисты
гусь – гуси
5. Дыхательная гимнастика «Ворона»
Л.: Прилетела ворона. Расстроилась она, что птицы улетают на юг и стала прощаться с ними – каркать. Давайте вместе с ней и Незнайкой попрощаемся с птицами: глубоко носом вдыхаем и на выдохе протяжно, жалобно произносим «кааар», при этом поворачиваем голову то влево, то вправо.
6. Игра «Сколько птичек улетело»
(на доску вывешивается 10 птичек)
Л.: Посмотрите, к нам прилетели птички. Посчитайте сколько их?
Д.: 10!
Л.: А теперь закройте глаза
(в это время несколько птиц исчезает с доски)
Л.: Откройте глаза. Что-то изменилось?
Д.: Птиц стало меньше!
Л.: Сколько птиц улетело?
(упражнение проводится несколько раз, убавляя разное количество птиц)
7. Пальчиковая разминка «Клювики»
Л.: Давайте вместе с Незнайкой сделаем разминку для пальчиков. Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук – двумя указательными, средними, безымянными мизинцами. На каждую строчку берем по одной палочке:
Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у аиста И журавля.
8. Игра «Какой? Какая?»
Л.: Ребята, наш гость познакомил вас с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?
Аист какой? – длинноклювый
У аиста красный клюв – красноклювый
У грача черные глаза – черноглазый
У лебедя длинная шея – длинношеий
У журавля широкие крылья – ширококрылый
У цапли длинные ноги – длинноногая
У утки короткие лапы – коротколапая.
9. Стихотворение – небылица
Л.: Незнайка сочинил стихотворение о перелетных птицах, давайте послушаем его:
На кормушке во дворе
Много птичек в январе:
Стриж, снегирь и воробей,
Журавли и соловей.
Л.: Все ли правильно в стихотворении?
10. Подведение итогов
Л.: Наше маленькое путешествие подошло к концу. Вспомним, кто к нам приходил в гости? Какие птицы покинули свой дом? Почему их называют «перелетные»? когда и почему они улетают?
Какие упражнения выполняли вместе с Незнайкой?
Прощаемся с Незнайкой!
Использованная литература:
Пособие О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».