Конспект занятия для детей с ТНР подготовительной группы с использованием логоритмических упражнений по теме «Весна»
Конспект занятия для детей с ТНР подготовительной группы с использованием логоритмических упражнений по теме «Весна»
Составил учитель – логопед МБДОУ
«Детский сад № 301» г.о.Самара
Шарышева Жанна Вячеславовна
Цель: закрепить двигательные навыки, совершенствовать речевую моторику и слуховое внимание. Сочетать действия с музыкальным сопровождением. Развивать артикуляцию, дыхание и чувство ритма.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Обобщение и систематизация знаний о весне.
- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Весна».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, слухового внимания и чувства ритма;
- Развитие имитационных движений;
- Развитие умения согласовывать движения с речью и музыкой;
- Совершенствование общей и мелкой моторики;
- Развитие артикуляционной моторики
- Здоровьесбережение через проведения самомассажа.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Повышение мотивации грамотного речевого высказывания.
- Развитие коммуникативных качеств
Организационный момент
Дети сидят на стульчиках.
Л.- Ребята, какое сейчас время года? (Весна) А вы бывали в весеннем лесу? (ответы детей). Сейчас мы с вами отправимся в весенний лес.
1.Упражнения для активизации внимания.
Звучит аудиозапись «Звуки весны»: капель, пение птиц, шум ручья, треск весеннего снега в лесу. Педагог предлагает детям угадать и назвать услышанные звуки.
Л. - Молодцы ребята, вы были очень внимательны и правильно угадали все звуки.
Вы рады приходу весны? (ответы детей). Давайте покажем, как же мы радуемся весне.
2.Упражнения на регуляцию мышечного тонуса «Радуемся весне»
Нас согрей скорей, весна,
Пробуди всех ото сна.
(Под медленную размеренную музыку дети плавно поднимают руки снизу вверх, жестом приглашая весну)
Уходи скорей, зима,
Уноси морозы.
Забирай с собой снега
И сосулек слезы. (Под динамичную мелодию дети ритмично и поочередно «выбрасывают» и «собирают» вперед приведенные к груди и сжатые в кулаки руки)
(Мелодия «Утро», Э.Григ)
Л.- Мы прогнали зиму, и дятел уже шлёт всем птицам телеграмму на юг, чтобы они скорее к нам возвращались.
Давайте покажем, как он это делает.
Педагог раздаёт детям музыкальные палочки, клавесы.
3.Упражнение на развитие чувства музыкального слуха, темпа, ритма.
Дети и педагог стоят с музыкальными молоточками в руках.
Дятел сел на толстый сук:
Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг:
Телеграммы дятел шлет,
Тук да тук, тук, тук, тук!
Что весна уже идет,
Тук, тук, тук, - тук, тук, тук!
Что растаял снег вокруг:
(Слова «Тук да тук» отстукивать молоточками: один удар на каждое слово)
Л.- Как же идёт к нам весна?
4.Упражнение на развитие координации речи и движений «Весна идет».
Дети выполняют движения на слова-повторы.
Хором. От сосулек — звон, звон! (Резко от плеч поднимать руки вверх, пальцы рук разводить в стороны)
Просыпайся, клен, клен! (Руки поднять вперед, затем развести в стороны)
Растопился снег, снег. (Потирать ладонь о ладонь)
Ручейки — в бег, в бег (Волнообразные движения руками перед собой)
Гром шагает: топ, топ. (Топать ногами)
Почки слышно: хлоп, хлоп. (Разжимать сжатые в кулаки пальцы правой, затем левой руки)
Л. «Вот мы и встретили весну, что же произошло с её приходом? Назовите приметы весны. (ответы детей). Хорошо, а сейчас мы с вами поиграем.
5.Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции «Весна»
Зиму всю мели метели. Хором. У-у-у-у... (Плавно поднимать руки вверх)
Клены, липы поседели. Хором. Ф-ф-ф-ф... (Опустить руки вниз)
А весной повеселели. Хором. С-с-с-с... (Сжатые в кулаки руки развести в стороны, слегка прогнуться назад)
Птицы с юга прилетели — Хором. Ш-Ш-Ш... (Махающие движения руками)
Ветки лапками согрели! Хором. Ха-Ха-Ха. (Похлопать ладонями по плечам, руки сложить крест-накрест перед собой)
Л. – Пришла весна и зазвенела весело капель.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики «Капель»
Хором. Кап, кап, кап —
Звенит капель.
Март уйдет —
Придет апрель. (Ритмично на каждый слог соединять кончик каждого пальца с большим)
Пальчикова гимнастика «Весенний день»
На дворе звенит капель (пальцы правой руки стучат по ладони левой)
По полям бегут ручьи (плавные движения рук)
На дорогах лужи (руками сделать кольцо).
Выползают муравьи (пальцы рук двигаются от локтя к ладошке)
После зимней стужи.
Пробирается медведь (имитация движения)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь (пальцы обеих рук расставляем, соединяем и машем, как крылья)
И расцвёл подснежник. (сложить руки в виде цветка)
Л.– В марте начинает таять снег, в апреле звенит капель. А какой месяц мы не назвали? (май) Правильно, май – это последний месяц весны, именно в мае расцветают первые цветы.
7. Развитие общей моторики, игра «Весна»
(Мелодия «Погуляем» Мекшанцевой Е.Д.)
«Солнышко греет» (руки над головой)
«Птицы прилетели» (руки в стороны, машем ладонями)
«Распустились цветы (ладони соединить между собой и развести)
«Побежали ручьи» (бег на месте)
«Весна в гости к нам идёт» (маршируем на месте)
«И тепло с собой несёт» (обнять себя).
8. Ребята, давайте с вами составим рассказ по картинкам на тему: «Весна»
Дети составляют описательный рассказ на заданную тему по опорным картинкам.
Итог: Что сегодня изучали? Какое время года? Перечислите весенние месяцы и признаки весны. Ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что именно вам понравилось? Какие игры и почему?