12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Заболотская Ирина Олеговна17
0

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме :"Рыбы.Водные ресурсы".


Конспект занятия по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Водные обитатели. Рыбы»



Цель: Расширять знания о рыбах и водных ресурсах.

Задачи:

Обучающие:​​​​​​​

Познакомить детей с классификацией рыб. (Речные рыбы, морские рыбы)

Расширять представления детей о строении тела, питании и проживании разных видов рыб.

Развивающие:

Развивать связную речь, продолжать формировать умение слушать и отвечать на поставленный вопрос.

Развивать логическое и образное мышление, воображение.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывающие:

Воспитывать коммуникативные качества у детей, отзывчивость, аккуратность.

Воспитывать заботливое отношение к миру природы.

Планируемые результаты: у детей сформируется целостное представление о рыбах; активизируется познавательная деятельность; Основные термины, понятия: аквариум,океанариум, река, море, океан, водные обитатели, рыбы морские и речные.

Предварительная работа: Беседы о водных ресурсах.

Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению морскими и речными рыбами, растениями и животными. Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Подвижные игры: «Караси и щука», «Море волнуется», «Удочка».

Оборудование:

картинки с изображением морских и речных обитателей, презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, игра-головоломка «Репка», карточки №7 и 7А.

Методические приемы: пояснение, указание, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа.


Ход занятия: Дети входят в группу. «Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Здравствуй весь наш дружный круг! Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят. Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе. Все на месте все ли тут? Оглянулись, повернулись, и друг другу улыбнулись».

Воспитатель: Доброе утро, дети. Я желаю всем доброго дня и хорошего настроения.

Основная часть занятия.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое океанариум? Кто из вас был в океанариуме? (ответы детей).

Рассказ воспитателя.

Океанариум- это маленькая модель большого океана. Его создали люди своими руками. Вместо стен и потолка в этом доме огромные аквариумы наполнены морской водой. Есть аквариумы с речной водой. Взрослые и дети могут прийти в океанариум в любое время и полюбоваться красотой подводного мира.


Помогите разгадать загадки:

Загадка 1

По земле не ходят, на небо не смотрят,

Звёзд не считают, людей не знают (рыбы)

Загадка 2

В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это? (рыбка)

Беседа с детьми.

Воспитатель: Мы уже знаем, что рыбы живут под водой. По среде обитания все рыбы делятся на два больших класса, а на какие вы скажете сами. Как называются рыбы, живущие в пресной воде (озере, реке, пруду)?

Дети: эти рыбы называются речные, озерные.

Воспитатель. Название этого класса рыб – пресноводные или речные.

А как бы вы назвали рыб, живущих в море?

Дети: рыбы, живущие в море, называются морские.

Воспитатель. Вставьте пропущенное слово:

Речные рыбы живут в (…) воде, а морские рыбы в (…) воде.


Воспитатель.

Теперь мы рассмотрим строение рыбы строение рыбы.

Голова, туловище, хвост, жаберная крышка, на голове – глаза, рот; плавники (спинной плавник, хвостовой).

Воспитатель: Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед, спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево и вправо. Чем рыбы дышат в воде?

Дети: Кислородом. С помощью жабр (они находятся под жаберной крышкой).

Воспитатель: Дети, а люди дышат с помощью специального органа – легких.

Воспитатель: Итак: рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей. Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

Воспитатель: А вы знали что рыбы размножаются с помощью икринок, которые затем превращаются в мальков, из которых и вырастает взрослая рыба

Воспитатель: В зависимости от места обитания рыбы делятся на морских, пресноводных и аквариумных.

Воспитатель: Жизнь в океанах, морях очень разнообразна. Там обитают множество видов рыб. Морские рыбы самые красивые, необычные.

Показ слайдов с изображением морских рыб . Дети называют.

Далее показ слайдов с речными и аквариумными рыбами .

Воспитатель: Ребята, внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет. Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать . Перед вами аквариум и две рыбки – синяя и желтая, которые я слепила из пластилина. В синюю я помещу шар, наполненный воздухом, а в желтую – обычный шарик (попрыгунчик) и отпущу рыб в воду. Что произошло?

Дети: синяя рыбка плавает, желтая утонула.

Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста.


Воспитатель. У рыб форма тела обтекаемая - удобная для плавания. Они очень быстро плавают в воде.

Воспитатель: А дышат они чем?

Дети - жабрами, которые находятся на голове.

Воспитатель. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они выбирают из воды через жабры.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде? Ответы детей.  Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются.

Питаются рыбы червячками, насекомыми и водорослями. Хищные рыбы охотятся на других рыбок. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска .


Теперь мы можем отправиться в путешествие на поиски пресноводных рыб и морских. Где обитают пресноводные рыбы?

Дети. В реке, в озере, в пруду.


Физкультминутка. «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,____(Шагаем на месте)

Наклонились и умылись.__________ (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,_____________(Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. _______(Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс.__________(Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. _______(Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин._(Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой.___________(Шагаем на месте)

Пресноводные водоемы: пруд, озеро, река

Дидактическая игра «Кто живет в реке?»

Воспитатель поочередно показывает изображения речных обитателей, загадывает о них загадки. Задает вопросы: «Кто это? Назовите характерные особенности внешнего вида (жабры, плавники, чешуя, цвет, размер).

Он живёт в озерах, реках Жадный и зубастый . Ловится он человеком Для ушицы, на жереху. Вкусным он бывает. Вот малькам от него плохо, - Ловит и глотает( окунь)

Крупный, любит озёра просторные, А ещё – камыши поглодать. Рыба сильная, очень упорная, Просто так её трудно поймать (карп).

Хор лягушек под мостом  испугал хвостищем сом.
Видно скучно одному жить усатому сому. (Сом) .

Драчун и забияка живёт в воде, Кости на спине, и щука не проглотит (ерш ).

Рыба в озере живёт, глубоко зарылась в грязь. Нет воды, один лишь лёд-до весны проспит (карась).

Теперь отправляемся на поиски морских рыб.

ФИЗМИНУТКА «Рыбки» (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

Рыбка плавает в водице,

плавными движениями рук впереди

Рыбке весело играть .

Рыбкарыбка -озорница,

Мы хотим тебя поймать.

прыжки

Рыбка спинку изогнула,

Глазиком нам подмигнула.

прогнуться назад и потянуться

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Дети изображают резвящихся рыбок

Воспитатель спрашивает у детей, названия каких морей они знают. Что больше: океан или море?

Организует дидактическую игру «Узнай рыбу по описанию». На слайдах изображены морские обитатели. Дети рассматривают их. Воспитатель читает описание рыбы и морского животного в стихах. Дети узнают и называют рыбу описанную воспитателем.

Акула рыщет по морям, Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:- я всех вас заграбастаю!

Вот уж сразу не поймёшь, что за диво - рыба-ёж.
У неё есть чудо дар превращаться в игло - шар

Держась хвостом за стебелек, стоит на дне морской конек.
Он изгибает круто шею, но бегать быстро не умеет

О дельфинах всем известно - нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки.

В океане водится одна рыба, ближе к берегу у дна. 
Называют все её пила, вот такие значит здесь дела. 
У неё большой и длинный нос, он шипами с двух сторон оброс, 
Пилит по частям всех, ой-ёй-ёй. Встретившись- беги, пока живой.

В океане теплом синем я живу среди актиний. Хоть в их щупальцах есть яд, но они мне не вредят. Но зато опасны очень всем, кто съесть меня захочет. Так что мой нарядный вид не про чей-то аппетит. Глянь, как ярко разрисован, ведь не зря я – рыба-клоун.

Скат медлителен и важен, электричеством заряжен.
Глянет он сердитым оком -и робеют все вокруг:
Может скат ударить током, как испорченный утюг.

Задание «Кто лишний?». Воспитатель предлагает рассмотреть рыб на слайде, назвать их - Сом, ерш, акула - и сказать, кто из них лишний. Дети. Здесь лишняя акула – это морская рыба, а сом и ерш – речные.

Самостоятельная работа

Дети самостоятельно делятся на две команды: «Речные спасатели» и «Морские спасатели». «Речные спасатели» заселяют речных рыб в зеленый аквариум, «Морские спасатели» приклеивают морских рыб - в голубой. Самостоятельная работа детей. Воспитатель. Дети, а для чего водоросли нужны в аквариуме? Дети. Водоросли выделяют кислород, которым дышат рыбы.

Воспитатель. Посмотрите, дети, здесь среди картинок есть башмак и бутылка. Мы их поселим в аквариум?

Дети. Башмак и бутылка это мусор, он засоряет водоем и наносит вред его обитателям. Мы их приклеивать не будем.

Воспитатель. Работы наши готовы. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Назовите, пожалуйста, рыбок, которых вы наклеили в своих аквариумах. Дети по очереди называют своих рыб. Остальные слушают и проверяют правильность выполнения задания.

Как вы думаете, мы помогли обитателям и работникам океанариума? Чем?

Дети. Мы нашли речных и морских рыб и спасли их, расселив в разные аквариумы.

Воспитатель. Дети вы, вы помогли спасти рыбок. Спасибо вам. А теперь мы их оживим. Я сфотографирую ваших рыбок, и мы пошлем их по электронной почте в океанариум. Плывите рыбки.

Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать. Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались?

Дети: поиграли, поговорили о рыбах, определяли, какие рыбы морские, а какие речные.

Воспитатель.

Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали.

Молодцы ребята! Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, выполнили все задания. Наше путешествие на этом не заканчивается, завтра вас ждут новые встречи с морскими и речными жителями.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.