Конспект интегрированного коррекционного занятия «Посылка на ферму»
Конспект интегрированного коррекционного занятия «Посылка на ферму».
ФИО автора: Заякина Ольга Александровна.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Лексическая тема: «Домашние животные».
Тема занятия: "Посылка на ферму"
Группа: логопедическая группа (подготовительная подгруппа).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Задачи:
образовательные: уточнить представления о домашних животных, их внешнем виде, особенностях проживания, питания; сформировать представления детей о происхождении домашних животных от диких;
коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать общую, ручную моторику; развивать зрительное и слуховое внимание;
воспитательные: воспитать интерес к домашним животным; воспитывать ответные положительные чувства и действия на действия других.
Оборудование: посылка (предметы: трава, овощи, сено, зерно, листья); изображения животных (баран, свинья, кролик); план – схема для описания строения животных; животные-игрушки; изображения «жилищ» домашних животных; маски «Животные»; обручи; карточки «Польза».
Литература: Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 112.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: приветствуют педагога.
Педагог: Ребята, наш организм нужно настроить на очень важную и ответственную работу! Давайте «включим» глазки, чтобы они все внимательно рассматривали (Вокруг глаз дети выполняют легкие похлопывающие движения подушечками пальцев) . Давайте «включим» ушки, чтобы они все внимательно слушали (Ладонями дети растирают ушные раковины). А теперь «включим» мозг (Кожу головы дети растирают подушечками пальцев). Наш мозг, словно процессор у компьютера, он помогает нам работать, помогает вспомнить какую-либо информацию, а также сохраняет новые знания!
Актуализация знаний.
Педагог: Ребята, а давайте вспомним, куда мы отправлялись в путешествие на прошлой неделе?
Дети: На прошлой неделе мы были в лесу.
Педагог: С кем мы познакомились?
Дети: Мы познакомились с дикими животными.
Педагог: Назовите диких животных.
Дети: перечисляют.
Педагог: Почему этих животных называют «дикими»?
Дети: Этих животных называют «дикими», потому что они живут в лесу, сами добывают пищу и строят себе жилище.
Вводная беседа (переход к новой теме):
Педагог: Правильно, ребята! Лес – это дом для диких животных, там они чувствуют себя в безопасности. Дикие животные боятся приближаться к человеческим селениям, но очень хотели бы передать вот эту посылку своим одомашненным братьям. Педагог демонстрирует посылку.
Педагог: Ребята, к сожалению, в лесу почтальонов нет. Кто же может помочь диким животным?
Дети: берут инициативу на себя.
Педагог: Точно! Ребята, мы уже знаем каждую тропинку в лесу, все о повадках диких животных, и теперь нам ничего не страшно! Мы доставим посылку до адресата. Стоп! А кто же адресат? «Одомашненные братья» - это кто?
Дети: рассуждения детей (подвести: «одомашненные» - прирученные человеком, т.е. домашние животные).
Педагог: Правильно, ребята, одомашненные животные – это те, которые живут у нас дома. Ребята, а где же мы можем встретить огромное количество различных домашних животных?
Дети: варианты детей.
Педагог: Домашних животных мы можем встретить на ферме! На ферме разводят домашних животных, чтобы получать от них пользу. Итак, значит, сегодня мы должны отправиться на ферму!
II. Основная часть:
Музыкальная пауза с элементами физкультминутки:
Педагог: Ребята, проходите в автобус, занимайте свои места. Мы едем на ферму, а чтобы дорога была веселей, споем песенку.
Дети: рассаживаются, поют песню (по стихотворению Железновой).
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
(повороты головой влево-вправо)
Глядим назад, глядим вперед,
(посмотрели назад, вперед)
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
(сидя на стульчиках, наклонили корпус вперед. Руки прямые, вытянуты к носочкам, трясем кистями рук. Вернулись в и.п.)
Вверху птички – высоко.
(Руки тянем вверх, трясем кистями рук)
Щетки по стеклу шуршат,
(руки согнуты в локтях, изображаем «дворники» автобуса)
Все капельки смести хотят.
(стучим пальчиками по коленям)
Колеса закружились,
(круговые движения кулачками)
Вперед мы покатились.
(наклон туловища вперед)
Загадки о животных:
Педагог: Ребята, вот мы и прибыли на ферму! На ферме живет множество разных животных. Как вы думаете, кому именно адресована посылка?
Дети: перечисляют домашних животных.
Педагог: Посмотрите, вместо адресата написаны загадки:
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(баран)
Лежит под плетнем
И крутит хвостом,
А то и в грязной луже –
И ничуть не тужит.
(свинья)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(кролик)
Дети: отгадывают загадки.
Педагог: Правильно, ребята. Эту посылку мы должны доставить барану, свинье и кролику. Педагог выставляет картинки, на которых изображены данные животные.
Внешний вид животных.
Педагог: Давайте рассмотрим каждое животное.
Дети вместе с педагогом по схеме описывают внешний вид животного.
Педагог: Ребята, мы знаем, что эти животные «одомашненные», т.е. прирученные, произошли от «диких» предков. А как вы думаете, кто является «диким» родственником барана (свиньи, кролика)?
Дети: предлагают свои варианты (баран – дикий баран; свинья – дикий кабан; кролик – дикий кролик).
Упражнение «Семья животных».
Педагог: Ребята, посмотрите, все животные разбрелись по ферме. Наверное, они потерялись и не могут найти свои семьи. Педагог указывает на игрушечные муляжи животных.
Дети: предлагают свою помощь.
В ходе выполнения упражнения дети находят всех членов семьи животных, оречевляют свою деятельность: папа – баран, мама – овца, дети – ягнята.
Новая лексика: ягнята, кабан.
Игра «Раз, два, три – домик свой найди».
Педагог: Молодцы, ребята, помогли животным найти свои семьи. А вы знаете, у животных на ферме есть свои домики. Семья баранов живет в хлеву; семья свиней – в свинарнике; семья кроликов – в крольчатнике. Педагог показывает картинки «домиков» животных.
Дети: по инструкции педагога повторяют новые слова.
Педагог: Ребята, давайте на миг превратимся в животных. Педагог раздает маски (баран, овца, ягненок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчата). Когда играет музыка, животные резвятся на лужайке. Музыка заканчивается – наступает ночь, животные должны вернуться в свои домики (педагог раскладывает обручи, к которым прикреплены изображения «домиков»). Семья баранов – в хлев, семья свиней – в свинарник, семья кроликов – в крольчатник. А хитрость в том, что среди вас будет заблудившееся животное, вы должны будете помочь ему найти свой домик. В то время пока вы резвитесь на лужайке, прикосновением руки я определяю нашего заплутавшего питомца.
Дети: играют. Оречевляют ситуацию: поросенок забежал в хлев. Он живет в свинарнике.
Новые слова: хлев, свинарник, крольчатник.
Игра на закрепление новой лексики: ягненок, кабан, хлев, свинарник, крольчатник.
Упражнение «Ты нас угости и пользу получи».
Педагог: Ребята, а зачем мы приехали на ферму?
Дети: Мы приехали на ферму, чтобы передать посылку домашним животным.
Педагог: Точно! Ребята, давайте пройдем в гости к животным, чтобы передать угощения от диких собратьев. Педагог берет посылку. Сначала отправимся в гости к семье баранов. А где же они живут?
Дети: Семья баранов живет в хлеву.
Дети под руководством педагога раздают угощения.
Педагог: Ребята, домашних животных человек разводит для того, чтобы получать от них какую-нибудь пользу. Какую пользу приносят бараны и овцы?
Дети: варианты ответов. Педагог раскрывает карточки «Польза».
По аналогии проводится работа с другими семьями животных.
Угощения: бараны – трава, листья, сено. Польза: шерсть (что из нее делают?), овчина, кожа, мясо, жир, молоко.
Свиньи – зерно, овощи. Польза: мясо, сало, щетина для кистей, щеток.
Кролики – трава, овощи. Польза: мясо, мех.
Упражнение «Собери посылку».
Педагог: Ребята, домашним животным очень понравились угощения от братьев диких животных. И они, в знак благодарности, решили отправить ответную посылку. Выберите только то, что понадобится диким животным в лесу.
Педагог делит детей на три группы. Каждая группа на семью животных.
Дети: выполняют упражнение. Аргументируют свой выбор: молоко от овечки возьмем для ежика, т.к. ежик любит молоко.
Дети вместе с педагогом упаковывают посылку.
III. Заключительная часть:
Рефлексия
Педагог: Ребята, сегодня нас ожидала необычная миссия. Мы должны были стать почтальонами и доставить посылку на ферму.
- С какими трудностями вы столкнулись?
- С чем было легко справляться?
- Что больше всего понравилось?
Дети: отвечают.
Оценка
Педагог: Ребята, вы сегодня отлично справились с миссией почтальона! А еще вы узнали все из жизни домашних животных на ферме.
Доставку ответной посылки можно проиграть в последующей ролевой игре.