Программа занятий по сопровождению социально-психологической адаптации первоклассников «Умелые первоклашки»
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГРЯЗОВЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»
РЕКОМЕНДОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании Методического совета. Педагогическим советом Директор
Протокол № ___ протокол № __________ __________ / Н.А. Смирнова
От « »________2019г Приказ от 30.08.19 №0 « »________2019 г
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
_________/Е.М. Капустина
Программа занятий по сопровождению
социально-психологической адаптации первоклассников
с нарушенным слуховым восприятием
к жизни и обучению в условиях
школы-интерната
«Умелые первоклашки»2019-2020 учебный год
Педагог-психолог:
Брагина Ольга Вячеславовна
Рабочая программа «Умелые первоклашки» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п.19.5);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 1 марта 2019 года);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26);
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. № 593 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»;
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам»;
Устав образовательной организации.
Локальные акты образовательной организации
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
Планируемые результаты (формируемые УУД).
1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Содержание программы
I ЭТАП. Входная диагностика - 2 часа. Диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы перед началом занятий по программе.
II ЭТАП. Ознакомительный – 2 часа. Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты. Необходимое обеспечение: сенсорная комната со стационарным оборудованием указанным в программе, настенные панно «Дерево», «Дуб», «Лягушки», настенные лабиринты, магнитная доска, тактильные массажные коврики-дорожки, массажные мячики Су-джок, балансировочные доски различной сложности, резиновые (пластиковые) игрушки по тематике занятия (животные, фрукты, овощи, ягоды и пр.), музыкальные инструменты (дудочка, маракасы, деревянные ложки, барабан и др.), флеш-накопитель с записью спокойной нейтральной инструментальной музыки и весёлой ритмичной и пр.
III ЭТАП. Коррекционно-развивающий: 27 часов. Развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия, Развитие воображения, внимания, различных видов чувствительности, двигательной активности детей, пространственного восприятия, умения держать баланс, развитие умения выражать свои эмоции, снятие психоэмоционального напряжения, развитие и коррекция коммуникативных навыков детей. Освоение элементарных представлений о техниках рисования песком на световых столах, развитие творческого воображения и пр. Занятия строятся в доступной и интересной форме с использованием ресурсов сенсорной комнаты. Методы, применяемые в работе с детьми с ОВЗ по слуху: техники и приемы саморегуляции, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика, слухо-речевые упражнения, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры и др.
IV ЭТАП. Завершающий – 2 часа. Диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы после окончания занятий по программе, выявление динамики.
Тематический план
№ п/п | Основные направления (разделы) | Количество |
1 | Диагностика | 4 |
2 | Ознакомительный | 2 |
3 | Развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия | 4 |
4 | Тактильно-двигательное развитие, баланс тела в пространстве | 3 |
5 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 3 |
6 | Развитие умения выражать свои эмоции, снятие психоэмоционального напряжения | 4 |
7 | Развитие зрительного восприятия | 3 |
8 | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 3 |
9 | Развитие и коррекция коммуникативных навыков детей | 3 |
10 | Освоение элементарных представлений о техниках рисования песком на световых столах, развитие творческого воображения | 4 |
Итого | 33 |
Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 1996 № 3
Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Издательство “ХОКА”, 2007. – 416 с.
Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / под общей редакцией Е.Е. Чепурных. – М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. – 174 с.
Г.В. Бородкина. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.
Л. П. Ткачева. Первые дни ребенка в школе. - Оренбург, ООИУУ,- 1996.
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2009.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию / ООО производственно-коммерческая фирма «Medical-groop». – СПб.