Конспект занятия «Космическое путешествие»
Конспект занятия «Космическое путешествие» (для детей старшего дошкольного возраста). Может быть использован для детей младшего школьного возраста.
Цель: воспитание у детей интереса к истории космонавтики, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и систематизировать представления и знания детей о космосе;
-познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, - К.Э. Циолковским, С.П. Королевым;
-закреплять знания о первом в мире космонавте – Ю.А. Гагарине, о первой в мире женщине-космонавте – В.В. Терешковой, о планетах;
-познакомить с символикой некоторых созвездий.
Развивающие:
-развивать интеллектуальные и творческие способности;
-развивать мелкую моторику и координацию движения рук, стремление к познанию нового.
Воспитательные:
воспитывать интерес к истории космонавтики, гордость за свою страну.
Материал к занятию: мультимедийная установка для демонстрации презентации, аудиозапись с голосом Ю.А. Гагарина, презентация, карточки для занятий в детском саду: «Расскажите детям о космосе», демонстрационные картинки, детская энциклопедия, материал для изготовления созвездия, зеркальный шар.
Предварительная работа: беседы и чтение книг о космосе и планетах, беседа о созвездиях и знаках зодиака, разрезные картинки: «Собери ракету», д/и «Найди одинаковые ракеты» и «Чья тень?», рассматривание иллюстраций на тему: «Космос», рисование и изготовление поделок по теме, работа с лэпбуком «Солнечная система», разучивание стихов, просмотр видео и мультфильмов.
Ход занятия:
(Занятие проводится в зале).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об удивительном мире космоса. Каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. (На проекторе появляется первый слайд презентации.)
Именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. «Человек в космосе!» - доносилось из радио и писали во всех газетах.
(2 слайд)
- А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе? (Ответы детей).
- Людям всегда хотелось полететь в космос. Кто-то пытался добраться до звезд на воздушном шаре. Самые смелые поднимались высоко-высоко в небо, но до космоса было еще очень далеко. Люди придумали самолеты, которые взлетали все выше и выше, но улететь в космос так и не смогли.
(3 слайд)
Наконец русский ученый Константин Эдуардович Циолковский доказал, что полететь в космос можно только с помощью ракеты.
(4 слайд)
И через много лет другой ученый-конструктор – Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали животные (собаки),
(5 слайд)
а потом 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек. На космическом корабле «Восток» он облетел вокруг Земли и приземлился. Это был Ю.А. Гагарин.
(6 слайд)
Во время старта вспыхнуло пламя в двигателях ракет, все они заработали слаженно и одновременно. Поднялся невероятный грохот. Но Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» (Звучит аудиозапись с голосом Ю.А.Гагарина.)
И в тот же миг ракета взлетела и скрылась в голубом небе. Юрий Алексеевич летел и смотрел в окошко-иллюминатор. За 108 минут он облетел нашу планету Земля кругом. «Какая она красивая!» - говорил Гагарин по радио тем, кто остался внизу.
(7 слайд)
С тех пор в космосе побывало много космонавтов. А сейчас давайте представим себе, что мы - юные космонавты. А что же нужно, чтобы стать космонавтом? (Ответы детей).
(8 слайд)
Прежде чем отправиться к звездам, космонавты проходят серьезную подготовку. Они изучают строение космического корабля, осваивают бортовые компьютеры и главное – занимаются спортом. Космонавт должен быть сильным, выносливым и смелым.
(9 слайд)
Космонавты выходят в открытый космос в скафандрах. Космический скафандр – это комбинезон, шлем, перчатки и ранец. Комбинезон, шлем и перчатки защищают тело космонавта от холода и солнечных лучей. Шлем крепится к комбинезону и соединяется с ранцем. В ранце нет фломастеров и тетрадок! В нем хранится запас кислорода, которым дышит космонавт. Кислород поступает в шлем, поэтому человек может находиться в открытом космосе несколько часов.
(10 слайд)
В открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. Все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. И воду, компоты и чай они пьют через трубочку. Есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет.
(11 слайд)
- Среди космонавтов есть и женщины. Первый в мире полет в космос из женщин осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6".
- Девочки тоже могут быть смелыми и ловкими. И я предлагаю поиграть в веселую игру, а заодно и проверим ловкость наших мальчиков и девочек.
Разминка.
"Пройди препятствие".
Участвует две команды: команда мальчиков и команда девочек. По пути выставляются препятствия: прохождение в обруч, переход по лесенкам, через модули.
- Молодцы, ребята! Садитесь на места, мы продолжаем наше занятие.
- Мы уже знаем, что в бескрайнем космосе множество планет, комет, астероидов, миллиарды звезд и многое другое.
(12 слайд)
Звезды образуют в небе причудливые узоры – созвездия. Солнце на пути по небосводу проходит через несколько созвездий, расположенных по кругу. Среди них множество «животных», поэтому весь круг назвали «зодиак», что в переводе с греческого языка означает «звериный пояс».
(13 слайд)
Практическая работа.
Задание «Вперед, к своей звезде!»
(14 слайд)
Дети рисуют созвездия, соответствующие их знаку зодиака (обводят по точкам). Работу дополняют аппликацией из готовых фигур (окошки-иллюминаторы вырезают из квадратов).
- Молодцы, ребята! Отличная работа у вас получилась. А сейчас немного отдохнем. Полетим на своей ракете к созвездию или далекой планете.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
(С этими словами дети «летают» по залу, выполняя соответствующие движения. С окончанием слов все стараются занять место на планете (в обруче), которых с каждым разом становится меньше. В зале включается зеркальный шар и выключается часть светильников. Получается эффект звездного неба. Звучит фоновая космическая музыка без слов «Космическое пространство». – Играем три раза.) Обещаем детям, что обязательно еще поиграем в другой раз.
- А сейчас проверим ваши знания. Проведем мини-викторину. Я буду задавать вопросы о космосе, а вы попробуете отгадать, только с места не кричим, а поднимаем руку.
Игра-викторина "Угадай-ка".
(Можно провести викторину между командами.)
1.Самая большая и горячая звезда во вселенной
(Солнце.)
2.Естественный спутник земли.
(Луна.)
3.Человек, который летает в космос.
(Космонавт.)
4.Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
(Космический корабль.)
5.Как называется и животное, и созвездие?
(Медведица.)
6.Почему на земле есть день и ночь?
(Планета вращается вокруг себя.)
7.Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?
(Юрий Гагарин.)
8.Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
("Восток".)
9.Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля?
(День космонавтики.)
10.Первая в мире женщина-космонавт?
(Валентина Терешкова.)
Воспитатель: Ну что, ж молодцы, ребята! Мы теперь с вами знаем гораздо больше о космосе.
Воспитатель: Мы знаем, что наша планета не единственная во Вселенной. Планет очень-очень много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе, мы узнаем из стихотворения А. Хайта, которое подготовил нам ***. (Ребенок читает стихотворение.)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(15 слайд)
- Итак, ребята, в нашей солнечной системе девять планет. А сейчас послушаем еще одно стихотворение Я. Акима, которые для нас приготовила ***.
Ребенок: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель: Что же это за планета? Правильно, молодцы, конечно же, это Земля, планета, на которой мы с вами живём.
(16 слайд)
(Несколько слов о том, что нашу планету нужно беречь). Сегодня, ребята, мы с вами узнали много интересного и нового о космосе и космонавтах, попробовали себя в роли самих космонавтов. Вам понравилось наше занятие?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что космонавт должен быть сильным, здоровым, крепким, обязательно заниматься спортом и хорошо питаться. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом. А сегодня, когда придете домой, расскажите всем своим близким, что вы знаете про космос. И, конечно же, поздравьте свою семью с праздником, с Днем космонавтики!
(17 слайд)
Список используемой литературы:
Космос. Самая первая энциклопедия. - Москва. РОСМЭН, 2014.
2.Беседы о космосе. Методическое пособие. – Е.А.Паникова, В.В.Инкина. Москва, Издательство «ТЦ СФЕРА», 2012.
3.Расскаите детям о космосе. Карточки для занятий в детском саду и дома. – Москва. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
4.Уроки для самых маленьких. Космос. – Росов-на-Дону. «Издательский дом «Пресс», 2014.
5.Солнечная система и звезды. – Т.В.Цветкова. - Москва, Издательство «ТЦ СФЕРА».
6.Знаменитые космонавты. - Москва, Издательство «ТЦ СФЕРА».
7.https://multiurok.ru/files/neznaika-kosmonavt-ili-s-dnem-kosmonavtiki.html
8.https://sheina-dmdou66.edumsko.ru/folders/post/3009538
9.zvukipro.com
Приложения
Презентация к занятию "Космическое путешествие".PPTX / 11.34 Мб