Конспект занятия «Космическое путешествие» в начальной школе
Конспект занятия «Космическое путешествие»
Цель: Закреплять представления детей о космосе, путем изготовления космических объектов, используя нетрадиционные техники лепки – рисование пластилином;
Задачи:
Обучающие:
- Продолжить знакомство с техникой пластилинографии;
- Закрепить умения навыки работы пластилином;
- Расширить знание детей о космосе.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей, фантазию, художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать терпение и уважительное отношение к своей работе.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Актуальность занятия обосновано тем, что пластилинография способствует развитию памяти, фантазии, снятию напряжения и расслаблению. Воспитывает усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить дело до конца и пробуждает интерес к лепке.
Формы работы: фронтальная, коллективная (групповая).
Средства, используемые в процессе занятия:
- Наглядный материал: образцы и ТСО;
- Материалы и инструменты: цветной пластилин, плотный картон, доска для лепки, салфетки, набор стеков.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Педагог. – Здравствуйте, ребята.
Дети: - Здравствуйте.
Педагог. - Вы, любите отгадывать загадки? (Да) Тогда слушайте:
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную (ракету)
Педагог. - Хорошо, верно.
2. Основной этап.
Педагог. - Ребята, у нас сегодня необычный день. Мы с вами отправимся в космическое путешествие и узнаем много нового и интересного. Скажите, какой праздник отмечает наша страна в апреле?
Дети: - День космонавтики.
Педагог. – Верно. День Авиации и космонавтики. Он отмечается 12 апреля. Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли. В этот день впервые советский человек совершил полет в космос. И я предлагаю вам сегодня вместе со мной ненадолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты. Но для этого нужно крепко зажмуриться и громко – громко сказать поехали! Три, четыре!
И первая остановка на нашем пути – это планета Луна. Луна — верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.
- Как вы думаете, какую форму имеет Луна?
Дети: Шар.
- Правильно, Луна имеет форму шара.
- А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?
Дети: ответы.
- Луна меньше Земли в четыре раза.
- Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше звезд и планет?
Дети: ответы.
- Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле. Поверхность нашего спутника холодная и темная. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи. На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами. Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты. Луна всегда интересовала и притягивала взоры людей. Ученым хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на спутнике Земли есть горы а также низменности, которые называют «морями». Но в лунных «морях» нет ни капли воды! Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг.
- Что же нам приготовила эта планета? (Открываем конверт) – Загадки!
Висит ночью в небе блин,
Его съесть мы хотим,
А он спрячется за тучку,
Не достанешь его ручкой! (Луна)
В космосе, сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его – полоска света –
А зовут его (комета).
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает – взглядом согревает (солнце).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски – астронавт,
А по-русски – (космонавт).
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Полетели дальше! Три, четыре! Поехали! Следующая остановка – Марс. Mapc - четвертая планета от Солнца. Из-за кровавого цвета римляне воспринимали его как бога войны. Они копировали древних греков, которые называли его в честь Ареса. Марс очень похож на нашу Землю, хотя вместо голубых океанов и зеленых холмов покрыт слоем пыли – оксидом железа (ржавчиной). Планета имеет каменистый рельеф, большая часть похожа на огромную пустыню, состоящую из песка и камня. Марс это огромный, безжизненный, холодный мир, там нет озер, рек, морей и практически нет кислорода.
- Ребята, как вы думаете: на марсе тепло или холодно?
Дети: ответы.
- Марс это мир экстремальных погодных условий. В целом, там очень холодно, средняя температура поверхности около -47 °C. В течение лета, близ экватора, температура может достигать 20 °C в течение дня, но падать до -90 °С ночью.
- Сила притяжения на Марсе составляет всего 38% от Земного эталона, поэтому если на Земле вы весите 100 кг, то на Марсе весы покажут 38 кг.
А теперь творческое задание «Собери пазл».
- А мы отправляемся дальше! Три, четыре! Поехали! Следующая остановка – Сатурн! Сатурн относится к планетам-гигантам, это вторая по размеру планета в Солнечной системе, крупнее него только Юпитер. Сатурн можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Достаточно одного взгляда, чтобы отличить Сатурн от любой другой планеты в Солнечной системе. Кто-нибудь скажет мне как?
Дети: ответы.
- Если вы видите огромные кольца, окружающие планету, значит, эта планета — Сатурн. Это одна из главных гордостей планеты. В телескоп можно рассмотреть три. Но на самом деле их намного больше. Они состоят из миллиардов крошечных частиц льда, космической пыли и других веществ, которые несутся с огромной скоростью, словно поток машин по оживленной магистрали.
На Сатурне холодно, температура опускается до -180 °С. Там постоянно сверкает множество молний, бушуют мощнейшие штормы, которые можно наблюдать даже с Земли. У Сатурна больше шестидесяти спутников. Самый большой и тяжелый – Титан. Самый красивый и загадочный спутник Сатурна - Энцелад. Из огромных разломов его поверхности бьют фонтаны воды и льда. Причем так высоко, что некоторые частички улетают в космос и образуют одно из тоненьких колец Сатурна. Вот такая загадочная планета Сатурн.
- А мы возвращаемся на Землю. Три, четыре! Поехали!
- Ребята, вы знаете, кто был первым человеком, покорившим космос?
Дети: ответы.
- Правильно! Это был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли. Что самое интересное, первыми открывателями были 2 собачки: Белка и Стрелка они слетали в космос и благополучно приземлились обратно на Землю. Только потом полетел Ю. А. Гагарин.
Физминутка-игра «Проверка равновесия».
Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, т. е. умение держать равновесие. Вы должны встать развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть ее в колене и простоять так на счет от 1 до 10. Приготовились, начали! Считаем 1-10.
Практическая работа.
– Побывать в космосе — это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы, и слепить наш удивительный космос.
– Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столе (картон, пластилин). Из всего этого можно сделать целое космическое пространство.
Сейчас я расскажу вам, как сделать из пластилина вот такие планеты и кометы.
Алгоритм выполнения работы (технологическая карта)
• Выбираем главный объект (космонавт, ракета).
•чтобы слепить из пластилина нашу ракету нам понадобится 3 цвета: кусочек красного, желтого, и синего.
• Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала разогреть руками, а потом прикрепить в то место где будет звезда и просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.
– Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
(самостоятельная деятельность детей)
В конце дети показывают работы друг другу.
– Ребята давайте посмотрим на наш космос, какая замечательная работа у вас получилась. И все это вы сделали своими руками.
– Понравилось вам в космосе?
— Что особенно запомнилось?
— Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
— Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)
— А как назывался корабль, поднявший его в небо? («Восток»)
— Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.
– Ребята, я думаю, нашим космонавтам бы очень понравились ваша работа, космос получился как настоящий.
В ряду десятилетий, каждый год
Мы метим новыми космическими вехами,
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
Ну, а нам с вами пора прощаться. До свидания!
Загадки:
Висит ночью в небе блин,
Его съесть мы хотим,
А он спрячется за тучку,
Не достанешь его ручкой! (Луна)
В космосе, сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его – полоска света –
А зовут его (комета).
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает – взглядом согревает (солнце).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски – астронавт,
А по-русски – (космонавт).
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … .
(метеорит)
Цепочка загадок о космосе для детей.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось …
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты — …
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная …
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!