Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с суффиксом – ся, -сь»

4
0
Материал опубликован 10 July 2023

Конспект урока русского языка в 4 классе


Тема: Правописание глаголов с суффиксом – ся, -сь.


Цель: знакомство с понятием «возвратные глаголы».

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебе, любовь к родному языку.


Ход урока:


Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости в классе и герои в презентации. Поздоровайтесь с гостями.

Посмотрите на героев. Какое настроение у них? А у вас? С таким хорошим настроением мы начнем урок и, я надеюсь, что к концу урока оно не изменится.

- Итак, начнем урок. Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня, как обычно, вы будете учить, думаться, отвечаться, а я буду вас слушаться.

Дети выявляют ошибки в моем предложении. (обратная связь, также способствующая повышению мотивации – благодаря правильным ответам дети вдохновляются)

- Кто может сказать, над какой темой будем работать на уроке? (определение цели занятия вместе с учениками)

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголами возвратного значения. Вы научитесь правильно писать и употреблять их в речи. (применение второго пункта способов повышения мотивации – ученики понимают, что знания с этого урока пригодятся в реальной жизни для повышения уровня образованности)



Ознакомление с новым материалом.

- Прочитайте:

1. Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

2. Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

3. Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

- Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются? (обратная связь)

(У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.)

- Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

- Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

(Мама одевает ребенка - действие направлено на ребенка.)

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

- А на второй иллюстрации?

(Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.)

(вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

- Значит, что обозначает –ся?

(То, что действие направлено на себя.)

- Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

(. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

- Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

(Он стоит на конце слова.)

- Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом - местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

- Какие бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

- Давайте прочитаем сведения на с. 77

(Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.)

- Так как называются глаголы с –ся и –сь?

(Возвратные глаголы.)

Глагол + -ся(-сь)
Возвратные глаголы

- Да, ребята, это возвратные глаголы.

(на доску вывешивается карточка)

Физминутка.



Закрепление материала


1.- Какие глаголы называются возвратными?

- Посмотрите еще раз на героев. Какие глаголы возвратного значения мы можем подобрать?

- Попробуйте записать (диктую – смеются, радуются, удивляются, общаются)

- Проверьте написание

- Какое правило должны помнить, когда записываем глаголы возвратного значения? ( ца в конце глаголов не пишется)

2. Решение первого проблемного вопроса

- Какой суффикс использовали сейчас? Измение глаголы второго столбика с использованием суффикса – сь.

- Сравните глаголы первого и второго столбика. Сделайте вывод, когда пишется суффикс –ся, когда – сь?(слайд)

- В первый столбик добавьте свои 2-3 слова и образуйте от них глаголы возвратного значения.

- Подтверждается ли ваш вывод о написании суффиксов?

3. Упражнение 345 – по заданию

- Объясните выбор суффикса на месте пропущенных букв.

4. Решение второго проблемного вопроса.

- Разберите по составу слова: радуешься, смотришься.

- Входят ли в основу суффиксы –ся и -сь?(слайд)

- Такая основа называется прерывистая.

5. Работа в парах по карточкам

( Вставить пропущенные буквы, выделенные слова разобрать по составу)

Купали.., сливало.., веселит.., выпрямил.., сердит.., кувыркает.., стучи.., хвали.., растянешь.., зацепили…


V. Итог урока

- Какое правило использовали, когда вставляли буквы?

- О чем помнили, когда разбирали слова по составу?

- Чему вы учились на уроке?

- Какое правило правописания глаголов узнали?

Суффикс –ся пишется после согласных, суффикс – сь после гласных.





VI Домашнее задание


- Дома выполните упражнение 341, с.78. Прочитаем задание. Все ли понятно? (Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.) (минимизация домашнего задания, задание касается только применения наработанных навыков по теме занятия)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки. (оценка обучающихся)

-Урок окончен, всем спасибо!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации