Конспект занятия на тему "Кто такие насекомые?"
Конспект занятия «Кто такие насекомые?»
Цель: Формирование представлений о насекомых и их роли в природе.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с миром насекомых, их характерными признаками.
Развивающая: развивать зрительную и слуховую память, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к насекомым.
Коррекционная: формировать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, умение слушать других, не перебивать.
Материалы и оборудование: компьютер, магнитная доска, «полянка» картинки с изображением насекомых, кукла, мяч.
Предварительная работа: чтение художественной литературы К.Чуковского «Муха-цокотуха»; просмотр мультфильма К.Чуковского «Муха-цокотуха»;
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Друг с другом рядом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку …(имя ребёнка), он передаст свою улыбку следующему. А Улыбка должна вернутся ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Спасибо. Дети присаживаются на стульчики.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда именно, я предлагаю вам отгадать загадки.
У нее аж четыре крыла,
И очень большие глаза, Летела, как вертолёти села она на цветок? (стекоза)
Сладкий нектар собирает
и растения усердно опыляет,
Дарит нам и воск и мед
И прекрасный свой полёт
(пчела).
Летит и пищит, не видно на вид, Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (комар).
Этот маленький скрипач
Носит зелёный плащ.
А уж в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик).
Трудится он целый день
И ему совсем не лень,
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Яркая красивая,
На крылышках узор
На цветочек сядет и ты её узнаешь (бабочка).
Что за чудо вот такое на моей ладошке, маленький жучок...
А на ней кружочки-
Черненькие точки. (божья коровка).
Муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, комар, муха, пчела- кто скажет, кто это? (Ответ детей)
Совершенно верно! Сегодня мы отправляемся в мир насекомых.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
Кукла: Здравствуйте! Я- кукла Маша. Я слышала, что вы отправляетесь в мир насекомых. А кто такие насекомые? Я не знаю. Можно мне с вами? Я тоже хочу узнать, кто такие насекомые.
Ребята, возьмём Машу с собой?
Маша, как хорошо, что ты к нам пришла. Тебе будет очень интересно.
Ребята, давайте посмотрим, какие бывают насекомые.
Просмотр презентации. 1 часть.
Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей: головы, на которой находится два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет назад.
Ребята, а как вы думаете, на воде можно увидеть насекомых?
Можно, стрекоза летает около водоёмов, также комары, мошки, а водомерка живёт на воде.
А чем же питаются насекомые, вы знаете?
Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов и плодов!
В природе у насекомых немало врагов. Но, вот бабочки и жуки научились ловко прятаться, а если надо, то отпугивать и защищаться от них. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди густых и зеленых стеблей травы. Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов. У некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в рану яд. Знаете ли вы, что это за насекомые? Правильно! Шмели, пчелы и осы могут больно ужалить. Распознать жалящих насекомых можно по черно-желтой окраске. А животные, заметя такое сочетание цветов, стараются держаться подальше, кому же хочется быть ужаленным!
А как вы думаете насекомые приносят пользу?
Вы, конечно, слышали, что насекомые, которые поедают стебли и
листья растений. Портят посевы, грызут корни и древесину
деревьев, называются вредителями. А вот, муравьи переносят по лесу
семена растений. Бабочки, шмели, пчёлы опыляют растения. Пчелы дают людям полезный мед, воск, из которого делают свечи,
и лечебное вещество- прополис.
• Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Например, стрекоза, божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые. Божьи коровки уничтожают вредных тлей. Стрекозы ловят разносчиков болезней комаров.
Физминутка.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать он не хотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Игра» Да-нет!»
Воспитатель называет насекомых, животных, птиц. Когда дети слышат название насекомых, они хлопают в ладоши, когда других животных они стучат по столу.
Комар, ворона, ёж, пчела, воробей, таракан, муха, тигр, оса, ласточка, жук, кошка, бабочка, корова, кузнечик, муравей, сорока, божья коровка.
Творческое задание.
Посмотрите, это полянка, но, что-то здесь не так. Как вы думаете, что здесь не правильно, кого не хватает? Правильно на полянке никого нет, ни одного насекомого, а разве так бывает? Давайте исправим эту ошибку и посадим на нашу полянку насекомых.
Дети выбирают картинку насекомого и клеят на полянку.
Кукла: Ой, ребята, как здорово, как красиво у вас получилось! Мне очень понравилось на занятии, я теперь знаю, кто такие насекомые.
Пальчиковая гимнастика.
Жук
Я веселый майский жук.
(сжать кулачок)
Знаю все цветы вокруг.
(указательный палец и мизинец)
Над лужайками кружу,
(развести в стороны — «усы»)
А зовут меня Жум-Жум.
(шевелить пальцами)
Заключительная часть.
-Ребята, а вам понравилось на занятии?
- Тимур, сколько лапок у насекомых?
-Насекомые умеют летать?
-А каких насекомых ты запомнил? Они приносят пользу или вред?
Молодцы!
Ребята, а если бы у меня была волшебная палочка, в какое насекомое вы хотели бы превратится и почему?
Ответы детей.
Итог.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Много интересного мы сегодня увидели и узнали о насекомых. Мы с вами должны беречь природу, заботиться о ней, любить животных, птиц, насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Природа-мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Спасибо за внимание.