Конспект занятия №7
Основы сценической речи
Пояснительная записка
Цель занятия: Развить у участников навыки сценической речи, научить их правильно произносить текст, управлять голосом и использовать выразительные средства для передачи эмоций.
Задачи:
1. Ознакомить участников с основами сценической речи и ее значением в театральном искусстве.
2. Научить техникам дыхания, артикуляции и интонации.
3. Способствовать развитию уверенности при публичных выступлениях.
Ожидаемые результаты:
- Участники смогут объяснить основные принципы сценической речи.
- Участники освоят базовые техники работы с голосом и речью.
- Участники продемонстрируют улучшение своих навыков выразительного чтения текста.
Время проведения: 80 минут
Оборудование:
Театральный кабинет МБОУ «Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
Музыкальный инструмент или аудиозапись спокойной музыки для фонового сопровождения во время упражнений.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
- Приветствие участников.
- Знакомство с темой занятия.
- Обсуждение целей и задач.
2. Введение в тему (10 минут)
- Определение понятия «сценическая речь»;
- Значение сценической речи в театре (передача эмоций, создание образа);
- Примеры известных актеров, обладающих выдающимися навыками сценической речи.
3. Теоретическая часть (10 минут)
a) Основные элементы сценической речи:
- Дыхание — основы диафрагмального дыхания;
- Артикуляция — работа над четкостью произношения;
- Интонация — значение мелодики голоса;
b) Важность эмоциональной окраски:
- Как настроение влияет на произношение;
- Связь между внутренним состоянием актера и его речью;
4. Практическая часть (50 минут)
a) Упражнение 1: "Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой" (10 минут)
- Простые упражнения на развитие диафрагмального дыхания;
–Глубокие вдохи через нос и выдохи через рот;
– Счёт до 5 на вдохе и до 5 на выдохе;
b) Упражнение 2: "Артикуляционная разминка" (15 минут)
- Комплекс артикуляционных упражнений для развития гибкости губ и языка;
– Примеры: произнесение скороговорок, повторение сложных звуковых сочетаний;
c) Упражнение 3: "Чтение текста" (15 минут)
- Выбор короткого отрывка из пьесы или стихотворения;
– Чтение вслух с акцентом на интонацию, ритм и паузы;
– Обсуждение после выполнения — что удалось сделать хорошо?
d) Игра "Эмоциональное чтение" (10 минут)
- Каждый участник выбирает эмоцию (радость, грусть, гнев);
– Читает тот же текст под разными эмоциональными окрасками;
– Остальные участники должны угадать эмоцию;
5. Заключительная рефлексия (5 минут)
a) Обсуждение впечатлений от занятий:
– Какие упражнения были наиболее полезными?
– Что нового узнали о себе как о человеке/актере?
b) Напоминание о важности регулярной практики для развития навыков.
Рекомендуемая литература:
1. Станиславский К.С., "Работа актера над собой".
2. Бурлак Н., "Сценическая речь в творчестве актера".
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)
Куликова Ирина Геннадьевна