Конспект занятия по развитию речи

1
0
Материал опубликован 12 June

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)

в подготовительной группе

Тема: Итоговое НОД по обучению грамоте.

Цель: Создание условий для обобщения и закрепления полученных знаний о звуках, буквах, словах, предложениях.

Задачи: Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять выделять первый звук в слове.

Закреплять умение составлять слова и читать их.

Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Закреплять умение составлять предложение, схему предложения.

Развивать фонематический и речевой слух, артикуляционную и общую моторику.

Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Активизировать речемыслительную деятельность.

Формировать навыки сотрудничества, активность, инициативность.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийная установка; цветы для определения первого звука в слове; картинки с изображением предметов; лепестки цветов с буквами; карточки для игры «Зашифрованное слово»; шарики со слогами для игры «Найди пару»; цветные кружочки для составления звуковой схемы; картинки для составления предложений; полоски для составления схемы предложения; книги.


Ход НОД:

1.Организационный момент.

Дети входят в группу, становятся полукругом.

Вводная часть.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

2.Эмоциональная настройка

Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и настроимся на интересное занятие.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, 1, 2, 3.

А теперь пойдем налево, 1, 2, 3.

В центре круга соберемся, 1, 2, 3.

И на место все вернемся, 1, 2, 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем.

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное сообщение. Давайте его послушаем.

Сообщение: «Я царица Грамоты, хозяйка Звукового царства Буквенного государства, прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит беспорядок. Помочь может волшебный цветок. Лепестки этого цветка вы найдёте, если выполните задания. На лепестках вы узнаете волшебное слово, которое расколдует мою страну и жителей.»

- Ребята, вы готовы помочь Царице и её жителям? Как вы думаете, как мы можем помочь им? (Ответы детей)

- Пойдёмте и узнаем, что нас ждёт впереди.

Но прежде чем мы отправиться в волшебную страну, предлагаю вам познакомиться с языком жителей этой страны. Наверняка он нам в путешествии пригодится, повторяйте за мной.


Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка. Выполняется хором).

Ли – лэ – ла.

Ри – рэ – ра.

Эни – бэни.

Рики – таки.

Шурба – урба.

Синти – бряки.

Дэу – дэу.

Шах – мадэо.

Вац.

Воспитатель: – С языком ознакомились, можно отправляться.



Основная часть.

Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя)Звучит волшебная музыка.

- Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Нас ждут сложные задания, итак,отправляемся на поиски лепестков.

Задание 1. «Собери цветок».

Воспитатель произносит разные звуки ([а],[т], [у], [л’], [о], [м], [и], [б’]).

- Что я сейчас произнесла? (Звуки)

- Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы слышим и произносим)

- Что можно увидеть и написать? (Буквы)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

- Как мы узнаём, что звук гласный? (При произнесении воздух не встречает преград)

- Как мы узнаём, что звук согласный? (При произнесении воздух встречает преграды в виде языка и зубов)

- В этом задании вам необходимо расположить на цветах картинки с изображением предметов: на лепестках красного цветка - картинки, названия которых начинаются на гласный звук, на лепестках синего цветка - картинки, названия которых начинаются на согласный звук.

Дети выполняют задание и получают серединку от цветка.

Задание 2. «Звуковой анализ слова.

- Ребята, отгадайте загадку:

Фрукт, конечно, всем известный –

И красивый, и полезный.

Апельсину брат родной,

И душистый-то какой!

Жаль, что кислый очень он –

Витаминный фрукт … (Лимон)

- В этом задании необходимо сделать звуковой анализ слова «лимон».

Дети выполняют звуковой анализ слова самостоятельно за столами, один ребёнок у доски. Самопроверка. Дети получают лепесток с буквой.

Задание 3. «Скажи по-другому».(слайд 6)

- В этом задании необходимо изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? Например: дом из кирпича (какой?) - кирпичный дом.

заяц из пластмассы (пластмассовый заяц)

кукла из бумаги (бумажная кукла)

хвост лисы (лисий хвост)

ведро из железа (железное ведро)

ложка из дерева (деревянная ложка)

стакан из стекла (стеклянный стакан)

коробка из картона (картонная коробка)

игрушка на ёлке (ёлочная игрушка)

уши волка (волчьи уши)

ваза из глины (глиняная ваза)

Дети выполняют задание и получают лепесток с буквой.

Задание 4. Динамическая пауза «Покажи букву».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

В старом дереве дупло –

Это домик буквы О.

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

Прибежала буква Ха.

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

Буквы стали веселиться,

И смеяться, и кружиться,

То похлопают в ладоши,

То присядут, отдохнут

И опять шагать пойдут.

Дети получают лепесток с буквой.

Задание 5. Игра «Слоговые домики»

(на столе картинки и домики)

Ребята, расселите каждую картинку по своим домикам.(Работа на листочках)

Все справились с заданием? Молодцы, получаем следующий лепесток с буквой.

Задание 6: Игра «Придумай рассказ»

- Ребята я прочитаю начало рассказа , а вы продолжите и закончите его (Дети по картинкам придумывают продолжение рассказа)

Щенок. (дети должны сами придумать название )

«Однажды Маша и Таня пошли гулять. Начался сильный дождь. Вдруг они увидели, что ..... (Они увидел совсем маленького щеночка. Он был такой маленький , крошечный и совсем мокрый. Девочкам стало жаль щенка, они взял его и отнесли домой согрели и накормили. Щенка назвали …., он остался жить у девочек !)

- Ребята, про кого наш рассказ? (про щенка.) Как можно назвать наш рассказ (Щенок)

Давайте запишем первое предложение рассказа (Однажды Маша и Таня пошел гулять.)

/____ ____ _ ____ ____ ____.)

Дети выполняют задание и получают лепесток с буквой.

- Вот и собрали мы все лепестки от цветка. Пора узнать волшебное слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? (Надо расставить буквы по порядку)

Дети собирают цветок и читают волшебное слово «дружба».













2.Рефлексия.

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы: «Спасибо вам, ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела,

И дружить и дорожить,

И добро друзьям дарить.»



- Ребята, как вы думаете, почему именно слово дружба помогло расколдовать страну? (Ответы детей)

- Какие задания вы выполняли?

- Какое из заданий вам показалось трудным?

- Какое задание лёгким?

- Какое из заданий вам больше понравилось?

- За то, что вы помогли Царице Грамоты и её жителям, они на память дарят вам книги, которые вы сможете прочитать сами.

Дети получают книги.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей