Конспект занятия на тему «Добро в твоём сердце» по рассказу Н.Н. Носова «Огурцы» с детьми подготовительной к школе группы

0
0
Материал опубликован 5 March 2019

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию 

на тему «Добро в твоём сердце» по рассказу

Н. Н. Носова «Огурцы» с детьми подготовительной к школе группы

«Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и так зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи».

Ян Амос Коменский

Конспект занятия

Продолжительность: 30-40 минут.

Группа: подготовительная к школе группа, 20 человек

Технологии: демонстрационные, учебно-игровые (драматизация, проигрывание поведения сказочных героев), здоровьесберегающие (физкультминутка).

Оборудование:  колонка музыкальная.

Раздаточный и демонстрационный материал:  клубок; картинки по количеству детей с изображением эмоций: радость и грусть; портрет Н. Носова; ватман; фломастеры.

Цель: обогащение представлений ребенка о честности, ответственности, справедливости.

Задачи:

- акцентирование внимания детей на морально-нравственных качествах героев, на мотивах их поступков;

- воспитание интереса детей к произведениям художественной литературы,

- развитие у детей умения следить за развитием действий, воспринимать художественный образ, делать самостоятельные выводы;

- активизация творческого мышления, воображения и фантазии;

- расширение знаний детей о культуре поведения;

- совершенствование связной речи.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю окунуться в волшебную страну сказки. (Звучит спокойная музыка). Предлагаю вам встать в круг и передать волшебный клубок по кругу со словами:

«По волшебному пути

В сказку можем мы войти»

Психолог: Итак, мы очутились в сказочной стране. Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Летом в огороде – свежие зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

Дети: Огурцы.

Психолог: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом. Этот рассказ называется «Огурцы». Написал этот рассказ Николай Носов. (Демонстрация портрета писателя Николая Носова). А вы знакомы с другими произведениями этого писателя? (Ответы детей)

Психолог: Послушайте, пожалуйста, рассказ.

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Павлик и Котька с удочками

Котька пришёл домой радостный:

– Мама, я тебе огурцов принес!

Котька пришёл домой радостный с огурцами

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.

– Где ты их взял? – говорит мама.

– На огороде.

– На каком огороде?

– Там, у реки, на колхозном.

– Кто ж тебе позволил?

– Никто, я сам нарвал.

– Значит, украл?

– Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

– Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.

– Почему?

– Сейчас же неси их обратно!

– Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.

– Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

– Ну, я их выброшу.

– Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

– Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

– Вот видишь, что делаете! А если бы он поймал вас?

– Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

– Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

– Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.

– И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

– Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

– А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

– Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.

Уже было совсем темно.

«Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит, и дедушке из-за меня попадёт».

Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

– Ты чего плачешь? – спрашивает.

– Дедушка, я принёс огурцы обратно.

– Какие огурцы?

– А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.

– Вот оно какое дело! – удивился сторож. – Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

– Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

– А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

– Ну, все, что ли? – спросил старик.

– Нет… Одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.

– Почему не хватает, где же он?

– Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

– Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

– А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

– Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

– Дедушка, дедушка!

– Ну что ещё?

– А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

– Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

– А как же?

– Ну, считай, что я тебе подарил его.

– Спасибо, дедушка! Я пойду.

– Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.

Психолог: Назовите, пожалуйста, главных героев рассказа.

Дети: мальчики Котька и Павлик.

Психолог: Что вы узнали о двух друзьях? (Ответы детей).

Психолог: Как вы относитесь к поступку Павлика? (Ответы детей).

Психолог: Какой Павлик? (Ответы детей).

Психолог: Каким вы представляете Котьку? (Ответы детей).

Психолог: Чему радовался Котька? (Ответы детей).

Психолог: Какая у Котьки мама? В чем проявляется ее строгость? (Справедливости, доброте, настойчивости)

Психолог: В чем проявляется ее любовь к сыну? (Она хочет, чтобы ее сын вырос честным, добрым).

Психолог: Что думал Котька, когда шел по улице?

Дети: Он шел по улице и плакал. Думал «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».)

Психолог: Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх).

Психолог: Какие черты характера проявились здесь у Котьки? (честность, справедливость)

Психолог: Что ещё можно сказать о Котьке? Какой он? Если мы раньше говорили, что он глупый, доверчивый, то теперь что можно сказать о нем? (честный)

Психолог: Каким был дедушка – сторож? (честным, трудолюбивым)

Психолог: В чём вы почувствовали его строгость? («А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Больше не делай так.»)

Психолог: В чём проявилась доброта дедушки? ( Мудрый - не кричал, не наказал Котьку)

Психолог: Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? Как дедушка его назвал? («сынок»)

Психолог: Почему дедушка так обращается к мальчику? (потому что уже старенький, ему стало жалко Котьку)

Психолог: Чему радовался Котька в конце рассказа? (что дедушка его простил)

Психолог: Понравился ли вам герой рассказа? Почему? (потому что он проявил честность)

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Дети стоят в кругу).

Сейчас я каждому из вас раздам картинки с эмоциями. С помощью них вы будете оценивать поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы». Я называю поступок, а вы: если он хороший – показываете изображение эмоции радость и улыбаетесь, а если плохой- показываете изображение эмоции грусть и показываете, как вы расстроены.

- Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу. (Дети показывают эмоцию)

- Мальчики забрались в колхозный огород. (Дети показывают эмоцию)

- Мальчики убежали от сторожа. (Дети показывают эмоцию)

- Павлик подумал, что ему достанется от мамы, и отдал огурцы Котьке. (Дети показывают эмоцию)

- Котька рассказал маме, где взял огурцы. (Дети показывают эмоцию)

- Мама отправила Котьку к сторожу. (Дети показывают эмоцию)

- Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс. (Дети показывают эмоцию)

- Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!» (Дети показывают эмоцию)- «Дедушка, я принёс огурцы обратно» - произнёс Котька. (Дети показывают эмоцию)

- Котька сказал: «Павлик брал, и я взял» (Дети показывают эмоцию)

- Котька вытащил огурцы и положил их на грядку. (Дети показывают эмоцию)

Психолог: Очень хорошо справились вы с заданием.

Психолог: Сейчас предлагаю вам по очереди сказать пожелания героям рассказа и обвести свою ладошку на «Поляне честности и справедливости» (выполняют работу на ватмане).

Психолог: Ребята! А вы хотели бы, вырастить для себя огурцы? Что же для этого нужно сделать? У меня есть обычный бумажный пакетик с обычными семенами. Вы догадались, что это за семена? Мы с вами можем посеять семена огурца. Подойдите, пожалуйста, сюда. Возьмите семена и посадите их в землю. Если ваше семечко, а потом и появившейся росточек, будет окутано теплом, любовью, внимательным уходом, то непременно вырастут и созреют огурцы.

(Дети сажают в горшочек семена).

Психолог: А сейчас нам пора двигаться дальше. Приглашаю вас вернуться в круг. Передаем клубок по кругу в противоположном направлении, мы из волшебной страны возвращаемся в детский сад.

Рефлексия

Психолог: (дети садятся на стульчики) Очень быстро завершилось наше путешествие в сказку. Сейчас самое время немного задуматься и решить чему же научил каждого из нас этот мудрый рассказ? (Ответы детей по готовности, если дети затрудняются, то можно задать другой вопрос, что запомнилось в нашем путешествии в сказку?).

Психолог: Ребята, я благодарю вас за нашу сегодняшнюю встречу, наше путешествие в сказку было незабываемым. В завершении нашей встречи, я предлагаю вам встать и приготовить наши ладошки. Приложите их к вашему доброму любящему сердцу, пусть ваши ладошки впитают в себя все, чем вы хотите поделиться: радость, добро, любовь, тепло и нежность. А звонкие аплодисменты подарят все это окружающим.

Спасибо всем!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации