Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ТНР, посвященного празднику 8 марта. «Наши мамочки»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе
для детей с ТНР, посвященного празднику 8 марта.
«Наши мамочки»
Цель: воспитывать чувство любви, преданности к самому близкому человеку – маме, а также к другим членам семьи, развивать грамматический строй речи.
Задачи:
Коррекционно — образовательные задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья».
Закреплять знания об одежде.
Упражнять детей в умении согласовывать слова в предложении в роде, в числе, падеже.
Коррекционно — развивающие задачи:
Способствовать развитию наглядно-образного мышления.
Развивать связную речь (составление простых предложений, а также распространенных ).
Развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.
Коррекционно — воспитательные задачи:
Воспитывать коммуникативные навыки, умение слушать друг друга.
Воспитывать чуткое отношение к маме и другим членам семьи.
Формы и методы организации совместной деятельности:
- привлечение детей к играм;
- создание ситуации творческого поиска (работа с Кольцами Луллия);
- разрешение проблемных ситуаций (дидактическае игра «Чудесный мешочек»;
- положительная оценка детской деятельности.
Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, зеркала, игрушки-предметы быта, набор картинок с изображением членов семьи, их действий и предметов, с помощью которых выполняются действия (фразовый конструктор), «волшебный» мешочек.
Интеграция направлений развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Целевая аудитория: дети с ТНР средней возрастной группы
Продолжительность образовательной деятельности: 20 минут
Ход занятия:
Методы и приемы | Содержание | Деятельность детей |
Организация детей. 1. Речевая игра «Доскажи словечко» | Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику в игровой форме: «Вот блины нам испечет («Блинчик») Даже чаю нам нальет («Чашечка») Иглой пуговки пришьет (« Иголка») И на горку отведет? («Горка») Логопед продолжает загадывать загадку детям: «Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос ответим прямо: - Всех милее наша…» Логопед произносит чистоговорки, дети договаривают слова в рифму: Ку-ку-ку – с папой купим мы (муку) Гу-гу-гу- печь блины я (помогу) Ю-ю-ю- потом песенку (спою) Ты-ты-ты - подарю тебе (цветы) | Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами Ответ детей: Мама Дети договаривают слова |
2. Создание проблемной ситуации Дидакт.игра «Волшебный мешочек» | Учитель-логопед заинтересовывает детей «Что это ребята? Да, это мешочек, но не простой. А волшебный. Попробуем отгадать, что в нем и для чего нужен маме? Учитель-логопед предлагает образец рассказа по плану: ощупать предмет догадаться, что это за предмет и назвать его объяснить, как мама использует предмет в хозяйстве, в помощь маме. Я нашла кастрюльку. Мама варит суп в кастрюльке. | Ответы детей: мешочек. да Дети по-очереди ощупывают и достают из мешочка предметы. Называют действия с данным предметом. |
3. Пальчиковая гимнастика и РДУ «Как мы маме помогаем» | Ребятки, давайте покажем, как мы поможем маме, «постираем белье» Учитель-логопед произносит и показывает: 1,2,3,4 ,5- мы белье пошли стирать. (Загибает пальцы на правой руке, «изображает стирку» кукольного белья) Платье, майку, юбки, трусики и брюки (Загибает пальцы на другой руке) Все сначала мы намылим, пятнышки потрем («намыливает белье» ) Все в водичку мы опустим, полоскать начнем ( «полощет белье») Хорошенько прополощем, крепко отожмем, встряхнем («выжимает» белье, «встряхивает») На веревочку повесим: платье, майку, юбки, трусики и брюки (развешивает белье на веревку, работая с прищепками) | Дети повторяют слова, загибая пальцы и выполняя движения. |
4. Дидактическая игра « Моя семья» с кольцами Луллия | Учитель-логопед предлагает детям подойти к «Кольцам Луллия»: «Дети, а кто еще есть в семье у каждого из вас? Давайте расскажем про всех членов семьи с помощью колец, на которых есть подсказки-карточки. На больших кольцах - изображения мамы, папы, сына, дочки, бабушки, дедушки. На средних кольцах- карточки-действия. На маленьких кольцах- различные предметы, подходящие по смыслу к карточкам-действиям. Подсказки помогут составить предложение про каждого в семье. Чем они занимаются? Логопед дает образец предложения. «Мама идет в магазин покупать продукты». | Ответы детей Дети самостоятельно выбирают, про кого они хотят рассказать, затем составляют предложения |
Ребятки вы сегодня очень старались рассказывать про своих мам, про семью. Молодцы! Ведь роднее мамы и лучше семьи ничего на свете нет! Если вам понравилось занятие, то поднимите веселого смайлика, если нет - грустного. Объясните, почему именно так? | Ответы детей. |