12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Краснова Анастасия Андреевна32
1

Конспект занятия по истории на тему "Император Петр III"

Конспект урока истории по теме «Император Петр III (1761-1762 гг.)»


Предмет: история России

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока: «Император Петр III (1761-1762 гг.)»

Цель: создать представление о личности Петра III, охарактеризовать, его внутреннюю и внешнюю политику, а также выявить роль Петра III в истории России.

Задачи:

Образовательная: 

охарактеризовать личность Петра III как государственного деятеля, его внутреннюю и внешнюю политику.

Развивающие:

совершенствовать умения учащихся работать с учебником, развивать навыки анализа документов, совершенствовать умения выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: 

формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям, развивать коммуникативную культуру.


Планируемые результаты:

-Личностный результат – сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, воспитывать чувство сопричастности истории своей страны.

-Метапредметный результат – способствовать формированию исторического сознания, продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, формулировать проблему, содержащуюся в источнике, продолжить формирование коммуникативных умений.

- Предметный результат – охарактеризовать личность императора Петра III, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, сформировать представления об эпохе Петра III в истории России, познакомить с основными событиями его правления.


Основное содержание темы, понятия и термины: «Манифест о вольности дворянской», выход России из Семилетней войны, упразднение Тайной канцелярии.


Образовательные ресурсы: учебник История России. Конец XVI—XVIII век. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косули- на. — 11-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 240 с. : ил., карт.; интернет-ресурсы


Оборудование: учебник, раздаточный материал для работы в группах, учебная презентация, карта Семилетняя война 1756-1763 гг.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы
организации
совзаимодействия
на уроке

УУД

Промежуточный контроль

Организационный этап (2 мин.)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Обучающиеся рассаживаются по своим местам.

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя.

Личностные: развитие познавательного интереса, учебных мотивов.


Актуализация знаний

(6 мин.)

На прошлых уроках вы изучали эпоху дворцовых переворотов. Давайте заполним небольшую таблицу по этой теме (кто правил/родство с Петром I, годы правления) (на слайде)

Готовятся к уроку. Заполняют таблицу.

Фронтальная работа

Индивидуальная

Познавательные:

используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Письменные ответы

Постановка цели и задач урока (2 мин)

Сегодня на уроке мы рассмотрим деятельность правителя, который не очень хорошо известен, он правил всего 6 месяцев, однако успел осуществить ряд важных внутриполитических мероприятий, а также подведение итогов Семилетней войны, он носил имя своего великого деда - реформатора.

Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?


Какова цель нашего урока?

Сегодня мы будем говорить о деятельности императора Петра III.










Рассмотреть личность Петра III, обстоятельства восшествия на престол, а также его внутреннюю и внешнюю политику.

Фронтальная работа

Регулятивные: умеют ставить цель и задачи урока исходя из своих предположений и умозаключений

Устные ответы

Изучение нового материала(24 мин)

Давайте посмотрим видеофрагмент. Какие факты из биографии Петра III вы запомнили?

В 1761 г. императором России стал Петр III, которого Елизавета Петровна назначила своим преемником. Петр III (до крещения — Карл Фридрих Ульрих Голштейн-Готторпский) — внук Петра I по женской линии, племянник Елизаветы Петровны. Несмотря на родство с Петром I, Карл (Петр III) был немцем по национальности и воспитанию. Незадолго до смерти Елизаветы Петровны, он приехал в Россию из Германии (Гольштинского княжества) со своей женой, также немкой, Софией Анхальт-Цербстской, принявшей имя Екатерина и малолетним сыном Павлом. Правление Петра III было коротким — около полугода, и считается неудачным. Главными причинами его непопулярности среди русской элиты были: — личные качества — инфантильность, вспыльчивость, незрелость для управления государством; — его нелюбовь к России и всему русскому. Петр III не скрывал своего немецкого происхождения и преклонялся перед немецкими порядками. Также он был страстным поклонником Пруссии и короля Фридриха, с которым Россия вела войну.

Итак, давайте запишем хронологические рамки правления Петра III (1761-1762).


Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. «Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству.


Показ ролика про политику Петра III. Какие реформы осуществил ПетрIII? Давайте разберем подробно.


Давайте откроем стр. 161 учебника и прочтем отрывок из Манифеста.

Как вы думаете, Манифест – прихоть нового императора или органичный шаг в русле политики предшественников?

Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по этому Манифесту?

В чем состоит значение Манифеста?


Указом 21 февраля 1762 г. Петр III упразднил Тайную канцелярию - центральное государственное учреждение России, орган политического следствия и суда.

При ком была создана Тайная канцелярия?

Прочтем отрывок из Манифеста об упразднении Тайной канцелярии.

О чем повествует этот документ?

Какое значение имел запрет Тайной канцелярии?




Теперь поговорим о внешней политике Петра III.

Вспомните хронологические рамки Семилетней войны. Кто правил страной в начальный период войны?

В начале 1762 г. Россия вышла из Семилетней войны. Россия вернула Фридриху II Восточную Пруссию, отказалась от контрибуции и возмещения затрат. Русская армия начала подготовку к войне против Дании за интересы Голштинии.

Как вы думаете, как повлияло такое окончание войны на отношение к Петру III в России?


Растущим раздражением против Петра III воспользовалась его жена Екатерина Алексеевна. После вступления на престол Петр не ладил с женой, Екатерина могла всерьез опасаться развода и высылки из России, а то и заключения в монастырь.

Она фактически руководила заговором против него. 28 июня 1762 г., когда Петр III был в Петергофе, заговорщики подняли гвардейские полки и провозгласили ее императрицей. Петр практически сразу сдался, отрекся от престола и просил лишь отпустить его в Голштинию.

6 июля 1762 года он скончался. Историки единогласны во мнении, что Екатерина не отдавала приказ убить Петра, в то же время специалисты подчеркивают, что она и не предупредила эту трагедию. По официальной версии, Петр умер от болезни — при вскрытии якобы были обнаружены признаки дисфункции сердца и апоплексии. Впоследствии несколько десятков человек выдавали себя за спасшегося императора, наиболее известным из них стал предводитель Крестьянской войны Емельян Пугачев.

Называют те качества, благодаря которым Петру III дают негативную оценку большинство историков.


















































Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.














Тайная канцелярия была создана при Петре I.


Согласно Манифесту об уничтожении Тайной канцелярии выражение «слово и дело» запрещалось в употреблении. Упразднение Тайной канцелярии либерализировало законодательство.















К Петру III сформировалось негативное отношение в результате проведения такой политики.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Групповая

Познавательные: извлечение необходимой информации при работе с текстом учебника, документом, картой.

Обмен полученной информацией.

Регулятивные: формирование выводов исходя из прочитанного материала, ориентируются в материале учебника.

Коммуникативные: сотрудничество учащихся в поиске информации, обмен мнениями, умение отстаивать свою точку зрения.

Устные, письменные ответы

Закрепление нового материала(2 мин)

Что вы считаете важнейшими достижениями царствования Петра III?

Как вы думаете, стал бы Петр III великим государем, если бы его не свергли?

При Петре III, правившем великой страной всего 186 дней, имели место прогрессивные деяния, впоследствии развитые его державной вдовой.

В царствование Петра Федоровича началось возрождение российского флота, была уничтожена Тайная канцелярия розыскных дел, внушавшая населению страны страх и трепет, он также подписал указ «О вольности дворянской», упразднявший обязательную службу дворян.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные:

выполняют задания опираясь на знания, полученные на уроке.

Коммуникативные:умеют задавать вопросы; слушают и понимают речь других

Устные ответы


Рефлексия(1 мин)

Ребята, давайте еще раз озвучим цель, которую мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы ее достигли?

Самым интересным для меня было..., потому что...;

Сегодня на уроке я узнал(а)...;

Мне понравилось..., потому что...;

Мне не понравилось...

Мы рассмотрели личность Петра III, обстоятельства восшествия на престол, а также его внутреннюю и внешнюю политику.

Высказывают свое мнение об уроке.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Домашнее задание (1 мин)

Параграф 21,22. Письменно объясните высказывание Екатерины II о Петре III: «У него не было более лютого врага, чем он сам».

Записывают домашнее задание


Индивидуальная

Регулятивные:

принимают учебную задачу







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.