Конспект занятия по истории на тему «Император Петр III» (История, 8 класс)
Конспект урока истории по теме «Император Петр III (1761-1762 гг.)»
Предмет: история России
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: «Император Петр III (1761-1762 гг.)»
Цель: создать представление о личности Петра III, охарактеризовать, его внутреннюю и внешнюю политику, а также выявить роль Петра III в истории России.
Задачи:
Образовательная:
охарактеризовать личность Петра III как государственного деятеля, его внутреннюю и внешнюю политику.
Развивающие:
совершенствовать умения учащихся работать с учебником, развивать навыки анализа документов, совершенствовать умения выделять главное, делать выводы.
Воспитательная:
формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям, развивать коммуникативную культуру.
Планируемые результаты:
-Личностный результат – сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, воспитывать чувство сопричастности истории своей страны.
-Метапредметный результат – способствовать формированию исторического сознания, продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, формулировать проблему, содержащуюся в источнике, продолжить формирование коммуникативных умений.
- Предметный результат – охарактеризовать личность императора Петра III, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, сформировать представления об эпохе Петра III в истории России, познакомить с основными событиями его правления.
Основное содержание темы, понятия и термины: «Манифест о вольности дворянской», выход России из Семилетней войны, упразднение Тайной канцелярии.
Образовательные ресурсы: учебник История России. Конец XVI—XVIII век. 7 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косули- на. — 11-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 240 с. : ил., карт.; интернет-ресурсы
Оборудование: учебник, раздаточный материал для работы в группах, учебная презентация, карта Семилетняя война 1756-1763 гг.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы | УУД | Промежуточный контроль |
Организационный этап (2 мин.) | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих. | Обучающиеся рассаживаются по своим местам. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Личностные: развитие познавательного интереса, учебных мотивов. | |
Актуализация знаний (6 мин.) | На прошлых уроках вы изучали эпоху дворцовых переворотов. Давайте заполним небольшую таблицу по этой теме (кто правил/родство с Петром I, годы правления) (на слайде) | Готовятся к уроку. Заполняют таблицу. | Фронтальная работа Индивидуальная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Письменные ответы |
Постановка цели и задач урока (2 мин) | Сегодня на уроке мы рассмотрим деятельность правителя, который не очень хорошо известен, он правил всего 6 месяцев, однако успел осуществить ряд важных внутриполитических мероприятий, а также подведение итогов Семилетней войны, он носил имя своего великого деда - реформатора. Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Какова цель нашего урока? | Сегодня мы будем говорить о деятельности императора Петра III. Рассмотреть личность Петра III, обстоятельства восшествия на престол, а также его внутреннюю и внешнюю политику. | Фронтальная работа | Регулятивные: умеют ставить цель и задачи урока исходя из своих предположений и умозаключений | Устные ответы |
Изучение нового материала(24 мин) | Давайте посмотрим видеофрагмент. Какие факты из биографии Петра III вы запомнили? В 1761 г. императором России стал Петр III, которого Елизавета Петровна назначила своим преемником. Петр III (до крещения — Карл Фридрих Ульрих Голштейн-Готторпский) — внук Петра I по женской линии, племянник Елизаветы Петровны. Несмотря на родство с Петром I, Карл (Петр III) был немцем по национальности и воспитанию. Незадолго до смерти Елизаветы Петровны, он приехал в Россию из Германии (Гольштинского княжества) со своей женой, также немкой, Софией Анхальт-Цербстской, принявшей имя Екатерина и малолетним сыном Павлом. Правление Петра III было коротким — около полугода, и считается неудачным. Главными причинами его непопулярности среди русской элиты были: — личные качества — инфантильность, вспыльчивость, незрелость для управления государством; — его нелюбовь к России и всему русскому. Петр III не скрывал своего немецкого происхождения и преклонялся перед немецкими порядками. Также он был страстным поклонником Пруссии и короля Фридриха, с которым Россия вела войну. Итак, давайте запишем хронологические рамки правления Петра III (1761-1762). Венцом укрепления позиций дворянства стал в 1762 г. «Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательства службы государству. Показ ролика про политику Петра III. Какие реформы осуществил ПетрIII? Давайте разберем подробно. Давайте откроем стр. 161 учебника и прочтем отрывок из Манифеста. Как вы думаете, Манифест – прихоть нового императора или органичный шаг в русле политики предшественников? Какие из приведенных привилегий дворяне получили впервые именно по этому Манифесту? В чем состоит значение Манифеста? Указом 21 февраля 1762 г. Петр III упразднил Тайную канцелярию - центральное государственное учреждение России, орган политического следствия и суда. При ком была создана Тайная канцелярия? Прочтем отрывок из Манифеста об упразднении Тайной канцелярии. О чем повествует этот документ? Какое значение имел запрет Тайной канцелярии? Теперь поговорим о внешней политике Петра III. Вспомните хронологические рамки Семилетней войны. Кто правил страной в начальный период войны? В начале 1762 г. Россия вышла из Семилетней войны. Россия вернула Фридриху II Восточную Пруссию, отказалась от контрибуции и возмещения затрат. Русская армия начала подготовку к войне против Дании за интересы Голштинии. Как вы думаете, как повлияло такое окончание войны на отношение к Петру III в России? Растущим раздражением против Петра III воспользовалась его жена Екатерина Алексеевна. После вступления на престол Петр не ладил с женой, Екатерина могла всерьез опасаться развода и высылки из России, а то и заключения в монастырь. Она фактически руководила заговором против него. 28 июня 1762 г., когда Петр III был в Петергофе, заговорщики подняли гвардейские полки и провозгласили ее императрицей. Петр практически сразу сдался, отрекся от престола и просил лишь отпустить его в Голштинию. 6 июля 1762 года он скончался. Историки единогласны во мнении, что Екатерина не отдавала приказ убить Петра, в то же время специалисты подчеркивают, что она и не предупредила эту трагедию. По официальной версии, Петр умер от болезни — при вскрытии якобы были обнаружены признаки дисфункции сердца и апоплексии. Впоследствии несколько десятков человек выдавали себя за спасшегося императора, наиболее известным из них стал предводитель Крестьянской войны Емельян Пугачев. | Называют те качества, благодаря которым Петру III дают негативную оценку большинство историков. Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I. Тайная канцелярия была создана при Петре I. Согласно Манифесту об уничтожении Тайной канцелярии выражение «слово и дело» запрещалось в употреблении. Упразднение Тайной канцелярии либерализировало законодательство. К Петру III сформировалось негативное отношение в результате проведения такой политики. | Индивидуальная. Фронтальная. Групповая | Познавательные: извлечение необходимой информации при работе с текстом учебника, документом, картой. Обмен полученной информацией. Регулятивные: формирование выводов исходя из прочитанного материала, ориентируются в материале учебника. Коммуникативные: сотрудничество учащихся в поиске информации, обмен мнениями, умение отстаивать свою точку зрения. | Устные, письменные ответы |
Закрепление нового материала(2 мин) | Что вы считаете важнейшими достижениями царствования Петра III? Как вы думаете, стал бы Петр III великим государем, если бы его не свергли? | При Петре III, правившем великой страной всего 186 дней, имели место прогрессивные деяния, впоследствии развитые его державной вдовой. В царствование Петра Федоровича началось возрождение российского флота, была уничтожена Тайная канцелярия розыскных дел, внушавшая населению страны страх и трепет, он также подписал указ «О вольности дворянской», упразднявший обязательную службу дворян. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: выполняют задания опираясь на знания, полученные на уроке. Коммуникативные:умеют задавать вопросы; слушают и понимают речь других | Устные ответы |
Рефлексия(1 мин) | Ребята, давайте еще раз озвучим цель, которую мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы ее достигли? Самым интересным для меня было..., потому что...; Сегодня на уроке я узнал(а)...; Мне понравилось..., потому что...; Мне не понравилось... | Мы рассмотрели личность Петра III, обстоятельства восшествия на престол, а также его внутреннюю и внешнюю политику. Высказывают свое мнение об уроке. | Фронтальная Индивидуальная | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Оценивание учащихся за работу на уроке. |
Домашнее задание (1 мин) | Параграф 21,22. Письменно объясните высказывание Екатерины II о Петре III: «У него не было более лютого врага, чем он сам». | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу | |