Конспект занятия по краеведению в средней группе «В гости к бабушке на пирожки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с № 17)
Адрес:155800, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12,
Тел./факс 8(49331) 3-41-82
e-mail: kindetsad17@yandeх. ru
ИНН 3703010223; КПП 370301001; ОГРН 1023701274519
Конспект
занятия по краеведению
в средней группе «Б»
Авторы:
Смирнова Наиля Максутовна
Цель: обобщить знания детей о быте русского народа.
Задачи: 1. Закрепить названия старинной домашней утвари.
2.Показать образ «домового»- героя сказок и народных суеверий.
3.Расширить представления детей об изготовлении теста для домашней выпечки и продуктах, входящих в его состав.
4. Показать, с помощью игровых действий, как замешивают тесто.
5. Закрепить знакомые приёмы лепки.
6. Воспитывать интерес к народному быту и русским традициям.
Образовательные области:
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям.
Познание: знакомство детей со старинной домашней утварью русской избы, с героем народных сказок и суеверий, со способами изготовления домашней выпечки.
Художественное творчество: закрепление приёмов лепки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Коммуникация: расширение словарного запаса.
Художественная литература: знакомство детей с русскими народными: ,загадками, потешками, прибаутками, пословицами и словесными играми.
Труд: учить детей выполнять задание, доводить начатое до конца.
Мир музыки: повторение знакомой песенки.
Физическая культура: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Материал и оборудование: изба, печь, стулья по количеству детей;
ухват, кочерга, чугунок, коромысло, два ведра, опарница с готовым тестом, противень, сундучок с карточками, игрушка «домовёнок», фартуки и колпаки по количеству детей;
банка с мукой, графин с водой, сахарница, солонка;
5 столов с дощечками, на которых горстка муки, по количеству детей, растительное масло в блюдцах 5 штук.
Ход занятия:
Дети подходят к избе, здороваются. Их встречает бабушка Арина.
Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие! Погодите, я вас уже давно поджидаю: избу прибрала, воды принесла, печку истопила, тесто замесила.
Дети проходят в избу, садятся на стульчики.
Бабушка: Не поспела бы в срок, к вашему приходу, если бы не мои помощники. А о каких помощниках я сейчас говорю, хотите узнать?
Дети: Хотим!
Бабушка: Тогда слушайте мои загадки. Они спрятались в моём волшебном, расписном сундучке. А где же он? (дети помогают его найти).
Бабушка открывает сундук и достаёт карточки с загадками и картинками:
1.Чёрная, на длинной ручке
С загнутым концом всегда
Поленья в печке разбивает,
Жаркие угли мешает (кочерга)
2. Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что охватит - отдаёт,
Сам в угол идёт (ухват).
3. Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля (Чугунок)
4. Три братца пошли на речку купаться
Двое купаются,
А третий на берегу прохлаждается (вёдра и коромысло).
5. Это вовсе не кастрюля,
И совсем не чугунок.
Тесто в ней подходит дружно,
Чтоб слепили пирожок. (опарница - ёмкость для теста)
6. Это как сковорода,
Но квадратная она
Пироги на ней сидят,
Испечься поскорей хотят (противень)
7. Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча,
В ней и варят и пекут,
От неё тепло, уют (печка)
Дети отгадывают загадки, рассматривают картинки и находят эти предметы в избе.
После загадки о печке, бабушка подходит к ней и гладит её.
Бабушка: Вот она, печка – матушка, кормилица. А как вы думаете, почему я её так ласково называю?
Дети: Потому, что в печке готовят пищу, и она согревает жилище в морозы.
Бабушка: Верно вы рассказали про печку.
А у нас за печкой живёт маленький человечек – домовой. Его зовут Кузя. Он мой верный помощник. Когда он рядом я со всякой работой справляюсь. Домовые не показываются людям, они прячутся за печкой. Но может нам повезёт, и мы его увидим. Давайте проверим.
Дети встают и вместе с бабушкой заглядывают за печку, видят домовёнка и бегут на свои места.
Бабушка: Ой, ребята, да это же Кузенька! Поздоровайтесь с ним.
Кузя: (ворча) Здравствуйте, здравствуйте. Расшумелись, разбудили меня.
Бабушка: Не сердись, Кузя, ребятишки к нам в гости пришли, поиграть с тобой хотят.
Кузя: Вот поиграть я согласен.
Бабушка: Ну вот, а сам разморился на печке от тепла и заснул.
Игра «Аюшки»
1.Дети: Кузя!
Кузя - домовёнок вскакивает: «Аюшки!»
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Кузя: Пирожки!
Дети: Где они?
Кузя: На полу, где сапожки!
Дети: Экий ты, Кузя, чудак!
Кузя: А вы делаете, как?
Дети: А у нас пирожки на столе стоят, и гости их съедят!
Кузя: Ладно! В другой раз так и сделаю (снова засыпает)
2. Дети: Кузя!
Кузя: (вскакивает) «Аюшки!»
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Кузя: Сапожки!
Дети: Где же они?
Кузя: А я сделал, как вы велели: на стол поставил, сам ел и гостей угощал!
Дети смеются.
Бабушка: Что ты, Кузенька! Да разве сапожки едят? Чем же, Кузенька, гостей угощают?
Кузя: А я не знаю!
Бабушка: А вы, ребята знаете?
Дети: Пирогами!
Бабушка: Правильно! Как говорят в народе: «Не красна изба углами, а красна пирогами»,
«Ешь пироги, и хлеб береги», «Пирога не куска, так и в горнице тоска»,
«Радо солнцу небушко,
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть пирожку:
Он на ней, как солнышко!»
Кузя: Ох, как я пирогов хочу!
Бабушка: Так в чём же дело, давайте испечём!
Кузя: А я знаю, я знаю! Нужно поставить тесто!
Бабушка: Ребята, а какие продукты нам потребуются для теста?
Ответы детей: мука, вода, соль, песок масло растительное и т.д.
Кузя: Ой, а ребяткам то муку брать в руки нельзя, мы с Нафаней в прошлый раз так перепачкались, что нас полдеревни испугалось…
Бабушка: Кузенька, как же это случилось?
Кузя: Сидели мы с Нафаней
На тоненьком суку
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз, ку-ку, два, ку-ку
Оба шлёпнулись в муку!
Бабушка: А с нашими ребятками такого не случится! Надевайте-ка, ребятки красивые фартучки и шапочки, чтобы не испачкаться в муке.
Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
(движения по тексту)
Мы насыпали муки,
Чтобы были пироги.
А в муку воды налили,
Тесто в миске замесили.
Соль в солонке не забыли,
Сахарочком подсластили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
И лепили мы потом
Пирожок за пирожком.
Мы печём отличные
Пирожки пшеничные.
Бабушка: Вот как хорошо мы с вами потрудились! Батюшки! Батюшки! А тесто то подошло, чуть не убежало (достаёт с печки опарницу с тестом) Ой, не справлюсь одна! Помогите мне слепить пирожки.
Дети: Поможем! (встают к столам, на которых лежат доски с горстью муки и блюдечко с растительным маслом).
Бабушка отщипывает из опарницы по кусочку теста, раздаёт его детям.
Бабушка: Тесто отличное,
Из муки пшеничной.
Отстаёт от руки,
Пышны будут пироги.
Дети лепят пироги под комментарии бабушки:
1. Обмакните кончики пальцев в масло, это для того чтобы тесто не прилипло к ладошкам;
2. Кусочек теста скатайте между ладонями в шарик;
3.Сожмите шарик ладошками, чтобы получилась лепёшечка;
4. Лепёшечку положите на доску и соедините края, прищипывая между собой;
5. Чтобы пирожок получился ровный и красивый, переложите его из ладошки в ладошку несколько раз;
6. А теперь положите ваши пирожки на противень.
Бабушка: Пора ставить их в печь.
Кузя: Ой, беда-беда, огорчение, печка то выстыла! Как же мы теперь пироги то печь будем?
Бабушка: Ничего-ничего, Кузенька! В нашем детском саду у повара, Анны Леонидовны всегда печка горячая. Пока мы гуляем, наши пирожки испекутся. Как раз к обеду.
Кузя: Ура!!! От радости даже петь хочется!
Песня «К нам гости пришли»
1. К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили
Пироги пекли.
2.С малинкой пирог,
И с капустой пирог,
А который - без начинки
Самый вкусный пирог.
3. Наш детский сад
Дружбой славится
Приходите в гости чаще
Если нравится.
Дети прощаются с Кузей и Бабушкой.
Порошина Ольга Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна