Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь»
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)
Тема: «Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь.»
Оборудование:
раздаточный материал - схемы слов; прищепки синего и зелёного цвета; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.
демонстрационный материал - мнемотаблица «Прочитай пословицу», мяч;
техническое оборудование – презентация PowerPoint «Достопримечательности города Иркутска».
Задачи:
1.Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.
2.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.
3.Обеспечить развитие умения словесно рассказывать о городе Иркутске.
4.Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.
5.Вызвать желание помогать друг другу.
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть. Педагог читает стихотворение:
Красивых городов
Немало есть на свете,
Взгляни на восток и на запад взгляни,
Сквозь тысячи вёрст мы свой
Родной город заметим,
Любимый, красивый город Земли!
Педагог загадывает загадку: И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у сына есть,
И у кошки есть, и у собаки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух назвать? (Имя).
В старину крупное жилое место, окружённое со всех сторон оборонительной стеной - оградой, называлось городом. ( от слова «городить»). Имя город часто получал от названия реки, вблизи которой находился. (Иркут). Как называется наш родной город? (Иркутск) Люди, которые живут в городе Иркутске, как называются? (Иркутяне) Иркутск находится в Сибири, значит мы - сибиряки. А Сибирь-часть России, значит, как ещё нас можно назвать? (Россияне) Расскажите, какой город Иркутск? (большой, красивый, благоустроенный, чистый, белокаменный, уютный, любимый, родной, старинный, шумный, многонациональный, удивительный, неповторимый). Придумаем слова - родственники к слову «город»: городок, городской, горожане, городище, городить.
2. Основная часть.
Игра «Назови одинаковый звук». Слова: Иркутск, иркутяне, Россия, россияне, город. (Звук «Р»). Слова: Река, сибиряки, дворик, скверик, адрес. (Звук «Рь»).
Характеристика звуков Р-Рь. (мнемосхема)
Дети, вы хотите совершить прогулку по родному городу Иркутску? Какой транспорт нам поможет совершить наше путешествие по городу? (примеры детей).
Произношение скороговорок: Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.
По маршруту номер пять
Прогремел трамвай опять.
Прогремел и простучал,
Пассажиров всех забрал.
Педагог читает стихотворение и предлагает детям внимательно послушать и назвать слова со звуками «Р-Рь», которые им встретятся в стихотворении.
Иркутск - это город, где мы с вами живём.
Самый красивый город на свете.
Мы любим реку Ангару,
Фонтаны и парки, и улицы наши.
Мы любим старинные русские дома,
Купола позолоченных церквей.
Средь зелени клёнов и тополей.
Дети называют слова: Иркутск, город, красивый, река, Ангара, парки, старинные, русские, церкви.
Игра «Узнай звук». Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат слова со звуками «Р-Рь». Слова: страна, улица, край, область, площадь, район, горожане, аллея, памятник, сквер, театр, музей, жители, парк, двор, мост, вокзал, озеро.
Игра «Светофорчики». Дети дифференцируют звуки «Р-Рь» по твёрдости - мягкости. Слова: Иркутск, река, город, сибиряки, Россия, иркутяне, дворик, Родина, скверик, озеро, адрес.
Упражнение на координацию речи и движения.
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты.
Дети по слайдам презентации называют достопримечательности города Иркутска. Деление слов на слоги хлопками.
Отгадайте мои загадки: 1.Здание словно теремок,
Что не низок, не высок.
Позолочен, величав.
И иконами красив. (Церковь)
2.Туда любит ходить детвора,
Там в спектакли актёры играют,
Куклы разные оживают,
Сказки, истории представляют. (Театр)
3.Есть в городе река,
Голубая, как облака.
Широка и необъятна
Полноводна и чиста. (Ангара).
Дети определяют позиции звуков «Р-Рь» с помощью звуковых домиков и прищепок. Подбирают схемы слов.
Игра «Назови ласково». Слова: адрес - адресок, город-городок, сквер - скверик, двор - дворик, фонарь - фонарик, река - речка, дорога - дорожка, светофор - светофорчик, остров - островок.
Игра, «Какой?». Слова: житель города - городской житель, знак на дороге - дорожный знак, площадка во дворе - дворовая площадка, галерея, где любуются картинами - картинная галерея, площадь в центре - центральная площадь, ограда на бульваре-бульварная ограда, аллея парка - парковая аллея, витрина магазина- магазинная витрина, переход для пешеходов- пешеходный переход, движение на дороге- дорожное движение, улица в городе- городская улица, остановка троллейбуса- троллейбусная остановка.
Динамическая пауза - игра с мячом «Скажи наоборот».
Город большой, а посёлок маленький.
Есть улицы длинные, а есть улицы короткие.
Есть улицы узкие, а есть улицы широкие.
Люди бывают весёлые, а бывают и грустные.
Люди бывают ленивые, а бывают и трудолюбивые.
Днём город шумный, а ночью тихий.
Есть дома новые и молодые, а есть и старые.
Отгадывание пословицы по первому звуку (мнемотаблица): Родной куст и зайцу дорог. Как вы понимаете пословицу? (ответы детей).
3. Заключительная часть. Дети вместе с педагогом произносят пожелание:
Желаем родному, любимому городу Иркутску
С годами хорошеть и процветать,
И в яркости садов, цветов благоухать.