Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь»

0
0
Материал опубликован 14 March 2018

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Тема: «Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь.»

Оборудование:

раздаточный материал - схемы слов; прищепки синего и зелёного цвета; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.

демонстрационный материал - мнемотаблица «Прочитай пословицу», мяч;

техническое оборудование – презентация PowerPoint «Достопримечательности города Иркутска».

Задачи:

1.Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

2.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

3.Обеспечить развитие умения словесно рассказывать о городе Иркутске.

4.Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

5.Вызвать желание помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

1.Вводная часть. Педагог читает стихотворение:

Красивых городов

Немало есть на свете,

Взгляни на восток и на запад взгляни,

Сквозь тысячи вёрст мы свой

Родной город заметим,

Любимый, красивый город Земли!

Педагог загадывает загадку: И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у сына есть,

И у кошки есть, и у собаки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать? (Имя).

В старину крупное жилое место, окружённое со всех сторон оборонительной стеной - оградой, называлось городом. ( от слова «городить»). Имя город часто получал от названия реки, вблизи которой находился. (Иркут). Как называется наш родной город? (Иркутск) Люди, которые живут в городе Иркутске, как называются? (Иркутяне) Иркутск находится в Сибири, значит мы - сибиряки. А Сибирь-часть России, значит, как ещё нас можно назвать? (Россияне) Расскажите, какой город Иркутск? (большой, красивый, благоустроенный, чистый, белокаменный, уютный, любимый, родной, старинный, шумный, многонациональный, удивительный, неповторимый). Придумаем слова - родственники к слову «город»: городок, городской, горожане, городище, городить.

2. Основная часть.

Игра «Назови одинаковый звук». Слова: Иркутск, иркутяне, Россия, россияне, город. (Звук «Р»). Слова: Река, сибиряки, дворик, скверик, адрес. (Звук «Рь»).

Характеристика звуков Р-Рь. (мнемосхема)

Дети, вы хотите совершить прогулку по родному городу Иркутску? Какой транспорт нам поможет совершить наше путешествие по городу? (примеры детей).

Произношение скороговорок: Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.

По маршруту номер пять

Прогремел трамвай опять.

Прогремел и простучал,

Пассажиров всех забрал.

Педагог читает стихотворение и предлагает детям внимательно послушать и назвать слова со звуками «Р-Рь», которые им встретятся в стихотворении.

Иркутск - это город, где мы с вами живём.

Самый красивый город на свете.

Мы любим реку Ангару,

Фонтаны и парки, и улицы наши.

Мы любим старинные русские дома,

Купола позолоченных церквей.

Средь зелени клёнов и тополей.

Дети называют слова: Иркутск, город, красивый, река, Ангара, парки, старинные, русские, церкви.

Игра «Узнай звук». Педагог называет слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат слова со звуками «Р-Рь». Слова: страна, улица, край, область, площадь, район, горожане, аллея, памятник, сквер, театр, музей, жители, парк, двор, мост, вокзал, озеро.

Игра «Светофорчики». Дети дифференцируют звуки «Р-Рь» по твёрдости - мягкости. Слова: Иркутск, река, город, сибиряки, Россия, иркутяне, дворик, Родина, скверик, озеро, адрес.

Упражнение на координацию речи и движения.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты.

Дети по слайдам презентации называют достопримечательности города Иркутска. Деление слов на слоги хлопками.

Отгадайте мои загадки: 1.Здание словно теремок,

Что не низок, не высок.

Позолочен, величав.

И иконами красив. (Церковь)

2.Туда любит ходить детвора,

Там в спектакли актёры играют,

Куклы разные оживают,

Сказки, истории представляют. (Театр)

3.Есть в городе река,

Голубая, как облака.

Широка и необъятна

Полноводна и чиста. (Ангара).

Дети определяют позиции звуков «Р-Рь» с помощью звуковых домиков и прищепок. Подбирают схемы слов.

Игра «Назови ласково». Слова: адрес - адресок, город-городок, сквер - скверик, двор - дворик, фонарь - фонарик, река - речка, дорога - дорожка, светофор - светофорчик, остров - островок.

Игра, «Какой?». Слова: житель города - городской житель, знак на дороге - дорожный знак, площадка во дворе - дворовая площадка, галерея, где любуются картинами - картинная галерея, площадь в центре - центральная площадь, ограда на бульваре-бульварная ограда, аллея парка - парковая аллея, витрина магазина- магазинная витрина, переход для пешеходов- пешеходный переход, движение на дороге- дорожное движение, улица в городе- городская улица, остановка троллейбуса- троллейбусная остановка.

Динамическая пауза - игра с мячом «Скажи наоборот».

Город большой, а посёлок маленький.

Есть улицы длинные, а есть улицы короткие.

Есть улицы узкие, а есть улицы широкие.

Люди бывают весёлые, а бывают и грустные.

Люди бывают ленивые, а бывают и трудолюбивые.

Днём город шумный, а ночью тихий.

Есть дома новые и молодые, а есть и старые.

Отгадывание пословицы по первому звуку (мнемотаблица): Родной куст и зайцу дорог. Как вы понимаете пословицу? (ответы детей).

3. Заключительная часть. Дети вместе с педагогом произносят пожелание:

Желаем родному, любимому городу Иркутску

С годами хорошеть и процветать,

И в яркости садов, цветов благоухать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.