Конспект открытого занятия по автоматизации и дифференциации звуков «Р-РЬ»
Конспект открытого занятия по автоматизации и дифференциации звуков: “ Р-РЬ”
К уроку прилагается презентация https://yadi.sk/i/urFOZXXk3LtQd9
Цели : Коррекционные:
Автоматизировать и дифференцировать звуки р и рь в словах, предложениях и связной речи.
Развивать артикляционную, мелкую и общую моторику, координацию движений
Воспитательные: формировать навыки свободного речевого общения, развивать художественно-эстетические чувства.
Образовательные: закрепить материал по лексической теме цветы, совершенствовать навыки чтения .
Оборудование:
Магнитная доска ,ноутбук куклы марионетки-собаки , игрушечное ведро , капсулы от киндер-сюрпризов, декоративные цветные камешки, две фоторамки, две конфетницы, ириски и карамельки.
-Здравствуйте. Ребята. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку с нашими четвероногими друзьями, с собаками Роки и Ричи. Мадина поведет гулять Роки, а Олеся Ричи. Чтобы все знали, что у собак есть хозяева, давайте завяжем им ленточки. Мадина завяжет роки синюю ленточку, а Олеся завяжет Ричи зеленую ленточку. Почему именно эти цвета? С какого звука начинается имя твоего питомца, Мадина? И с какого звука имя твоего питомца, Олеся?
О: -Я завязала синюю ленточку, потому что в кличке Рокки первый звук р, он твердый, а твердые согласные мы обозначаем синим цветом.
М: А я завязала зеленую, потому что в кличке моей собаки есть мягкий звук рь
Логопед: - Сегодня прекрасный день, и поэтому мы отправимся с нашими собачками на прогулку. Но мы должны понимать наших питомцев и конечно же мы должны уметь разговаривать на их языке. Давайте вспомним, как мы умеем рычать. (Вспоминаем артикуляцию звука р):
Губки, зубки приоткрыли,
Про язык мы не забыли,
К бугорочкам поднимаем,
Дружно носиком вдыхаем
И моторчик запускаем: р-р-р_
Верно, теперь можно отправляться в путь. ( делаем под музыку круг по залу, дети сами управляют собаками-марионетками). Лог: Что это нашли наши собачки? Они нашли ведро.и зарычали р-ррр (изображаем) . Но ведро у нас веселое, что же в нем . Давайте поговорим на собачьем языке: ро-ро, мы нашли ведро, ру-ру -очень рады мы ведру, ра-ра-снимем крышку у ведра, ре-ре -может косточка в ведре? ри-ри – ты в ведро скорей смотри. Переворачиваем. Ведро говорит (аудиозапись): Я-говорящее ведро. Я должно передать вам послание от вашей подруги. Соберите из букв, спрятанных в киндерах слово ( В ведре прозрачные камешки логопед рассыпает их). А что это среди них? Киндер-сюрпризы. Давайте откроем капсулы. Что же в них? Дети находят буквы . логопед находит капсулу с листочком бумаги. Ребята, попробуйте составить из этих букв слово, а я прочитаю послание: “Дорогие Рокки, Ричи и ребята, приглашаю вас на свой день рождения, идите через поляну, Роки и Ричи знают дорогу”. Кто-же это приглашает нас? Дети из букв выкладывают на магнитной доске слово роза. Лог: – Странно ребята, цветок приглашает нас в гости? Подождите здесь еще что-то есть. Логопед открывает капсулу с запиской, читает: Вам пришло электронное послание прочтите его и вы узнаете кто же приглашает вас в гости. Давайте включим компьютер и прочитаем послание (изображение на экране компьютера- Роза Барбоскина из мультфильма). У Розы день рождения. Приглашаются все четвероногие друзья. Роза знала, что наши друзья здесь гуляют и найдут послание. Что пойдем? Но ведь на день рождения принято дарить подарки. Давайте отправимся в интернет –магазин (слайд с изображением подарков) и выберем . Не забудьте, что Роза любит подарки с рычащим звуком: р. Дети обсуждают вслух: - Я подарю Розе ракету компьютер . – Я подарю розе карандаши и фломастеры и т. д. Лог: Рокки и Ричи подарят Розе букеты цветов и торт. Давайте поможем нашим собачкам выбрать цветы для Розы . Рокки выберет цветы со звуком р, а Ричи со звуком рь. Рокки подарит пять нарциссов и две орхидеи. Ричи подарит три хризантемы и два ириса. Ребята , название какого цветка созвучно с именем нашей именинницы? Дети: Роза. Правильно. Наши собачки выбрали подарки, а мы с вами сделаем еще один подарок своими руками, мы создадим картину. Картина с изображением предметов называется натюрморт. А картина с изображением живого существа, называется портрет. Что бы вы хотели подарить Розе? М: Я хочу подарить Розе натюрморт. О: - Я хочу подарить Розе портрет. (обводят по точкам заготовленные рисунки в рамочках). Лог:- Можно идти к Розе. Прыгаем с собаками через кочки. Вот и дом Розы Почему Роза расстроена ? ( слайд на компьютере). Дружок порвал листок со списком подарков, давайте соединим листочки, поможем выложить названия подарков из слогов.. Проверьте друг у друга.(Дети составляют из слогов слова: карандаши, картина.) Лог: -Угадали мы с подарками и Роза снова радостная. (Слайд)
А теперь давайте скажем Розе поздравления красивыми полными предложениями. Пожелаем Розе крепкого здоровья много радости , верных друзей и хорошего настроения Дети проговаривают поздравления: Я поздравляю Розу с днем рождения и желаю крепкого здоровья и т. д.
Кто еще пришел в гости к Розе?( слайд щенячий патруль). Кого роза угощает мороженым? . Составьте предложение(Дети: Роза угощает мороженым Райдера, Маршала и т. д.) Лог: Давайте поможем Розе разложить карамельки и ириски в две конфетницы для гостей. Возьмите и себе угощение ,не больше пяти конфет, чтобы осталось другим гостям. Какие конфеты вы больше любите? Ответы детей: М: -Я возьму пят ирисок. О: –Я возьму три карамельки и две ириски, или др. Мы поздравили Розу, можем отправляться обратно в детский сад вместе с нашими четвероногими друзьями. Понравилась вам наша прогулка? Ребята, какой звук мы чаще всего повторяли сегодня вместе с нашими рычащими друзьями?
-Звук р. Правильно. Вы запомнили много слов с этим трудным звуком и всегда будете правильно произносить эти слова.
Дементьева Ирина Михайловна