Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Путешествие в Африку. Звуки Р-Рь»
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)
Тема: «Путешествие в Африку». Звуки «Р-Рь».
Оборудование:
раздаточный материал – светофорчики; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.
демонстрационный материал - «волшебное дерево»; «волшебное озеро-рыбки»; мнемосхема «звук»; мяч; техническое оборудование - презентация PowerPoint «Животные жарких стран».
Задачи:
Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове (середина - конец), дифференцировать согласные звуки по твёрдости - мягкости.
Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.
Обеспечить развитие умения словесно рисовать волшебную страну Африку.
Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.
Вызвать желание помогать друг другу.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть. Речедвигательный тренинг: «Обезьянки».
Педагог рассказывает стихотворение: Смешные обезьянки в Африке живут.
Жуют они бананы (Выполняют жевательные движения)
И песенку поют. (Поют гласные звуки: а-а-а; о-о-о; и-и-и; у-у-у.)
По пальмам они скачут. (Прыгают)
И на песке лежат. (Дети лежат на ковре)
В тенёчке отдыхают, Лапки расслабляют
И снова напрягают,
С животиком играют. (Вдох-живот наполняем воздухом, выдох-втягиваем).
Ножки поднимают и плавно опускают,
Они там не скучают - нас в гости приглашают!
В Африке живёт звук «Р». Произнесите этот звук. Характеристика звука «Р». (Мнемосхема) У звука «Р» ест братик-звук «Рь». Характеристика звука «Рь». Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали?
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж. Дети растирают фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.
Лев в тенёчке сладко спит, (мизинчик). Львица рядом с ним лежит (безымянный).
Носорог идёт домой, И качает головой (средний).
Зебры скачут рядом с ним (указательный).
А жираф стоит один (большой).
Тигр весело по Африке шагал, (сгибают пальцы в кулак)
Тигр слоги называл: ра-ро-ру-ры-рэ (загибают по очереди пальцы правой и левой рук)
Ря-рё-рю-ри-ре.
Педагог загадывает детям загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? (радуга) В Африке всегда жарко, светит яркое солнышко, а на небе появляется радуга. Вот и у нас на занятии появилась волшебная радуга. На доске педагог прикрепляет радугу, состоящую из прямоугольников разных цветов. Дети, мне эти прямоугольники напоминают отрывные календарики. Смотрите листочки приподнимаются и их можно снимать. Что же под листочками? Давайте снимем первый. Под листочками задания, которые нужно выполнить. Под прямоугольниками написаны цифры с заданиями.
1.Игра «Поймай звук». Слова: хобот, рычать, лама, рога, слон, горы, буйвол, жираф, крокодил, солнце, море, скала, носорог, бегемот, река, зверь.
2.Игра «Светофорчики». Слова: гора, зверь, нора, река, кенгуру, рычать, море, рога, грива, ручей, дерево, жара, берег, зебра, Африка, черепаха, верблюд.
В Африке живут разные животные. Давайте с ними познакомимся и поиграем в игры. Дети по слайдам презентации называют животных жарких стран, 3.определяют позицию звука в слове: середина слова (зебра, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, дикобраз, гепард, пантера, варан, кобра, мартышка); конец слова (тигр, лемур, ягуар).
4. Игра «сложные слова». У обезьяны четыре руки - она четверорукая; у крокодила короткие лапы - он коротколапый; у верблюдов два горба - он двугорбый; у слона короткий хвост - короткохвостый слон; у льва громкий голос - он громкоголосый; у крокодила острые зубы - он острозубый; у тигра зоркие глаза - он зоркоглазый.
Продолжаем наше путешествие по Африке. На пути нам встречается «Волшебное дерево».
5. Назовите, что растёт на волшебном дереве? Слова: торт, зефир, мармелад, шербет, мороженое, пирожное, пряники. Деление слов на слоги.
Продолжаем наше путешествие, и мы с вами подходим к волшебному озеру, в котором плавают необычные рыбки.
6. Игра «придумаем слова-родственники». Дети придумывают слова к слову «Рыба». Слова: рыбка, рыбонька, рыбёшка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачка, рыбачий, рыбачить, рыбий, безрыбье, рыбалка, рыболов.
7.Игра «Составь слова». На рыбках написаны слоги. Дети составляют из слогов слова (гу-ру-кен-кенгуру; дил-кро-ко - крокодил; ра-пан-те-пантера; рог-но-со-носорог; ты-шка-мар - мартышка). Дети читают слова. Составляют предложения с этими словами и считают, сколько слов в предложении.
Ру-ру-ру! Начинаем мы игру! Руку другу тянет друг - встали все в широкий круг!
8.Динамическая пауза - игра с мячом. « Скажи наоборот». Раз, два, раз, два,
Поиграем мы в слова.
Кому мячик попадёт - скажем, всё наоборот. Слова: закат-рассвет, утро - вечер, солнечная - пасмурная, смелый - трусливый, медленно - быстро, будущее-прошлое, жадный - щедрый, друг - враг, вежливый - грубый, злой - добрый, равнины - горы, доверчивый - хитрый, плохой - хороший, завтра - вчера, тихо - громко, молчать – говорить.
9.Игра «Замените первый звук в слове на звук Р.». Слова: хобот - робот, танец - ранец; забота - работа; мычать - рычать; пугать – ругать; макеты – ракеты; жакетка – ракетка; пыжик – рыжик; нога – рога; лама – рама; козы - розы; высь – рысь; мука – рука; мак – рак; кот - рот.10. Творческий рассказ: «Что я увидел в Африке?» (мнемотаблица).
Заключительная часть. Вам понравилось путешествие в Африку? Закончим наше путешествие волшебными словами: Шар земной (показ руками)
Мы обойдём (маршируем)
Много там друзей найдём (руки в замок).
Поплывём по океану (плывёт лодочка из двух рук)
Мы с отважным капитаном (штурвал).
Мы объездим целый свет (велосипед руками).
Но пока это секрет (пальчик у губ).