12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабалина Светлана Витальевна251
Учитель-логопед, работаю в детском саду.
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)

Тема: «Путешествие в Африку». Звуки «Р-Рь».

Оборудование:

раздаточный материал – светофорчики; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.

демонстрационный материал - «волшебное дерево»; «волшебное озеро-рыбки»; мнемосхема «звук»; мяч; техническое оборудование - презентация PowerPoint «Животные жарких стран».

Задачи:

Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове (середина - конец), дифференцировать согласные звуки по твёрдости - мягкости.

Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

Обеспечить развитие умения словесно рисовать волшебную страну Африку.

Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

Вызвать желание помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть. Речедвигательный тренинг: «Обезьянки».

Педагог рассказывает стихотворение: Смешные обезьянки в Африке живут.

Жуют они бананы (Выполняют жевательные движения)

И песенку поют. (Поют гласные звуки: а-а-а; о-о-о; и-и-и; у-у-у.)

По пальмам они скачут. (Прыгают)

И на песке лежат. (Дети лежат на ковре)

В тенёчке отдыхают, Лапки расслабляют

И снова напрягают,

С животиком играют. (Вдох-живот наполняем воздухом, выдох-втягиваем).

Ножки поднимают и плавно опускают,

Они там не скучают - нас в гости приглашают!

В Африке живёт звук «Р». Произнесите этот звук. Характеристика звука «Р». (Мнемосхема) У звука «Р» ест братик-звук «Рь». Характеристика звука «Рь». Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали?

Пальчиковая гимнастика. Самомассаж. Дети растирают фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку.

Лев в тенёчке сладко спит, (мизинчик). Львица рядом с ним лежит (безымянный).

Носорог идёт домой, И качает головой (средний).

Зебры скачут рядом с ним (указательный).

А жираф стоит один (большой).

Тигр весело по Африке шагал, (сгибают пальцы в кулак)

Тигр слоги называл: ра-ро-ру-ры-рэ (загибают по очереди пальцы правой и левой рук)

Ря-рё-рю-ри-ре.

Педагог загадывает детям загадку: Крашеное коромысло над рекой повисло? (радуга) В Африке всегда жарко, светит яркое солнышко, а на небе появляется радуга. Вот и у нас на занятии появилась волшебная радуга. На доске педагог прикрепляет радугу, состоящую из прямоугольников разных цветов. Дети, мне эти прямоугольники напоминают отрывные календарики. Смотрите листочки приподнимаются и их можно снимать. Что же под листочками? Давайте снимем первый. Под листочками задания, которые нужно выполнить. Под прямоугольниками написаны цифры с заданиями.

1.Игра «Поймай звук». Слова: хобот, рычать, лама, рога, слон, горы, буйвол, жираф, крокодил, солнце, море, скала, носорог, бегемот, река, зверь.

2.Игра «Светофорчики». Слова: гора, зверь, нора, река, кенгуру, рычать, море, рога, грива, ручей, дерево, жара, берег, зебра, Африка, черепаха, верблюд.

В Африке живут разные животные. Давайте с ними познакомимся и поиграем в игры. Дети по слайдам презентации называют животных жарких стран, 3.определяют позицию звука в слове: середина слова (зебра, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, дикобраз, гепард, пантера, варан, кобра, мартышка); конец слова (тигр, лемур, ягуар).

4. Игра «сложные слова». У обезьяны четыре руки - она четверорукая; у крокодила короткие лапы - он коротколапый; у верблюдов два горба - он двугорбый; у слона короткий хвост - короткохвостый слон; у льва громкий голос - он громкоголосый; у крокодила острые зубы - он острозубый; у тигра зоркие глаза - он зоркоглазый.

Продолжаем наше путешествие по Африке. На пути нам встречается «Волшебное дерево».

5. Назовите, что растёт на волшебном дереве? Слова: торт, зефир, мармелад, шербет, мороженое, пирожное, пряники. Деление слов на слоги.

Продолжаем наше путешествие, и мы с вами подходим к волшебному озеру, в котором плавают необычные рыбки.

6. Игра «придумаем слова-родственники». Дети придумывают слова к слову «Рыба». Слова: рыбка, рыбонька, рыбёшка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачка, рыбачий, рыбачить, рыбий, безрыбье, рыбалка, рыболов.

7.Игра «Составь слова». На рыбках написаны слоги. Дети составляют из слогов слова (гу-ру-кен-кенгуру; дил-кро-ко - крокодил; ра-пан-те-пантера; рог-но-со-носорог; ты-шка-мар - мартышка). Дети читают слова. Составляют предложения с этими словами и считают, сколько слов в предложении.

Ру-ру-ру! Начинаем мы игру! Руку другу тянет друг - встали все в широкий круг!

8.Динамическая пауза - игра с мячом. « Скажи наоборот». Раз, два, раз, два,

Поиграем мы в слова.

Кому мячик попадёт - скажем, всё наоборот. Слова: закат-рассвет, утро - вечер, солнечная - пасмурная, смелый - трусливый, медленно - быстро, будущее-прошлое, жадный - щедрый, друг - враг, вежливый - грубый, злой - добрый, равнины - горы, доверчивый - хитрый, плохой - хороший, завтра - вчера, тихо - громко, молчать – говорить.

9.Игра «Замените первый звук в слове на звук Р.». Слова: хобот - робот, танец - ранец; забота - работа; мычать - рычать; пугать – ругать; макеты – ракеты; жакетка – ракетка; пыжик – рыжик; нога – рога; лама – рама; козы - розы; высь – рысь; мука – рука; мак – рак; кот - рот.10. Творческий рассказ: «Что я увидел в Африке?» (мнемотаблица).

Заключительная часть. Вам понравилось путешествие в Африку? Закончим наше путешествие волшебными словами: Шар земной (показ руками)

Мы обойдём (маршируем)

Много там друзей найдём (руки в замок).

Поплывём по океану (плывёт лодочка из двух рук)

Мы с отважным капитаном (штурвал).

Мы объездим целый свет (велосипед руками).

Но пока это секрет (пальчик у губ).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.