12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Звонцова Виктория Владимировна29
5

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и экологии "Как спасти дождевого червяка".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и экологии «Как спасти дождевого червяка»



Звонцова Виктория Владимировна,

воспитатель Детского сада № 47 ОАО «РЖД»

г. Александрова Владимирской области

Цель:

Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы;

Сформировать бережное отношение к дождевым червякам;

Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Формирование представление о пищевых взаимосвязях дождевых червей, их роли в природе.


Материалы и оборудование: картинки: ёж, лягушка, крот, грач, земля, пищевые отходы, сгнившие листья, червь, строение червяка; чистый лист бумаги, баночки с червяками, баночки с мелкими камешками, бутылочки с водой, палочки, полоски цветной бумаги, фартуки, клеёнки, влажные салфетки, "грядка", "морковка".

В подарок детям: раскраска, значок, сказка "Дождевой червяк".


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, я наблюдала такую картину. На дорожках было множество червяков. Люди проходили мимо, торопились, топтали дождевых червяков ногами, даже не замечая их. А ведь червяки приносят огромную пользу, они удобряют почву , делают её плодородной. Вот я и подумала, а ведь мои ребята такие добрые и хорошие и не откажутся помочь червячкам. Ребята я предлагаю вам организовать службу по спасению дождевых червяков. Согласны? Как мы можем помочь дождевым червячкам? ( Убрать их с дороги, чтобы люди их не топтали ногами. Рассказать, какую пользу приносят дождевые червячки и т. д. ).

Для этого нам нужно всё узнать о дождевом черве.

- Ребята, где живёт дождевой червяк? (под землёй).

Да, это подземный житель. Живёт он в сырой и тёмной земле, где находится много гниющих растительных веществ. Продолжительность его жизни в благоприятных условиях 4 года, но в природе он живёт до 2 лет, т. к. подвергается экстремальным погодным условиям, а также сказывается недостаток пищи и вероятность быть съеденными.

- Ребята, а почему его называют дождевым червяком? Ещё его называют "выползок"(выползает на поверхность после дождя).

- Как вы думаете, почему червяк выползает на поверхность после дождя, хотя чувствует себя на поверхности неуютно.

Давайте проведём такой опыт. Возьмите баночки с мелкими камешками, как с комочками земли. Наполните её водой. Что мы наблюдаем?(вверх поднимаются пузырьки воздуха, а затем перестают).

- Что происходит?(вода вытесняет воздух). Также и в земле, когда норки червей заливает во время дождя водой, червям нечем дышать и они поднимаются на поверхность. Когда земля подсыхает, черви снова прячутся под землю, чтобы ветерок, лучи солнца не высушили их нежную кожицу.

- Ну, а теперь давайте рассмотрим строение червяка. (картинка + наглядный образец). Воспитатель раздаёт детям живых червячков (на чистый лист бумаги).

Черви - беспозвоночные создания, в их теле нет костей. Тело состоит из отдельных колец. Между кольцами находятся сегменты или части. Дождевые черви не имеют конечностей. Движение происходит за счёт сокращения мускулатуры тела. В земле они передвигаются либо проглатывая землю и пропуская её через себя, либо раздвигая частицы почвы с помощью своего более острого кончика хвоста. В передней части тела у взрослых особей имеется так называемый поясок, т. е. утолщение, охватывающее от 5 до 12 сегментов, обычно иначе окрашенное по сравнению с остальной частью тела. Кожные покровы в области пояска содержат большое количество желез, выделяющих питательное вещество для яиц при откладке яйцевых коконов. Поэтому в период размножения поясок выглядит сильно набухшим, а тогда, когда откладки коконов нет, область пояска отличается от соседних участков только цветом и иным характером поверхности тела. Форма пояска может быть кольцевой, если он развит одинаково сильно со всех сторон, или седлообразной, если с брюшной стороны он мало развит.

Выложим червяка на бумагу.

- Погладим червяка. Какое у него тельце? (гладкое). А теперь погладим в обратном направлении?(слегка шероховатое). Шероховатость создают щетинки. При движении в почве они упираются в стенки прорытого хода, не позволяя червю скользить. Если мы создадим тишину то услышим характерный шорох при его перемещении.

- Давайте переложим червяка на бумагу разного цвета. На какой из них он более незаметен? (Червяк имеет окраску цвета земли, в почве темно, яркая окраска не нужна).

- Можно ли определить, где у червяка голова, а где хвост? Обнаруживаем головной и хвостовой концы. Головной конец он медленно вытягивает вперёд, к нему подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен - служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается.

- Как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Есть ли у него глаза? Глаз нет.

Но, давайте поставим перед ним препятствие, палочку. (червь обогнал её). У этого подземного жителя нет глаз, но зато он хорошо чувствует всё, что его окружает.

Зубов у дождевых червей нет, точнее они есть, но находятся в желудке. Когда червяк хочет есть, он всасывает пищу через специальный орган- глотку. Затем с помощью мышц проталкивает пищу дальше, пока она не попадает в зоб, а потом в желудок. И вот уже там при помощи твердых зубоподобных выступов происходит перетирание пищи на мелкие частицы. Далее она переваривается в кишечнике с помощью ферментов и выходит из организма в виде отходов.

- Ребята, а теперь давайте отпустим червяка в среду его обитания. У вас на столах баночки с землёй. Положите туда червячка и понаблюдайте, как он уходит в землю.

-Чем питается червяк? (ответы детей).

Сейчас мы с вами построим "пищевую цепочку". Кто будет дождевым червяком?(у него картинка с дождевым червяком, на ней прикреплены цветные ленточки).

- Чем ты питаешься дождевой червяк? (выходят дети с соответствующими картинками и с помощью прищепок присоединяют свои картинки к картинке с дождевым червяком).

- Кто любит полакомиться дождевыми червями? (выходят дети с соответствующими картинками и также прикрепляют свои картинки с помощью прищепок).

- Ребята, кто в этой цепи, дождевой червяк по способу питания? (травоядный). Почему?

- А как можно назвать других животных? (охотники).

- Почему их называют охотниками? (потому что эти животные поедают тех, кто кормится растениями).

Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Все лесные жители друг от друга зависят. Кроту не прожить без дождевых червей, дождевым червям без листьев, всем вместе - без леса. Лес - это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья в цепочке.

- Ну, а теперь, ребята, скажите, пожалуйста, какую пользу приносят дождевые червяки? (Дождевые червячки улучшают почву пропуская её через себя, почва становится мягкой, рыхлой, в неё попадает воздух и вода. Всем растениям нужна работа дождевых червячков. Вот и я решила посадить на своей грядке морковку. Но моя земля твёрдая, не плодородная, в ней нет червячков, которые бы её взрыхлили. Помогите, пожалуйста.

Сейчас мы с вами превратимся в дождевых червячков (дети встают плотно друг за другом). Перед вами плотная, твёрдая земля (сделана из мягких модулей). Покажите, что произойдёт с землёй, если в ней будут жить червячки. (Дети раздвигают модули, образуют расстояния). Спасибо, теперь моя земля мягкая и ней можно сажать морковку.

- Ребята давайте все вместе посадим морковку. Дети сажают морковь.

Растения рады дождевым червячкам. Они дают им жизнь. Молодцы. Садитесь.

Итог.

- Р., о ком мы сегодня беседовали на занятии?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

Ребята, наше занятие подошло к концу. Яс гордостью вручаю вам эти значки. Вы вступили в службу по спасению дождевых червячков. Ещё дарю вам раскраски о червячках и сказку "Дождевой червяк".

Спасибо за занятие.

























3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.