Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе «Всё ли мы знаем о песке и глине»
КОНСПЕКТ Занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе «Всё ли мы знаем о песке и глине»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка, глины.
Образовательные задачи:
Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.
Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Развивать связную речь при ответах на вопросы; делать умозаключения; оформлять их в речи; использовать знания полученные на занятиях, в практической деятельности.
Обогащать словарь детей словами: рыхлый, сыпучий, песчинки.
Развить мелкую моторику, произвольное внимание, логическое мышление, любознательность, пытливость, самостоятельность.
Воспитывать чувство сотрудничество и умение работать в группе по 2 человека.
Активизация словаря:
Глина, песок, насыпать, наложить, высыпать, выложить, сдувать, твердая, влажный, мокрый.
Обогащение словаря:
Сыпучий, рыхлый, слипается, песчинки полупрозрачные, частички, впитывается, распадаются, фильтр, отфильтровать.
Оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждой подгруппы, листы бумаги, стаканчики с водой, пластмассовые тарелки, палочки, трубочки для коктейлей, фартуки, влажные салфетки
Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:
- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.
- вместе с детьми найти пути ее достижения
- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.
Ход занятия:
Звучит тихая музыка (звуки природы) и в группу входит воспитатель с детьми.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется наша планета?
Дети: Земля.
Воспитатель: Да, наша планета называется Земля, на ней есть горы, моря, океаны, леса, города, села, деревни, в которых живут люди, т. е. мы с вами. Если посмотреть на срез нашей планеты, то мы можем увидеть, что состоит она из множества слоев и существовать без одного из них она не сможет, т. е. будут обвалы, разрухи. А чтобы этого не происходило, человек должен изучать состав слоев и исследовать их свойства. Дети, как вы думаете: для чего это нужно – исследование?
Дети: Чтобы строить дома, мосты, железные дороги, сажать леса.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о песке?
Дети: он сыпучий, сухой, легкий
Воспитатель: Ребята, давайте это проверим на опыте.
Воспитатель: Тогда приступим к работе, будем изучать песок и глину и сравнивать их. Прежде чем начнем, давайте наденем фартуки и засучим рукава.
Опыты проводятся в подгруппе из 2 человек.
Воспитатель: А вы хотите узнать свойство песка и глины? Тогда мы с вами превращаемся в настоящих ученых. Мы сейчас с вами будем проводить опыты с песком и глиной.
Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети: легко.
Сделать вывод: песок сыпучий, и песчинки лежат в нем отдельно друг от друга.
Воспитатель: А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину?
Дети: Песок.
Воспитатель: Поэтому говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Сделать вывод: глина - не сыпучая, и песок сыплется легче, чем глина, и поэтому его называют сыпучий, а глина сыплется комочками.
Воспитатель: А сейчас тихо подуйте на песок. Что происходит с песчинками?
(Дети дуют от себя в сторону, соблюдая правила безопасности)
Дети: Они легко двигаются, сдуваются.
Воспитатель: Затем подуйте на комочки глины. Что видите теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?
Дети: они сдуваются труднее или совсем не двигаются.
Сделать вывод песок легкий, и легко передвигается от воздуха, глина - тяжелая, и не передвигается; песок легче раздувается, чем глина.
Воспитатель: Возьмите палочку и попробуйте «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представьте, что сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.
Сделать вывод: в песок «посадить» палочку легче, чем в глину, т. к. глина твердая.
Воспитатель: А теперь аккуратно налейте немного воды в розетку с песком. Потрогайте его. Каким он стал?
Дети: Влажным, мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуйте посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем налейте немного воды в розетку с глиной. Следите как водичка впитывается: быстро или медленно?
Дети: Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
Сделать вывод: вода быстрее впитывается в песок, а в глине она «стоит».
Воспитатель: Посадите «деревцо» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомните, когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
Сделать вывод: палочку «посадить» в мокрую глину, в мокрый песок тяжелее.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня узнали? Песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины. А еще, что узнали – песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло, а глина – из мелких частичек, прилипших друг к другу.
Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Что воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Во влажную землю (глину) легче сажать растения.
Воспитатель: А у нас дети сегодня сюрприз: У нас в гостях сама Матушка наша Земля.
Земля: Здравствуйте, дети! Узнала я сегодня, что вы начали исследовать мои недра. Это нужная работа, очень важная. Понравилось ли вам быть исследователями? (ответы детей)
Земля предлагает поиграть.
Воспитатель: А теперь давайте сами попробуем превратиться в глину и песок, но для этого давайте сначала вытрем руки об влажные салфетки и выйдем на коврик.
Физкультминутка:
Выходите на коврик. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратились. Присели все на корточки.
«Дунул сильный ветерок, натворил переполох,
Легкие песчинки – поднял он как пушинки,
И закружил легко.
Но ветер вдруг угомонился, песчинки разом приземлились»
Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.
«Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,
Но глины толстые куски, не поднять ему никак.
Будем дружненько стоять!»
Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами как артисты сами попробовали стать песчинками песка и глины.
Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались.
- Наше занятие окончено, идите мыть руки.