12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Анатольевна Клопова1001
Россия, Томская обл., Томск
2

Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе «Всё ли мы знаем о песке и глине»

КОНСПЕКТ Занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе «Всё ли мы знаем о песке и глине»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о свойствах песка, глины.

Образовательные задачи:

Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Развивать связную речь при ответах на вопросы; делать умозаключения; оформлять их в речи; использовать знания полученные на занятиях, в практической деятельности.

Обогащать словарь детей словами: рыхлый, сыпучий, песчинки.

Развить мелкую моторику, произвольное внимание, логическое мышление, любознательность, пытливость, самостоятельность.

Воспитывать чувство сотрудничество и умение работать в группе по 2 человека.

Активизация словаря:

Глина, песок, насыпать, наложить, высыпать, выложить, сдувать, твердая, влажный, мокрый.

Обогащение словаря:

Сыпучий, рыхлый, слипается, песчинки полупрозрачные, частички, впитывается, распадаются, фильтр, отфильтровать.

Оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждой подгруппы, листы бумаги, стаканчики с водой, пластмассовые тарелки, палочки, трубочки для коктейлей, фартуки, влажные салфетки

Чтобы данная работа была результативной, необходимо соблюдать следующие правила:

- перед проведением опыта сформулировать перед детьми цель.

- вместе с детьми найти пути ее достижения

- после проведение опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода его результата.

Ход занятия:

Звучит тихая музыка (звуки природы) и в группу входит воспитатель с детьми.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется наша планета?

Дети: Земля.

Воспитатель: Да, наша планета называется Земля, на ней есть горы, моря, океаны, леса, города, села, деревни, в которых живут люди, т. е. мы с вами. Если посмотреть на срез нашей планеты, то мы можем увидеть, что состоит она из множества слоев и существовать без одного из них она не сможет, т. е. будут обвалы, разрухи. А чтобы этого не происходило, человек должен изучать состав слоев и исследовать их свойства. Дети, как вы думаете: для чего это нужно – исследование?

Дети: Чтобы строить дома, мосты, железные дороги, сажать леса.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о песке?

Дети: он сыпучий, сухой, легкий

Воспитатель: Ребята, давайте это проверим на опыте.

Воспитатель: Тогда приступим к работе, будем изучать песок и глину и сравнивать их. Прежде чем начнем, давайте наденем фартуки и засучим рукава.

Опыты проводятся в подгруппе из 2 человек.

Воспитатель: А вы хотите узнать свойство песка и глины? Тогда мы с вами превращаемся в настоящих ученых. Мы сейчас с вами будем проводить опыты с песком и глиной.

Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?

Дети: легко.

Сделать вывод: песок сыпучий, и песчинки лежат в нем отдельно друг от друга.

Воспитатель: А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину?

Дети: Песок.

Воспитатель: Поэтому говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.

Сделать вывод: глина - не сыпучая, и песок сыплется легче, чем глина, и поэтому его называют сыпучий, а глина сыплется комочками.

Воспитатель: А сейчас тихо подуйте на песок. Что происходит с песчинками?

(Дети дуют от себя в сторону, соблюдая правила безопасности)

Дети: Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель: Затем подуйте на комочки глины. Что видите теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?

Дети: они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Сделать вывод песок легкий, и легко передвигается от воздуха, глина - тяжелая, и не передвигается; песок легче раздувается, чем глина.

Воспитатель: Возьмите палочку и попробуйте «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представьте, что сажаете маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.

Сделать вывод: в песок «посадить» палочку легче, чем в глину, т. к. глина твердая.

Воспитатель: А теперь аккуратно налейте немного воды в розетку с песком. Потрогайте его. Каким он стал?

Дети: Влажным, мокрым.

Воспитатель: Куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуйте посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем налейте немного воды в розетку с глиной. Следите как водичка впитывается: быстро или медленно?

Дети: Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Сделать вывод: вода быстрее впитывается в песок, а в глине она «стоит».

Воспитатель: Посадите «деревцо» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомните, когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

Сделать вывод: палочку «посадить» в мокрую глину, в мокрый песок тяжелее.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня узнали? Песок - рыхлый, сыпучий в отличие от глины. А еще, что узнали – песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, между ними есть свободное место, куда проникают ветер и солнечное тепло, а глина – из мелких частичек, прилипших друг к другу.

Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.

Что воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.

Во влажную землю (глину) легче сажать растения.

Воспитатель: А у нас дети сегодня сюрприз: У нас в гостях сама Матушка наша Земля.

Земля: Здравствуйте, дети! Узнала я сегодня, что вы начали исследовать мои недра. Это нужная работа, очень важная. Понравилось ли вам быть исследователями? (ответы детей)

Земля предлагает поиграть.

Воспитатель: А теперь давайте сами попробуем превратиться в глину и песок, но для этого давайте сначала вытрем руки об влажные салфетки и выйдем на коврик.

Физкультминутка:

Выходите на коврик. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратились. Присели все на корточки.

«Дунул сильный ветерок, натворил переполох,

Легкие песчинки – поднял он как пушинки,

И закружил легко.

Но ветер вдруг угомонился, песчинки разом приземлились»

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

«Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски, не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять!»

Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами как артисты сами попробовали стать песчинками песка и глины.

Подведение итогов.

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались.

- Наше занятие окончено, идите мыть руки.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.