12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жогно Римма Сергеевна286
Россия, Псковская обл., Псков

Программа «Сказки из старинного сундука бабушки Агафьи»

Конспект занятия с элементами ТРИЗ – технологий в старшей группе

Тема «Путешествие по следам колобка»


 

Цель:

- Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

- Формировать понимание относительности размера;

- Систематизировать знания детей о размерах животных;

- Формировать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения; 

- Активизировать словарный запас детей;

-Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов технологии ТРИЗ; 

- Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.

Оборудование:

- Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.

 

 

Ход занятия

Первый день путешествия.

На пороге своего дома, бабушка Агафья встречает детей. Приглашает к себе в гости. Дети рассаживаются на тканных дорожках. Бабушка Агафья из старинного сундука достает книгу сказок и говорит детям: «Чтобы узнать в какую сказку мы сегодня попадем и с кем познакомимся, нам нужно произнести сказочное заклинание». Дети вместе с бабушкой произносят сказочное заклинание:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То в страну веселых сказок

Можно сразу же попасть.

 

Бабушка Агафья достает из сундука клубок ниток, каждый участник путешествия наматывает нитку на руку и передает следующему участнику. Идут по тропинке, прыгают по кочкам, через болото и оказываются на лесной полянке. На полянке встречает старичок Лесовичок и загадывает загадку:

Бежит по дорожке
Без ручек, без ножек,
Румяные щечки и кругленький бок
Знакомый нам с детства, друзья,…….. .
(Колобок)

Бабушка Агафья предлагает старичку Лесовичку отправиться вместе с ними в путешествие. Лесовичок соглашается и спрашивает детей: «Кто сможет назвать всех героев сказки?»

Дети называют: дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Бабушка Агафья убирает клубок ниток в тряпичную котомку и достает книгу сказок. Дети со старичком Лесовичком рассаживаются на полянке, и бабушка читает сказку. Во время слов песенки колобка, дети поют песенку и выполняют имитационные действия:

Я колобок, колобок

По амбару метён

По сусекам скребён,

Я от бабушки ушел

Я от дедушки ушел…

После прочтения сказки, бабушка и дети замечают, что старичок Лесовичок загрустил. Спрашивают его: «Почему ты такой грустный?» Старичок отвечает: «Колобка жалко. Бабушку с дедушкой тоже жалко, не отведали румяного колобка».

Бабушка Агафья обращается к детям: «Ребятки, а как мы можем помочь бабушке с дедушкой?» (Варианты ответов детей). Бабушка предлагает сделать колобков.

Старичок Лесовичок приносит муку, воду и т.д. Все дружно делают тесто и потом из теста лепят колобков. Бабушка Агафья относит пирожки печься (на кухню в духовку).

Пока пекутся колобки все дружно играют в игру «Изобрази героя сказки». Бабушка и Лесовичок загадывают загадки про героев сказки «Колобок», дети отгадывают и под музыку имитируют (изображают движения) героев сказки.

Прыгает он ловко,
Не захотел он есть морковку.
А вкусный пирожок - румяный бок! (Зайчик)

Бурый, косолапый,
По лесу бредет.
Сладкоежкую слывет.
Летом ест малину, мед,
Повсречался с колобочком.
И обманутым остался. (Медведь)

Злобный, голодный,
Серый... (Волк)

 

В чьем желудке закончилась жизнь Колобка? (Лиса)

Бабушка Агафья приносит колобков из печи, все угощаются.

Вот и подошло наше путешествие к концу, нам пора возвращаться в сад, говорит бабушка. Дети прощаются со старичком Лесовичком.

Дети вместе с бабушкой произносят сказочное заклинание:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть,

То в страну веселых сказок

Можно сразу же попасть.

Бабушка Агафья достает из тряпичной котомки клубок ниток, каждый участник путешествия наматывает нитку на руку и передает следующему участнику. Идут по тропинке, прыгают по кочкам, через болото и оказываются в доме бабушки Агафьи.

Рефлексия.


 

Второй день путешествия.

На пороге своего дома, бабушка Агафья встречает детей. Приглашает к себе в гости. Дети рассаживаются на тканных дорожках.

Стук в дверь, в дом забегает зайчик из сказки «Колобок». Передает благодарность от бабушки и дедушки за угощение (печеные колобки). Просит помочь ему.

Анализ проблемной ситуации:

Зайчик рассказывает: - Вчера меня пригласили в гости. Сказали, что нужно прийти в маленький красный домик. Я пришел на улицу (выставляет разноцветные кубики), зашел в один красный домик – не тот, в другой – не тот… Так я в гости и не попал…

Бабушка Агафья: - Ребята, давайте поможем найти зайчику нужный дом. Ваши предложения? (Варианты детей).

Бабушка Агафья: - А в этот ты заходил (показывает на большой красный кубик)?

Зайчик: - Так ведь это большой дом, а мне сказали, надо в маленький…

Бабушка Агафья: - А кто тебя приглашал?

Зайчик: - Медведь

Бабушка Агафья: - Так ведь это для тебя домик большой, а для медведя он – маленький.

Зайчик: - Ой, точно!

Бабушка Агафья: - А этот красный домик (показывает) тебе кажется маленьким, а для мышки, которая там живет, он очень большой.

Зайчик: - Значит, получается, что одно и тоже может быть и большим и маленьким?

Бабушка Агафья: - Конечно, смотря для кого.

Зайчик: - Как интересно! А сам я какой: большой или маленький?

Бабушка Агафья: - И большой и маленький. Ребята, для кого зайчик большой? (Ответы детей). – А для кого маленький? (Ответы детей).

Зайчик: - А вы сами какие: большие или маленькие? (Ответы детей).

Игра «Большие – маленькие».

Дети идут по кругу. На команду «Большие!» поднимают руки вверх и идут на носочках, на команду «Маленькие!» - приседают и идут на корточках.

Зайчик: - Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Дети: - Да.

Зайчик: - Вот вам первая загадка (загадки с ответами не в рифму: Олеся Емельянова). Дети отгадывают загадки и находят картинки с героями сказки.

С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится.
(Колобок)

 

Он был молод да удал,
Много в жизни повидал,
И теперь, вот чудеса,
Снег не тает на усах.
(Дед)

 

Поскребла и помела –
Колобочка испекла.
(Бабка)

Серый попрыгунчик,
Ушками прядунчик.
Всех боится он в лесу –
И медведя и лису,
Только вот, наверняка,
Не боится Колобка.
(Зайчик)

Пасть кусачая,
Стать собачья,
Шерсть сеном,
Хвост поленом.
(Волк)

Этот зверь, хоть есть хотел,
Да остался не у дел:
Из-за косолапых ног
Колобка поймать не смог.
(Медведь)

Эта рыжая плутовка
Колобочка съела ловко.
(Лиса)

Зайчик: - Молодцы! Отгадали все загадки. – Это герои какой сказки? (зайчик прощается с детьми).

Бабушка Агафья: - предлагает детям упражнение «Расставь по порядку».

Упражнение «Расставь по порядку» (животных сказки).

Бабушка показывает детям 5 – 6 карточек с изображением разных животных (мышь, муравей, заяц, волк, лиса, медведь), нужно расставить животных сказки по росту, начиная с самого маленького. Бабушка спрашивает: - А почему вы карточки – мышь и муравей оставили в стороне. Не поставили по росту? (Дети: - Это не герои сказки).

После этого – обсуждение каждой карточки. Например: «Волк – большой или маленький? Для кого большой? Для кого маленький?» при ответах дети могут использовать содержание рядом стоящих карточек. При анализе ситуаций «Для кого лиса большая? Для кого маленькая?», дети используют знания из личного опыта.

Алгоритм решения изобретательских задач:

Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала» (герои сказки «Колобок»)

Бабушка Агафья загадывает слово «Медведь», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Это волк? и т.д.), бабушка отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.


Бабушка Агафья предлагает детям создать коллаж к сказке «Колобок». Дети делятся на 4 мини-группы. Каждой группе дается лист ватмана, материалы различные для творчества. Каждая группа делает свою часть общего коллажа. После завершения работы, все 4 части (4 листа ватмана) объединяются в один коллаж. Придумывается название коллажа, история, новое продолжение истории про колобок.

Подведение итогов.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.